Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия энергоснабжающей организации, предъявившей управляющей компании к оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение, в объеме, превышающем ее объем, определенный по показаниям приборов учета (сверх потребленного населением коммунального ресурса).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А79-8677/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Коммунальные технологии" (ИНН: 2128051193, ОГРН: 1032128013488)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
о признании незаконными решения и предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа",
и
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 18.09.2014 по делу N 27/04-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа" (далее - ООО "УК "Альфа").
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 25.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дели и имеющимся доказательствам, неправильно применили нормы материального и процессуального права, а именно подпункт 2 пункта 4 статьи 170, подпункт 12 пункта 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4936, не применили постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", подлежащее, по мнению Общества, применению.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
ООО "УК "Альфа" отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании поступившего от ООО "УК "Альфа" заявления о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении к оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение, в количестве, определенном не в соответствии с показаниями приборов учета, Управление приказом от 24.07.2014 N 197 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 27/04-АМЗ-2014.
По результатам рассмотрения данного дела Управление 18.09.2014 приняло решение, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Также Обществу было выдано предписание от 18.09.2014 в срок до 20.10.2014 прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем предъявления к оплате ООО "УК "Альфа" потребленной тепловой энергии в количестве, рассчитанном в соответствии с требованиями законодательства; в срок до 22.10.2014 проинформировать Управление об исполнении предписания с приложением документов.
Общество, посчитав ненормативные акты Управления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 статьи 539, статьей 544, пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 157, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктами 3, 15, 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Суды установили, что приказом Управления от 14.05.2010 N 139 Общество было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (услуги по передаче тепловой энергии). Общество как организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, относится к субъектам естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке в пределах своих тепловых сетей.
Под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
На основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды установили и из материалов дела следует, что 01.01.2010 Общество (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Альфа" (абонент) заключили договор снабжения тепловой энергией N 3966, согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется принять и своевременно оплатить принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пунктов 6.3, 4.1.1 договора, учет полученной тепловой энергии производится по показаниям приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя абонента, допущенного в эксплуатацию и установленного на границе эксплуатационной ответственности сторон или в тепловых узлах абонента. Для расчета количества полученной абонентом тепловой энергии за соответствующий расчетный период абонент первого числа месяца, следующего за расчетным, обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журнала ежесуточных показаний приборов узла учета тепловой энергии, записи показаний приборов учета, регистрирующих параметры теплоносителя или распечатки архивных данных приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц; акт снятия показаний приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц, подписанный уполномоченным представителем абонента.
Таким образом, стороны договора определили, что учет ведется по количеству поставленной и принятой тепловой энергии, а размер платы за тепловую энергию и теплоноситель определяется по показаниям приборов учета.
Поскольку ООО "УК "Альфа" является управляющей организацией, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ оно обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, ООО "УК "Альфа", являющееся исполнителем, приобретало тепловую энергию у энергоснабжающей организации (Общества) в целях оказания коммунальных услуг населению.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил N 307).
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что ООО "УК "Альфа" должно приобретать тепловую энергию и теплоноситель у Общества по тарифам, установленным Обществу для граждан.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Альфа", оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и пришли к правомерному выводу о том, что собственники помещений многоквартирных домов должны оплачивать полученную тепловую энергию, в количестве, определенном по показаниям приборов учета, а управляющая компания - перечислить эту сумму энергоснабжающей организации. При этом управляющая компания лишена возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за тепловую энергию сверх объема, определенного прибором учета.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решением от 11.10.2012 N ВАС-5811/12 подтвердил, что количество тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, в том числе все составляющие формулы (то есть и температура исходной холодной воды).
Для конечных потребителей тепловой энергии (собственников помещений в жилых многоквартирных домах) не имеет значения, какие формулы используются энергоснабжающей организацией для расчета. В целях взимания платы за полученные коммунальные услуги имеют значение лишь показания прибора учета. Таким образом, взаимоотношения между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией при определении количества полученной тепловой энергии также должны исходить из порядка определения этого количества на основании данных приборов учета.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в отопительные периоды с октября по декабрь 2011 года, с апреля по июнь 2012 года, с сентября по ноябрь 2012 года, июль 2013 года Общество потребовало от управляющей компании оплаты тепловой энергии и теплоносителя в количестве, превышающем показания приборов учета, и фактически требовало оплатить услугу сверх потребленного населением коммунального ресурса.
Оставшиеся периоды судами не рассматривались, так как по ним имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
Оценив и исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, правильно установив фактические обстоятельства дела и применив нормы законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что предъявление к оплате тепловой энергии в количестве, отличающемся от количества, определенного показаниями приборов учета (в сторону увеличения), нарушает права управляющей компании и признали Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод Общества о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права отклоняется судом округа, как несостоятельный, основанный на неправильном их толковании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя и подлежат взысканию в федеральный бюджет, поскольку заявителю жалобы в соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка ее уплаты до рассмотрения жалобы по существу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А79-8677/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2015 N Ф01-3377/2015 ПО ДЕЛУ N А79-8677/2014
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия энергоснабжающей организации, предъявившей управляющей компании к оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение, в объеме, превышающем ее объем, определенный по показаниям приборов учета (сверх потребленного населением коммунального ресурса).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. по делу N А79-8677/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А79-8677/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Коммунальные технологии" (ИНН: 2128051193, ОГРН: 1032128013488)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
о признании незаконными решения и предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа",
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 18.09.2014 по делу N 27/04-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа" (далее - ООО "УК "Альфа").
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 25.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дели и имеющимся доказательствам, неправильно применили нормы материального и процессуального права, а именно подпункт 2 пункта 4 статьи 170, подпункт 12 пункта 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4936, не применили постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", подлежащее, по мнению Общества, применению.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
ООО "УК "Альфа" отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании поступившего от ООО "УК "Альфа" заявления о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении к оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение, в количестве, определенном не в соответствии с показаниями приборов учета, Управление приказом от 24.07.2014 N 197 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 27/04-АМЗ-2014.
По результатам рассмотрения данного дела Управление 18.09.2014 приняло решение, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Также Обществу было выдано предписание от 18.09.2014 в срок до 20.10.2014 прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем предъявления к оплате ООО "УК "Альфа" потребленной тепловой энергии в количестве, рассчитанном в соответствии с требованиями законодательства; в срок до 22.10.2014 проинформировать Управление об исполнении предписания с приложением документов.
Общество, посчитав ненормативные акты Управления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 статьи 539, статьей 544, пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 157, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктами 3, 15, 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Суды установили, что приказом Управления от 14.05.2010 N 139 Общество было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (услуги по передаче тепловой энергии). Общество как организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, относится к субъектам естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке в пределах своих тепловых сетей.
Под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
На основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды установили и из материалов дела следует, что 01.01.2010 Общество (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Альфа" (абонент) заключили договор снабжения тепловой энергией N 3966, согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется принять и своевременно оплатить принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пунктов 6.3, 4.1.1 договора, учет полученной тепловой энергии производится по показаниям приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя абонента, допущенного в эксплуатацию и установленного на границе эксплуатационной ответственности сторон или в тепловых узлах абонента. Для расчета количества полученной абонентом тепловой энергии за соответствующий расчетный период абонент первого числа месяца, следующего за расчетным, обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журнала ежесуточных показаний приборов узла учета тепловой энергии, записи показаний приборов учета, регистрирующих параметры теплоносителя или распечатки архивных данных приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц; акт снятия показаний приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц, подписанный уполномоченным представителем абонента.
Таким образом, стороны договора определили, что учет ведется по количеству поставленной и принятой тепловой энергии, а размер платы за тепловую энергию и теплоноситель определяется по показаниям приборов учета.
Поскольку ООО "УК "Альфа" является управляющей организацией, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ оно обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, ООО "УК "Альфа", являющееся исполнителем, приобретало тепловую энергию у энергоснабжающей организации (Общества) в целях оказания коммунальных услуг населению.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил N 307).
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что ООО "УК "Альфа" должно приобретать тепловую энергию и теплоноситель у Общества по тарифам, установленным Обществу для граждан.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Альфа", оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и пришли к правомерному выводу о том, что собственники помещений многоквартирных домов должны оплачивать полученную тепловую энергию, в количестве, определенном по показаниям приборов учета, а управляющая компания - перечислить эту сумму энергоснабжающей организации. При этом управляющая компания лишена возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за тепловую энергию сверх объема, определенного прибором учета.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решением от 11.10.2012 N ВАС-5811/12 подтвердил, что количество тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, в том числе все составляющие формулы (то есть и температура исходной холодной воды).
Для конечных потребителей тепловой энергии (собственников помещений в жилых многоквартирных домах) не имеет значения, какие формулы используются энергоснабжающей организацией для расчета. В целях взимания платы за полученные коммунальные услуги имеют значение лишь показания прибора учета. Таким образом, взаимоотношения между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией при определении количества полученной тепловой энергии также должны исходить из порядка определения этого количества на основании данных приборов учета.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в отопительные периоды с октября по декабрь 2011 года, с апреля по июнь 2012 года, с сентября по ноябрь 2012 года, июль 2013 года Общество потребовало от управляющей компании оплаты тепловой энергии и теплоносителя в количестве, превышающем показания приборов учета, и фактически требовало оплатить услугу сверх потребленного населением коммунального ресурса.
Оставшиеся периоды судами не рассматривались, так как по ним имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
Оценив и исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, правильно установив фактические обстоятельства дела и применив нормы законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что предъявление к оплате тепловой энергии в количестве, отличающемся от количества, определенного показаниями приборов учета (в сторону увеличения), нарушает права управляющей компании и признали Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод Общества о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права отклоняется судом округа, как несостоятельный, основанный на неправильном их толковании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя и подлежат взысканию в федеральный бюджет, поскольку заявителю жалобы в соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка ее уплаты до рассмотрения жалобы по существу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А79-8677/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)