Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 августа 2014 г. по делу N А34-1107/2014 (судья Григорьев А.А.).
В заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Ефремов Р.Р. (доверенность от 01.01.2014 N 13);
- Государственной жилищной инспекции Курганской области - Лиханова А.С. (доверенность от 21.05.2014 N 1).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "КГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Курганской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 05.12.2013 N 0001233 об устранении нарушений законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО "УК "Жилищник", управляющая организация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.08.2014 (резолютивная часть объявлена 13.08.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда по настоящему делу и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда о законности вынесенного решения сделаны без исследования всех обстоятельств, изучения всех доводов заявителя и приложенных доказательств.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание отсутствие у ГЖИ Курганской области законных оснований выдачи обществу оспариваемого предписания. Предписание N 0001233 от 05.12.2013 выдано ОАО "КГК" на основе доказательств, полученных заинтересованным лицом в ходе административного расследования, возбужденного по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Вынесенное административным органом постановление от 11.12.2014 N 140, о привлечении к ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 руб., решением Арбитражного суда Курганской области от 30.04.2014 по делу N А34-7472/2013 признано незаконным. Таким образом, обжалуемое предписание выдано заявителю как ресурсоснабжающей организации, в рамках административного производства, подлежащего прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При наличии управляющей организации в качестве формы управления многоквартирным жилым домом, она является исполнителем коммунальных услуг владельцам помещений в таком доме и лицом, ответственным за качество предоставляемых коммунальных услуг. В случае выявления инспекцией факта предоставления некачественных услуг (в т.ч. по горячему водоснабжению) управляющая организация должна признаваться субъектом состава административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 7.23 КоАП РФ, адресатом соответствующих предписаний об устранении нарушения законодательства. Факт заключения договора управления многоквартирным домом в письменной форме не снимает с управляющей организации обязательств по предоставлению всех коммунальных услуг, возможных с учетом степени благоустройства многоквартирного дома.
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом не принят во внимание довод заявителя об отсутствии полномочий инспекции на выдачу оспариваемого предписания.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо - ООО "УК "Жилищник" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене либо изменению.
Как следует из материалов дела, в Прокуратуру г. Кургана, обратился житель дома, расположенного по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, дом N 10 в связи с низкой температурой горячей воды, данное заявление было направлено в инспекцию для рассмотрения по существу (т. 1, л.д. 99).
По итогам проведенной в период с 27.11.2013 по 05.12.2013 внеплановой проверки, инспекцией составлен Акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 3400 от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 105-106).
27.11.2013 выполнены замеры температуры горячей воды на вводе в жилой дом, расположенный по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 мкрн. д. 10 в 1-ом корпусе (подъезды N 1,2,3), в 3-ем корпусе (подъезды N 7,8,9) и у потребителей. Температура горячей воды на вводе в здание в 1-ом корпусе (подъезды N 1,2,3) составляла 55 град.С.
Температура горячей воды на вводе в здание в 3-ем корпусе (подъезды N 7,8,9) составляет 40 С°, что ниже нормативной температуры горячей воды на 10 С°. По нормативным требованиям температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 С° до 75 С°.
Температура на выходе из ТП - 132 составляет 65 градусов С°. В квартирах N 121,122,123 (корпус N 3 подъезд N 9) температура горячей воды при открытии крана составляет 20 С° и после слива воды в течение 3 минут составляет 35 С°. Замеры горячей воды проводились термометром спиртовым и специальным прибором - Темп-3.2, заводской номер N 667, свидетельство о поверке N 1350 действительно до 03.10.2014; термометром Raynger заводской номер N 12520747 свидетельство о поверке N 31928/1 действительно до 02.10.2015.
Сеть наружного горячего водоснабжения, проходящая надземным способом от корпуса N 2 (подъезды N 4,5,6) к корпусу N 3 (подъезды N 7,8,9) и находящаяся в зоне ответственности ОАО "Курганская генерирующая компания" имеет неисправную тепловую изоляцию, местами тепловая изоляция полностью отсутствует.
По результатам проведенной проверки и выявленных нарушений п. 4.16.3 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" государственным жилищным инспектором Батиной Е.А. в отношении ОАО "КГК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 108-109).
По результатам контрольного мероприятия заявителю, как ресурсоснабжающей организации, выдано предписание N 0001233 от 5.12.2013 об устранении нарушений законодательства (т. 1, л.д. 110), в соответствии с которым заявителю вменено в обязанность в срок до 16.12.2013 обеспечить нормативный уровень коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям дома с параметрами температуры воды не менее 50 град.С и не более 75 град.С в водоразборных точках и на вводе в жилой дом (подъезды N 7,8,9) (т. 1, л.д. 110).
Также, постановлением инспекции от 11.12.2013 N 140 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в виде штрафа в размере 5 000 рублей (т. 2, л.д. 36).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.04.2014 по делу N А34-7472/2013, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, постановление инспекции от 11.12.2013 N 140 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса признано незаконным и отменено.
Считая предписание инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снижение температуры горячей воды ниже нормативного уровня, выявлено инспекций на вводе в жилой дом, то есть в границах ответственности ресурсоснабжающей организации, в связи с чем предписание заявителю инспекцией выдано правомерно.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 "Положения о Государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219, Государственная жилищная инспекция Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пунктам 1, 5, 6 "Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Аналогичными полномочиями наделено заинтересованное лицо в соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. "Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Таким образом, обжалуемое предписание выдано ГЖИ Курганской области в пределах компетенции, предоставленной этому органу указанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании частей 15, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно подпункту "а" пункта 18 "Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Таким образом, при наличии договора на покупку коммунального ресурса, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, д. 10, проведенного в форме заочного голосования от 25.11.2012, жильцами названного дома ООО "УК "Жилищник" избрано в качестве управляющей организации (т. 1, л.д. 127-130), заключен договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений от 19.11.2012 (т. 1, л.д. 121-126).
Согласно п. 2.1 указанного Договора, собственник поручает, а управляющая компания за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Между ОАО "КГК" и ООО "УК Жилищник" 15.07.2013 заключен договор теплоснабжения N 5312 (т. 1, л.д. 27-35).
Согласно п. 1.2 договора N 5312, он заключен с целью оказания Потребителем (ООО "УК "Жилищник") коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению владельцам помещений в многоквартирных домах, в том числе жильцам дома N 10, расположенного по адресу: 5 микрорайон в п. Заозерный.
ОАО "КГК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1064501172416. Из положений устава ОАО "КГК" следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09. "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом данные показания в дневное время не должны отклоняться от установленных более чем на 3 °C.
На основании пунктов 8, 6 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Таким образом, допускается заключение договора о предоставлении коммунальных услуг с исполнителем путем совершения конклюдентных действий. При этом исполнителем по данному договору может быть и ресурсоснабжающая организация.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А34-7472/2013, договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354. Исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 10 в 5-м микрорайоне г. Кургана является ООО "УК "Жилищник", ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных услуг исполнителю коммунальных услуг является ОАО "КГК".
Поскольку ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, суды при рассмотрении дела N А34-7472/2013 пришли к выводу о том, что привлечение ОАО "КГК" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является неправомерным.
При рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о необходимости разграничивать ответственность ресурсоснабжающей и управляющей организаций за поставку горячей воды надлежащего качества по границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, из условий заключенного между управляющей организацией ООО "УК "Жилищник" и ОАО "КГК" договора теплоснабжения от 15.07.2013 N 5312 в случае установления факта несоответствия параметров теплоносителя в точке поставки требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, ответственность за оказание некачественной коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению владельцам помещений в многоквартирном доме возлагается на теплоснабжающую организацию и Потребителя пропорционально допущенным отклонениям от установленных параметров теплоносителя следующим образом: до точки поставки ответственность несет теплоснабжающая организация; от точки поставки до точки водоразбора ответственность несет потребитель (управляющая организация) (п. 6.10 договора, т. 1, л.д. 30).
При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества, в том числе соответствующего установленного температурного минимума, до точки присоединения к внутридомовым сетям горячего водоснабжения лежит на ресурсоснабжающей организации ОАО "КГК".
Так как в ходе проведенной внеплановой проверки установлено снижение температуры подачи горячей воды до 40 град.С на вводе в дом, ОАО "КГК" является лицом, нарушившим требования Правил N 354, в связи с чем инспекцией правомерно вынесено предписание в адрес ресурсоснабжающей организации.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ГЖИ Курганской области отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемого предписания, поскольку предписание выдано заявителю как ресурсоснабжающей организации, в рамках административного производства, подлежащего прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отклоняется как необоснованный. Обжалуемое предписание от 05.12.2013 N 0001233 выдано по результатам внепланового мероприятия по контроля, произведенного инспекцией, вынесено на основании ст. 3.1.1. и 4.1.2 Положения "О государственной жилищной инспекции Курганской области", что следует непосредственно из содержания предписания, а не на основании принятого позднее и признанного незаконным в судебном порядке постановления ГЖИ Курганской области от 11.12.2013 N 140 о привлечении ОАО "КГК" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии полномочий инспекции на выдачу оспариваемого предписания, также подлежит отклонению.
Как отмечено выше, государственные жилищные инспекции в Российской Федерации осуществляют контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Таким образом, инспекция, уполномочена на выявление нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме как основанные на неверном толковании норм материального права и несоответствующие установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20 августа 2014 г. по делу N А34-1107/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 18АП-11825/2014 ПО ДЕЛУ N А34-1107/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 18АП-11825/2014
Дело N А34-1107/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 августа 2014 г. по делу N А34-1107/2014 (судья Григорьев А.А.).
В заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Ефремов Р.Р. (доверенность от 01.01.2014 N 13);
- Государственной жилищной инспекции Курганской области - Лиханова А.С. (доверенность от 21.05.2014 N 1).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "КГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Курганской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 05.12.2013 N 0001233 об устранении нарушений законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО "УК "Жилищник", управляющая организация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.08.2014 (резолютивная часть объявлена 13.08.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда по настоящему делу и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда о законности вынесенного решения сделаны без исследования всех обстоятельств, изучения всех доводов заявителя и приложенных доказательств.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание отсутствие у ГЖИ Курганской области законных оснований выдачи обществу оспариваемого предписания. Предписание N 0001233 от 05.12.2013 выдано ОАО "КГК" на основе доказательств, полученных заинтересованным лицом в ходе административного расследования, возбужденного по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Вынесенное административным органом постановление от 11.12.2014 N 140, о привлечении к ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 руб., решением Арбитражного суда Курганской области от 30.04.2014 по делу N А34-7472/2013 признано незаконным. Таким образом, обжалуемое предписание выдано заявителю как ресурсоснабжающей организации, в рамках административного производства, подлежащего прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При наличии управляющей организации в качестве формы управления многоквартирным жилым домом, она является исполнителем коммунальных услуг владельцам помещений в таком доме и лицом, ответственным за качество предоставляемых коммунальных услуг. В случае выявления инспекцией факта предоставления некачественных услуг (в т.ч. по горячему водоснабжению) управляющая организация должна признаваться субъектом состава административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 7.23 КоАП РФ, адресатом соответствующих предписаний об устранении нарушения законодательства. Факт заключения договора управления многоквартирным домом в письменной форме не снимает с управляющей организации обязательств по предоставлению всех коммунальных услуг, возможных с учетом степени благоустройства многоквартирного дома.
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом не принят во внимание довод заявителя об отсутствии полномочий инспекции на выдачу оспариваемого предписания.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо - ООО "УК "Жилищник" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене либо изменению.
Как следует из материалов дела, в Прокуратуру г. Кургана, обратился житель дома, расположенного по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, дом N 10 в связи с низкой температурой горячей воды, данное заявление было направлено в инспекцию для рассмотрения по существу (т. 1, л.д. 99).
По итогам проведенной в период с 27.11.2013 по 05.12.2013 внеплановой проверки, инспекцией составлен Акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 3400 от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 105-106).
27.11.2013 выполнены замеры температуры горячей воды на вводе в жилой дом, расположенный по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 мкрн. д. 10 в 1-ом корпусе (подъезды N 1,2,3), в 3-ем корпусе (подъезды N 7,8,9) и у потребителей. Температура горячей воды на вводе в здание в 1-ом корпусе (подъезды N 1,2,3) составляла 55 град.С.
Температура горячей воды на вводе в здание в 3-ем корпусе (подъезды N 7,8,9) составляет 40 С°, что ниже нормативной температуры горячей воды на 10 С°. По нормативным требованиям температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 С° до 75 С°.
Температура на выходе из ТП - 132 составляет 65 градусов С°. В квартирах N 121,122,123 (корпус N 3 подъезд N 9) температура горячей воды при открытии крана составляет 20 С° и после слива воды в течение 3 минут составляет 35 С°. Замеры горячей воды проводились термометром спиртовым и специальным прибором - Темп-3.2, заводской номер N 667, свидетельство о поверке N 1350 действительно до 03.10.2014; термометром Raynger заводской номер N 12520747 свидетельство о поверке N 31928/1 действительно до 02.10.2015.
Сеть наружного горячего водоснабжения, проходящая надземным способом от корпуса N 2 (подъезды N 4,5,6) к корпусу N 3 (подъезды N 7,8,9) и находящаяся в зоне ответственности ОАО "Курганская генерирующая компания" имеет неисправную тепловую изоляцию, местами тепловая изоляция полностью отсутствует.
По результатам проведенной проверки и выявленных нарушений п. 4.16.3 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" государственным жилищным инспектором Батиной Е.А. в отношении ОАО "КГК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 108-109).
По результатам контрольного мероприятия заявителю, как ресурсоснабжающей организации, выдано предписание N 0001233 от 5.12.2013 об устранении нарушений законодательства (т. 1, л.д. 110), в соответствии с которым заявителю вменено в обязанность в срок до 16.12.2013 обеспечить нормативный уровень коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям дома с параметрами температуры воды не менее 50 град.С и не более 75 град.С в водоразборных точках и на вводе в жилой дом (подъезды N 7,8,9) (т. 1, л.д. 110).
Также, постановлением инспекции от 11.12.2013 N 140 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в виде штрафа в размере 5 000 рублей (т. 2, л.д. 36).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.04.2014 по делу N А34-7472/2013, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, постановление инспекции от 11.12.2013 N 140 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса признано незаконным и отменено.
Считая предписание инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снижение температуры горячей воды ниже нормативного уровня, выявлено инспекций на вводе в жилой дом, то есть в границах ответственности ресурсоснабжающей организации, в связи с чем предписание заявителю инспекцией выдано правомерно.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 "Положения о Государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219, Государственная жилищная инспекция Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пунктам 1, 5, 6 "Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Аналогичными полномочиями наделено заинтересованное лицо в соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. "Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Таким образом, обжалуемое предписание выдано ГЖИ Курганской области в пределах компетенции, предоставленной этому органу указанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании частей 15, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно подпункту "а" пункта 18 "Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Таким образом, при наличии договора на покупку коммунального ресурса, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, д. 10, проведенного в форме заочного голосования от 25.11.2012, жильцами названного дома ООО "УК "Жилищник" избрано в качестве управляющей организации (т. 1, л.д. 127-130), заключен договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений от 19.11.2012 (т. 1, л.д. 121-126).
Согласно п. 2.1 указанного Договора, собственник поручает, а управляющая компания за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Между ОАО "КГК" и ООО "УК Жилищник" 15.07.2013 заключен договор теплоснабжения N 5312 (т. 1, л.д. 27-35).
Согласно п. 1.2 договора N 5312, он заключен с целью оказания Потребителем (ООО "УК "Жилищник") коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению владельцам помещений в многоквартирных домах, в том числе жильцам дома N 10, расположенного по адресу: 5 микрорайон в п. Заозерный.
ОАО "КГК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1064501172416. Из положений устава ОАО "КГК" следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09. "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом данные показания в дневное время не должны отклоняться от установленных более чем на 3 °C.
На основании пунктов 8, 6 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Таким образом, допускается заключение договора о предоставлении коммунальных услуг с исполнителем путем совершения конклюдентных действий. При этом исполнителем по данному договору может быть и ресурсоснабжающая организация.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А34-7472/2013, договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354. Исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 10 в 5-м микрорайоне г. Кургана является ООО "УК "Жилищник", ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных услуг исполнителю коммунальных услуг является ОАО "КГК".
Поскольку ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, суды при рассмотрении дела N А34-7472/2013 пришли к выводу о том, что привлечение ОАО "КГК" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является неправомерным.
При рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о необходимости разграничивать ответственность ресурсоснабжающей и управляющей организаций за поставку горячей воды надлежащего качества по границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, из условий заключенного между управляющей организацией ООО "УК "Жилищник" и ОАО "КГК" договора теплоснабжения от 15.07.2013 N 5312 в случае установления факта несоответствия параметров теплоносителя в точке поставки требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, ответственность за оказание некачественной коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению владельцам помещений в многоквартирном доме возлагается на теплоснабжающую организацию и Потребителя пропорционально допущенным отклонениям от установленных параметров теплоносителя следующим образом: до точки поставки ответственность несет теплоснабжающая организация; от точки поставки до точки водоразбора ответственность несет потребитель (управляющая организация) (п. 6.10 договора, т. 1, л.д. 30).
При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества, в том числе соответствующего установленного температурного минимума, до точки присоединения к внутридомовым сетям горячего водоснабжения лежит на ресурсоснабжающей организации ОАО "КГК".
Так как в ходе проведенной внеплановой проверки установлено снижение температуры подачи горячей воды до 40 град.С на вводе в дом, ОАО "КГК" является лицом, нарушившим требования Правил N 354, в связи с чем инспекцией правомерно вынесено предписание в адрес ресурсоснабжающей организации.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ГЖИ Курганской области отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемого предписания, поскольку предписание выдано заявителю как ресурсоснабжающей организации, в рамках административного производства, подлежащего прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отклоняется как необоснованный. Обжалуемое предписание от 05.12.2013 N 0001233 выдано по результатам внепланового мероприятия по контроля, произведенного инспекцией, вынесено на основании ст. 3.1.1. и 4.1.2 Положения "О государственной жилищной инспекции Курганской области", что следует непосредственно из содержания предписания, а не на основании принятого позднее и признанного незаконным в судебном порядке постановления ГЖИ Курганской области от 11.12.2013 N 140 о привлечении ОАО "КГК" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии полномочий инспекции на выдачу оспариваемого предписания, также подлежит отклонению.
Как отмечено выше, государственные жилищные инспекции в Российской Федерации осуществляют контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Таким образом, инспекция, уполномочена на выявление нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме как основанные на неверном толковании норм материального права и несоответствующие установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20 августа 2014 г. по делу N А34-1107/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)