Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Постановлением органа местного самоуправления отказано в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Макарова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 февраля 2015 года гражданское дело по иску П.А.А. к администрации г. Тамбова о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе П.А.А. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
установила:
П.А.А. является вдовой умершего в ***. участника Великой Отечественной войны П.И.
П.А.А. обратилась в суд с иском к администрации города Тамбова о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований она указала, что в период с *** *** была зарегистрирована и проживала в ***, принадлежавшему умершему супругу.
*** произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены надворные постройки.
***. она была зарегистрирована и проживала по адресу: *** сыном П.П., умершим в ***.
Данный жилой дом с 2007 г. принадлежал на праве собственности ее внучке К.Г., членом семьи которой она не являлась. После смерти сына, отношения с внучкой не сложились, в связи с чем, она вынуждена была сняться с регистрационного учета и с марта 2014 г. проживать по адресу: ***, общей площадью 63 кв. м, где зарегистрировано и проживает семь человек.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности П.А.Е. - жене ее внука.
В связи с тем, что истица не имеет жилого помещения в собственности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также не является членом семьи собственника жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, она обратилась в администрацию г. Тамбова по вопросу принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как члена семьи умершего участника ВОВ.
Постановлением администрации г. Тамбова *** от *** ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Данный отказ П.А.А. считает незаконным, так как она не обеспечена жилым помещением, членом семьи внучки и П.А.Е. не является. Просила с учетом уточнения заявленных требований признать ч. 1 п. 4.4 постановления администрации г. Тамбова *** от *** недействительным и обязать ответчика принять П.А.А., ***., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты ее обращения, то есть с 14.04.2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе П.А.А. просит отменить данное решение суда и вынести по делу новое об удовлетворении заявленных ею требований.
Указывает на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а кроме того, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, указывает, что предоставила заключение межведомственной комиссии и акт обследования жилого помещения от ***, в соответствии с которыми *** признан непригодным для проживания, следовательно, данный факт вопреки мнению суда, не нуждается в дополнительных доказательствах.
Поскольку П.А.А. не является членом семьи собственника жилого помещения - квартиры, в которой она проживает в настоящее время, другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет считает, что единственным предусмотренным законом способом реализации своего права на улучшение жилищных условий, является признание ее нуждающейся в жилом помещении, постановка ее на соответствующий учет и последующие обеспечение жильем согласно статуса вдовы ветерана ВОВ.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам жалобы, выслушав представителей П.А.А., представителя администрации г. Тамбова и, оценив их доводы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по делу подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отказ администрации г. Тамбова П.А.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является законным и не нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Статьей 15 указанного Закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются также мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Частью 2 названной статьи установлено, что супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак предоставляются меры социальной поддержки.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 31 марта 2009 года N 511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
При этом необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Тамбове не более 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Из оспариваемого истицей в части постановления администрации г. Тамбова *** от *** следует, что П.А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением документов которые не подтверждают право состоять на учете, поскольку ранее как член семьи собственника по норме нуждаемости она была обеспечена жилой площадью более учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Судебная коллегия не может согласиться с позицией ответчика, поддержанной доводами оспариваемого решения.
Так, из материалов дела следует, что истица в период с ***. *** была зарегистрирована и проживала в доме ***, принадлежавшему умершему супругу.
*** г. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены надворные постройки.
Согласно акта обследования помещения от ***., заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Дегтянского сельсовета *** *** от *** домовладение *** *** *** признано непригодным для дальнейшего проживания.
Выводы суда первой инстанции о порочности представленного заключения межведомственной комиссии несостоятельны ввиду следующего.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заключение межведомственной не оспорено, данных требований сторонами не заявлено, в связи с чем оснований возлагать на истицу обязанность по согласованию процедуры комиссии, в том числе и по оценке соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям - у суда первой инстанции не было.
Выводы суда об отсутствии решения органа местного самоуправления по месту нахождения указанного дома о сроках отселения П.А.А. и предоставления ей другого жилого помещения являются безосновательными, так как право граждан на предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания во внеочередном порядке законом не поставлено в зависимость от принятия либо непринятия органом местного самоуправления решения о сносе дома, в котором находится непригодное для проживания жилое помещение.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, следует исходить из того, что домовладение *** по *** признано непригодным для дальнейшего проживания в установленном порядке
Далее, как видно из материалов дела в период с ***. по ***. П.М. была зарегистрирована и проживала по адресу: *** с сыном П.П., умершим в ***
Указанное домовладение, общей площадью 47,5 кв. м принадлежит на праве собственности внучке истицы - К.Г. (дочери П.П.)
При отказе в принятии П.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией г. Тамбова сделан вывод об обеспеченности П.М. по норме нуждаемости применительно к данному жилому помещению, членом семьи собственника которого она являлась.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, а также их оценкой, приведенной в оспариваемом решении.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из материалов дела, П.М. была зарегистрирована по адресу: ***, собственником которого является внучка К.Г.
Общая площадь жилого помещения составляет 47, 5 кв. м.
Из пояснений представителя истицы следует, что П.А.А. в указанном доме проживала со своим сыном П.П. и только в летний период.
Совместно с собственником помещения - К.Г. не проживала.
После смерти сына *** с внучкой сложились неприязненные отношения, в связи с чем она была вынуждена переехать для проживания в квартиру *** ***, принадлежащей жене внука - П.А.Е.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что истица в силу ст. 31 ЖК РФ не может быть отнесена к числу членов семьи собственника, поскольку факт совместного проживания П.А.А. с собственником жилого помещения К.Г. и его семьей не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, а наличие регистрации у П.А.А. в период с ***. по ***. по адресу само по себе не подтверждает факт ее проживания в жилом помещении, расположенном по адресу *** указанном качестве.
Установлено, что с *** П.А.А. вселена и зарегистрирована в трехкомнатной квартире *** ***, общей площадью 63 кв. м, где помимо истицы зарегистрированы и проживают 6 человек, из чего следует, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истца, превышает учетную норму.
Доводы представителя администрации г. Тамбова о намеренном ухудшении П.А.А. своих жилищных условий, а именно вселение и регистрация в квартире, принадлежащей П.А.Е. судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Действия, лишающие гражданина возможности быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должны быть совершены именно с намерением приобрести право состоять на учете.
Кроме того следует учесть, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако нуждаемость у П.А.А. имелась как до регистрации и вселения в кв. *** *** так и после таковых.
Иные основания для отказа в постановке П.А.А., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны материалами дела не установлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что в действиях П.А.А. отсутствует умышленный и недобросовестный характер, направленный на ухудшение ее жилищных условий.
При таких обстоятельствах, поскольку П.А.А. в собственности имеет жилое помещение, непригодное для проживания, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось, в жилом помещении, в котором имеет регистрацию и фактически проживает обеспеченность жилым помещением выше учетной нормы не доказана, членом семьи собственника по прежнему места жительства и регистрации не являлась, то имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, а именно быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований П.А.А. противоречат обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права в связи с чем, решение суда подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительным п. 4.4. ч. 1 Постановления администрации г. Тамбова *** от *** "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении П.А.А.
Обязать администрацию г. Тамбова принять П.А.А. с составом семьи 1 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 14 апреля 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-330
Требование: О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Постановлением органа местного самоуправления отказано в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N 33-330
Судья: Макарова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 февраля 2015 года гражданское дело по иску П.А.А. к администрации г. Тамбова о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе П.А.А. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
установила:
П.А.А. является вдовой умершего в ***. участника Великой Отечественной войны П.И.
П.А.А. обратилась в суд с иском к администрации города Тамбова о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований она указала, что в период с *** *** была зарегистрирована и проживала в ***, принадлежавшему умершему супругу.
*** произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены надворные постройки.
***. она была зарегистрирована и проживала по адресу: *** сыном П.П., умершим в ***.
Данный жилой дом с 2007 г. принадлежал на праве собственности ее внучке К.Г., членом семьи которой она не являлась. После смерти сына, отношения с внучкой не сложились, в связи с чем, она вынуждена была сняться с регистрационного учета и с марта 2014 г. проживать по адресу: ***, общей площадью 63 кв. м, где зарегистрировано и проживает семь человек.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности П.А.Е. - жене ее внука.
В связи с тем, что истица не имеет жилого помещения в собственности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также не является членом семьи собственника жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, она обратилась в администрацию г. Тамбова по вопросу принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как члена семьи умершего участника ВОВ.
Постановлением администрации г. Тамбова *** от *** ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Данный отказ П.А.А. считает незаконным, так как она не обеспечена жилым помещением, членом семьи внучки и П.А.Е. не является. Просила с учетом уточнения заявленных требований признать ч. 1 п. 4.4 постановления администрации г. Тамбова *** от *** недействительным и обязать ответчика принять П.А.А., ***., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты ее обращения, то есть с 14.04.2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе П.А.А. просит отменить данное решение суда и вынести по делу новое об удовлетворении заявленных ею требований.
Указывает на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а кроме того, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, указывает, что предоставила заключение межведомственной комиссии и акт обследования жилого помещения от ***, в соответствии с которыми *** признан непригодным для проживания, следовательно, данный факт вопреки мнению суда, не нуждается в дополнительных доказательствах.
Поскольку П.А.А. не является членом семьи собственника жилого помещения - квартиры, в которой она проживает в настоящее время, другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет считает, что единственным предусмотренным законом способом реализации своего права на улучшение жилищных условий, является признание ее нуждающейся в жилом помещении, постановка ее на соответствующий учет и последующие обеспечение жильем согласно статуса вдовы ветерана ВОВ.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам жалобы, выслушав представителей П.А.А., представителя администрации г. Тамбова и, оценив их доводы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по делу подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отказ администрации г. Тамбова П.А.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является законным и не нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Статьей 15 указанного Закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются также мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Частью 2 названной статьи установлено, что супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак предоставляются меры социальной поддержки.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 31 марта 2009 года N 511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
При этом необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Тамбове не более 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Из оспариваемого истицей в части постановления администрации г. Тамбова *** от *** следует, что П.А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением документов которые не подтверждают право состоять на учете, поскольку ранее как член семьи собственника по норме нуждаемости она была обеспечена жилой площадью более учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Судебная коллегия не может согласиться с позицией ответчика, поддержанной доводами оспариваемого решения.
Так, из материалов дела следует, что истица в период с ***. *** была зарегистрирована и проживала в доме ***, принадлежавшему умершему супругу.
*** г. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены надворные постройки.
Согласно акта обследования помещения от ***., заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Дегтянского сельсовета *** *** от *** домовладение *** *** *** признано непригодным для дальнейшего проживания.
Выводы суда первой инстанции о порочности представленного заключения межведомственной комиссии несостоятельны ввиду следующего.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заключение межведомственной не оспорено, данных требований сторонами не заявлено, в связи с чем оснований возлагать на истицу обязанность по согласованию процедуры комиссии, в том числе и по оценке соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям - у суда первой инстанции не было.
Выводы суда об отсутствии решения органа местного самоуправления по месту нахождения указанного дома о сроках отселения П.А.А. и предоставления ей другого жилого помещения являются безосновательными, так как право граждан на предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания во внеочередном порядке законом не поставлено в зависимость от принятия либо непринятия органом местного самоуправления решения о сносе дома, в котором находится непригодное для проживания жилое помещение.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, следует исходить из того, что домовладение *** по *** признано непригодным для дальнейшего проживания в установленном порядке
Далее, как видно из материалов дела в период с ***. по ***. П.М. была зарегистрирована и проживала по адресу: *** с сыном П.П., умершим в ***
Указанное домовладение, общей площадью 47,5 кв. м принадлежит на праве собственности внучке истицы - К.Г. (дочери П.П.)
При отказе в принятии П.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией г. Тамбова сделан вывод об обеспеченности П.М. по норме нуждаемости применительно к данному жилому помещению, членом семьи собственника которого она являлась.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, а также их оценкой, приведенной в оспариваемом решении.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из материалов дела, П.М. была зарегистрирована по адресу: ***, собственником которого является внучка К.Г.
Общая площадь жилого помещения составляет 47, 5 кв. м.
Из пояснений представителя истицы следует, что П.А.А. в указанном доме проживала со своим сыном П.П. и только в летний период.
Совместно с собственником помещения - К.Г. не проживала.
После смерти сына *** с внучкой сложились неприязненные отношения, в связи с чем она была вынуждена переехать для проживания в квартиру *** ***, принадлежащей жене внука - П.А.Е.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что истица в силу ст. 31 ЖК РФ не может быть отнесена к числу членов семьи собственника, поскольку факт совместного проживания П.А.А. с собственником жилого помещения К.Г. и его семьей не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, а наличие регистрации у П.А.А. в период с ***. по ***. по адресу само по себе не подтверждает факт ее проживания в жилом помещении, расположенном по адресу *** указанном качестве.
Установлено, что с *** П.А.А. вселена и зарегистрирована в трехкомнатной квартире *** ***, общей площадью 63 кв. м, где помимо истицы зарегистрированы и проживают 6 человек, из чего следует, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истца, превышает учетную норму.
Доводы представителя администрации г. Тамбова о намеренном ухудшении П.А.А. своих жилищных условий, а именно вселение и регистрация в квартире, принадлежащей П.А.Е. судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Действия, лишающие гражданина возможности быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должны быть совершены именно с намерением приобрести право состоять на учете.
Кроме того следует учесть, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако нуждаемость у П.А.А. имелась как до регистрации и вселения в кв. *** *** так и после таковых.
Иные основания для отказа в постановке П.А.А., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны материалами дела не установлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что в действиях П.А.А. отсутствует умышленный и недобросовестный характер, направленный на ухудшение ее жилищных условий.
При таких обстоятельствах, поскольку П.А.А. в собственности имеет жилое помещение, непригодное для проживания, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось, в жилом помещении, в котором имеет регистрацию и фактически проживает обеспеченность жилым помещением выше учетной нормы не доказана, членом семьи собственника по прежнему места жительства и регистрации не являлась, то имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, а именно быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований П.А.А. противоречат обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права в связи с чем, решение суда подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительным п. 4.4. ч. 1 Постановления администрации г. Тамбова *** от *** "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении П.А.А.
Обязать администрацию г. Тамбова принять П.А.А. с составом семьи 1 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 14 апреля 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)