Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2015 N 04АП-322/2015 ПО ДЕЛУ N А78-11032/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N А78-11032/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2014 года по делу N А78-11032/2014 по заявлению Администрации городского округа "Город Чита" (ИНН 7536031229, ОГРН 1027501183467) о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Забайкальского края N 1529 от 29.09.2014 (ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864)
суд первой инстанции, судья Горкин Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: Добромыслова Т.С., представителя по доверенности от 21.01.2015
- от третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственной "Управляющая компания "Кенон" (ОГРН 1077536008681 ИНН 7536083072): не было;

- установил:

Заявитель, Администрация городского округа "Город Чита", обратился в суд с требованием о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Забайкальского края N 1529 от 29.09.2014.
Решением суда первой инстанции 05 декабря 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Инспекцией был сделан запрос в администрацию городского округа "Город Чита" комитет по управлению имуществом о предоставлении информации границы придомовой территории по адресу: г. Чита, ул. Онискевича, 30.
Придомовая территория - определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома (п. 2.6 Правил).
Согласно предоставленной информации - схемы (исх. N 7431 от 19.11.2014) границы земельного участка жилого дома по адресу: г. Чита, ул. Онискевича, 30 сформированы по ограждение (забор). Таким образом, можно прийти к выводу, что придомовая территория данного дома определена по ограждение. Все что находится за пределами ограждения является территорией городского округа "Город Чита". Кроме того, согласно полученной информации в реестре муниципальной собственности значится квартира N 1 по ул. Онискевича.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно п. 3 ст. 16 ФЗ-131 владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городского округа "Город Чита". Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 5 Устава городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита".
Согласно предоставленной информации от ООО УК "Кенон" дом N 30 по ул. Онискевича был передан администрацией городского округ "Город Чита" (так как является собственником муниципальных помещений в многоквартирном доме) на обслуживание в декабре 2013 года.
При передаче многоквартирного дома отсутствовали объекты для обслуживания данного дома, в том числе помойницы, контейнеры, уборная.
Таким образом, анализируя вышеприведенное, суд приходит к выводу, что на Администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность по организации мест для сбора мусора и организации его вывоза в соответствии с требованиями закона.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомления N 67200284588743.
Представленным ходатайством, Администрация просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что вопросы, которые Инспекция указала в предписании и исполнение которых возложено на Администрацию, должны решать собственники многоквартирного дома и управляющая компания.
Представитель Инспекции в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200284588767.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 03.03.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Из жалоб, поступивших в Инспекцию (т. 1, л. 27-29) следует, что по адресу Онискевича 30 кв. 3 не убирают нечистоты, отсутствуют баки под сухой мусор, не огорожена помойка.
Распоряжением о проведении внеплановой проверки, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 24.09.2014 N 4062 в отношении Администрации муниципального образования городского округа "город Чита" с целью "проведения мероприятий по государственному контролю по проверке информации о событиях правонарушений, выраженных в нарушении правил содержания и эксплуатации жилищного фонда в жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Онискевича, д. 30 (вх. N ж-4-3591 от 17.09.2014)" назначено проведение проверки (т. 1, л. 30).
По результатам проверки жилого дома по адресу: г. Чита ул. Онискевича, 30 составлен акт проверки от 29.09.2014 (т. 1, л. 33).
Как следует из указанного акта проверки, в ходе проверки установлено:
1. отсутствие помойниц и контейнеров для сбора жидких и твердых бытовых отходов.
2. на прилегающих территориях домов 26-32 по ул. Онискевича, пер. Путейсикий, 3 скопление несанкционированной свалки бытовых отходов, жидких помоев и прочее.
Вместе с указанным актом, инспекцией по результатам жилищного контроля в адрес Администрации вынесено предписание N 1529 от 29.09.2014 (т. 1, л. 35), которым предложено до 15.10.2014 устранить следующие нарушения гл. 3 (п. 3.1, 3.2.2, 3.5, 3.4, 3.7, 3.19, 3.20) решения Думы городского округа город Чита от 20.12.207 N 233 "О принятии Правил благоустройства территории городского округа "город Чита".
Администрация посчитав, что указанное предписание нарушает ее права и законные интересы, поскольку обслуживание домов находится в компетенции собственников и управляющей компании, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 20 ЖК РФ, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2).
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 2.2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ч. 5):
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Таким образом, жилищная инспекция, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющая функции направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Из названного также следует, что контроль за соблюдением названных требований осуществляется в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами исходя из возложенных на них обязанностей.
Из материалов дела, из договора N 20 управления многоквартирным жилым домом от 02.12.2013, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Чита, ул. Оничкевича 30, 1956 года постройки, следует, что дом передан в управление управляющей компании ООО УК "Кенон".
Как следует из письма ООО УК "Кенон", от 21.11.2011 (т. 1, л. 74) направленного им в адрес Жилищной инспекции, неблагоустроенный дом по адресу: г. Чита, ул. Онискевича 30 перешел в управление по конкурсу с декабря 2013 года. На придомовой территории отсутствовала выгребная яма, туалет, было большое скопление твердо-бытовых отходов в количестве 70 куб. м.
Суд апелляционной инстанции, оценивая жалобы граждан (т. 1, л. 27-29), акт проверки Инспекции, договор с управляющей компанией и ее письмо в адрес Инспекции, письмо Администрации о территории указанного жилого дома (т. 1, л. 72), считает, что из фактических материалов дела следуют следующие обстоятельства.
Многоквартирный неблагоустроенный жилой дом, расположенный по адресу: г. Чита, Онискевича, 30 в силу своего благоустройства, должен иметь на придомовой территории помойницу для сбора жидких отходов, контейнеры для сбора твердых бытовых.
При этом, суд апелляционной инстанции, делая данные выводы, принимает во внимание, что ни акт проверки, ни иные документы проверки, ни сведения с официального сайта www.reformagkh.ru/myhouse/view/8809292 не содержат каких-либо сведений об указанном жилом доме.
В то же время, поскольку стороны не оспаривают в судебном заседании, что исходя из благоустройства указанного дома, его составной частью должны быть помойница для сбора жидких отходов и контейнеры для сбора твердых бытовых, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считает данные обстоятельства установленными.
Что касается скопления свалки бытовых отходов и жидких помоев, то только из письма управляющей компании от 21.11.2014 (т. 1, л. 74) следует, что скопление такого мусора произошло на придомовой территории жилого дома, в то время как акт проверки таких сведений не содержит.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что при разрешении вопроса связанного с устранением нарушения в виде скопления твердых бытовых отходов и жидких помоев, следует исходить из того, что в данном случае речь идет о территории, относящейся к указанному жилому дому, придомовой территории.
Указание в предписании и акте проверки на прилегающую территорию, в данном случае расценивается судом как использование термина не позволяющего определить статус территории относительно указанного жилого дома, поскольку она может пониматься и как придомовая территория, т.е. территория определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что из материалов дела усматривается, что указанные нарушения в целом связаны и обусловлены содержанием многоквартирного жилого дома по адресу: Чита, ул. Онискевича 30.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считается установленным.
Согласно ст. 161 ЖК РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать (ч. 1.1):
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом установленный законом (ч. 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4).
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (ч. 4.1).
Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи (ч. 7).
Из указанного следует, что в компетенцию органа местного самоуправления входит исключительная обязанность по организации управления многоквартирным жилым домам путем проведения конкурса и выбора управляющей компании, в то время как именно управляющая компания обязана организовать надлежащее содержание многоквартирного жилого дома и придомовой территории.
Как указывалось ранее, согласно договору N 20 управления многоквартирным жилым домом от 02.12.2013 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Чита, ул. Оничкевича 30, 1956 года постройки, передан в управление управляющей компании, ООО УК "Кенон" по итогам проведенного конкурса.
При этом, как понимает суд апелляционной инстанции на момент проведения проверки Инспекцией условий содержания указанного жилого дома, данный дом не был передан в установленном порядке какой-либо управляющей компании, в то время как надлежаще содержание указанного дома надлежало соблюдать его собственникам.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает ошибочными доводы Инспекции и суда первой инстанции о том, что поскольку квартира N 1 является собственностью муниципального округа "город Чита", то Администрация как собственник обязана принять меры к надлежащему содержанию указанного жилого дома, т.к. законом установлено, что не собственник, а собственники обязаны принимать меры к надлежащему содержанию принадлежащего им имущества, включая и общее имущество жилого дома, при этом такие вопросы разрешаются на общем собрании собственников жилья, в том числе через нанятую ими управляющую компанию.
При этом содержание придомовой территории, в том числе соответствии с гл. 3 (п. 3.1, 3.2.2, 3.5, 3.4, 3.7, 3.19, 3.20) Правил благоустройства территории городского округа "город Чита", утвержденных решением Думы городского округа город Чита от 20.12.207 N 233 "О принятии Правил благоустройства территории городского округа "город Чита", обязаны соблюдать собственники или нанятые ими управляющие компании.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции, оценивая оспариваемое предписание считает, что оно вынесено уполномоченным органом в адрес Администрации, в силу названных норм обязанной организовать надлежащее содержание многоквартирного жилого дома по адресу: Чита, ул. Онискевича, 30, включая придомовую территорию жилого дома.
С учетом полномочий Администрации и ее функциональных обязанностей, суд апелляционной инстанции считает, что данное предписание понимается как требование от Администрации исполнения ее прямой обязанности организовать в установленном порядке надлежащее содержание указанного жилого дома и придомовой территории. При этом суд апелляционной инстанции понимает, что выбор управляющей компании, это реализация Администрацией своих полномочий по выбору управляющей компании для надлежащего содержания указанного жилого дома и придомовой территории, т.е. совершение действий направленных на исполнение указанного предписания.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что названное предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку направлено исключительно на понуждение Администрации к принятию установленных законом мер по надлежащему содержанию указанного жилого дома и придомовой территории.
Те обстоятельства, что до назначения управляющей компании на придомовой территории указанного жилого многоквартирного дома имелись нарушения, в данном случае подлежат разрешению путем гражданско-правовых взаимоотношений между Администрацией и управляющей компанией.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Кроме того суд апелляционной инстанции обращает внимание на ошибочность выводов суда первой инстанции при толковании им Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 26 главы 3 статьи 5 Устава города Читы, по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах настоящего дела не имеется доказательств того, что Администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия Администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается в частности диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, данные выводы не привели к принятию судом первой инстанции неправильного решения.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "05" декабря 2014 года по делу N А78-11032/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)