Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
- от истца: Коваленко А.А., доверенность от 01.10.2013;
- от ответчика: Гаджимурадова Л.Л., доверенность от 16.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25034/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 по делу N А21-10115/2013 (судья С.А. Зинченко), принятое
по иску муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900591626; место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (ОГРН: 1093925000795; место нахождения: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, 14)
о взыскании 1 925 314 рублей 68 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (далее - Управляющая компания) о взыскании 1 925 314 рублей 68 копеек задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.12.2010 по 31.05.2012 и 32 253, 15 рублей государственной пошлины (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 27.08.2014 Арбитражный суд Калининградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управляющая компания просит решение суда от 27.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель приводит доводы об отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг; часть потребителей имеют прямые договоры с предприятием; задолженность сформирована без учета поквартирных расшифровок, без учета последних платежей потребителей; часть домов находится под управлением ТСЖ; ответчик неоднократно просил суд заняться сбором доказательств.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из справок Комитета городского хозяйства Администрации ГО г. Калининград (л.д. 83-87), в управлении ООО "Управляющая компания Ленинградского района" находится ряд многоквартирных домов, в которые МУПКХ "Водоканал", в отсутствие надлежаще оформленного договора, в период с 01.12.2010 по 31.05.2012 отпустило воду из системы водоснабжения и приняло сточные воды в систему канализации города Калининграда общей стоимостью 1 925 314 рублей 68 копеек.
Неоплата ООО "Управляющая компания Ленинградского района" принятого водного ресурса послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт водоснабжения и водоотведения МУПКХ "Водоканал", а не иной организацией, в отсутствие сведений опровергающих порядок расчета и суммы задолженности, а также доказательств уплаты долга, при том, что ООО "Управляющая компания Ленинградского района" в спорных правоотношениях является обязанным лицом в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, а договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Управляющая организация поясняет, что между ООО "Управляющая компания Ленинградского района" и МУПКХ "Водоканал" отсутствует договор водоснабжения и водоотведения, акт разграничения балансовой принадлежности не подписан, абонентами являются конечные потребители, которые заключили прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.
Суд апелляционной инстанции не может отнести указанные договоры к договорам водоснабжения и водоотведения, так как это противоречило бы пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. В многоквартирном доме жилые помещения присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации через общедомовую сеть, находящуюся в ведении управляющей организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов. В частности, пункт 5 статьи 13 гласит: "До 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета воды и электрической энергии".
Ресурсоснабжающая организация также не может быть исполнителем коммунальных услуг, поскольку не отвечает за внутридомовые инженерные системы многоквартирных домов (сети находятся в ведении собственников помещений многоквартирного дома).
Применительно к положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента выбора собственниками способа управления жилыми домами и передачи объектов товариществам собственников жилья у последнего возникает обязанность по обеспечению находящихся в управлении многоквартирных домов коммунальными услугами, в том числе услугами водоснабжения и водоотведения как для личных нужд граждан, так и для общедомовых нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами может осуществляться управляющей организацией, в обязанности которой входит, в том числе предоставление за плату коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении жилым домом управляющей организацией она несет ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией.
Законодательство допускает внесение потребителями платежей за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В то же время, частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на внесение платы за такие услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно потребителями на счет ресурсоснабжающей организации.
При выбранном собственниками жилых помещений в указанных домах решения о заключении договоров поставки коммунальных ресурсов непосредственно между гражданами - потребителями и ресурсоснабжающими организациями, противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление действий в обход закона.
Задолженность населения по оплате коммунальных услуг является задолженностью Управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пункт 26 названных Правил допускает возможность включения в договор ресурсоснабжения условия, предусматривающего, что выполнение исполнителем (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Доказательств проведения собственниками собраний по принятию решений об оплате услуг непосредственно поставщику не представлены, как и отсутствуют в деле доказательства уступки Управляющей компанией ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Из анализа законодательства следует, что прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и абонентами (жильцами) многоквартирного дома не заключаются; показания квартирных приборов учета к оплате ресурсоснабжающими организациями не принимаются; оплата коммунальных услуг производится абонентами (жильцами) на счета управляющих организаций с учетом показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учета или по нормативам; оплата потребленных многоквартирным домом ресурсов производится управляющей многоквартирным домом организацией на счета ресурсоснабжающих организаций по показаниям общедомового прибора, а при его отсутствии - по установленным нормативам.
Обязанность оплаты общедомовых и поквартирных расходов исполнителем вытекает и из Федерального закона N 261-ФЗ, в соответствии с которым все жилые помещения в многоквартирных домах должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета энергоресурсов, а на вводе в дом должен быть установлен общедомовой прибор учета, указанное правило для многоквартирных домов вступило в силу с 1 января 2012 года.
Абонентом по договору водоснабжения и водоотведения является исполнитель коммунальных услуг, а не собственники жилых помещений в МКД, граница балансовой принадлежности сетей находится на вводе в жилые дома, при расчете полезного отпуска тепловой энергии по показаниям квартирных счетчиков не учитываются потери во внутридомовых сетях. Следовательно, использовать бытовые приборы учета потребителей в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг неправомерно. Такие выводы в отношении именно тепловой энергии изложены в Определениях Высшего Арбитражного Суда от 14.07.2009 N ВАС-8060/09, от 15.08.2009 N 10940/08.
Текущие прямые платежи потребителей на счета ресурсоснабжающей организации не влияют на законность решения, поскольку должны быть учтены при исполнении решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 по делу N А21-10115/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 13АП-25034/2014 ПО ДЕЛУ N А21-10115/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А21-10115/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
- от истца: Коваленко А.А., доверенность от 01.10.2013;
- от ответчика: Гаджимурадова Л.Л., доверенность от 16.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25034/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 по делу N А21-10115/2013 (судья С.А. Зинченко), принятое
по иску муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900591626; место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (ОГРН: 1093925000795; место нахождения: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, 14)
о взыскании 1 925 314 рублей 68 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (далее - Управляющая компания) о взыскании 1 925 314 рублей 68 копеек задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.12.2010 по 31.05.2012 и 32 253, 15 рублей государственной пошлины (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 27.08.2014 Арбитражный суд Калининградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управляющая компания просит решение суда от 27.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель приводит доводы об отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг; часть потребителей имеют прямые договоры с предприятием; задолженность сформирована без учета поквартирных расшифровок, без учета последних платежей потребителей; часть домов находится под управлением ТСЖ; ответчик неоднократно просил суд заняться сбором доказательств.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из справок Комитета городского хозяйства Администрации ГО г. Калининград (л.д. 83-87), в управлении ООО "Управляющая компания Ленинградского района" находится ряд многоквартирных домов, в которые МУПКХ "Водоканал", в отсутствие надлежаще оформленного договора, в период с 01.12.2010 по 31.05.2012 отпустило воду из системы водоснабжения и приняло сточные воды в систему канализации города Калининграда общей стоимостью 1 925 314 рублей 68 копеек.
Неоплата ООО "Управляющая компания Ленинградского района" принятого водного ресурса послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт водоснабжения и водоотведения МУПКХ "Водоканал", а не иной организацией, в отсутствие сведений опровергающих порядок расчета и суммы задолженности, а также доказательств уплаты долга, при том, что ООО "Управляющая компания Ленинградского района" в спорных правоотношениях является обязанным лицом в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, а договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Управляющая организация поясняет, что между ООО "Управляющая компания Ленинградского района" и МУПКХ "Водоканал" отсутствует договор водоснабжения и водоотведения, акт разграничения балансовой принадлежности не подписан, абонентами являются конечные потребители, которые заключили прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.
Суд апелляционной инстанции не может отнести указанные договоры к договорам водоснабжения и водоотведения, так как это противоречило бы пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. В многоквартирном доме жилые помещения присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации через общедомовую сеть, находящуюся в ведении управляющей организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов. В частности, пункт 5 статьи 13 гласит: "До 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета воды и электрической энергии".
Ресурсоснабжающая организация также не может быть исполнителем коммунальных услуг, поскольку не отвечает за внутридомовые инженерные системы многоквартирных домов (сети находятся в ведении собственников помещений многоквартирного дома).
Применительно к положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента выбора собственниками способа управления жилыми домами и передачи объектов товариществам собственников жилья у последнего возникает обязанность по обеспечению находящихся в управлении многоквартирных домов коммунальными услугами, в том числе услугами водоснабжения и водоотведения как для личных нужд граждан, так и для общедомовых нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами может осуществляться управляющей организацией, в обязанности которой входит, в том числе предоставление за плату коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении жилым домом управляющей организацией она несет ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией.
Законодательство допускает внесение потребителями платежей за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В то же время, частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на внесение платы за такие услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно потребителями на счет ресурсоснабжающей организации.
При выбранном собственниками жилых помещений в указанных домах решения о заключении договоров поставки коммунальных ресурсов непосредственно между гражданами - потребителями и ресурсоснабжающими организациями, противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление действий в обход закона.
Задолженность населения по оплате коммунальных услуг является задолженностью Управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пункт 26 названных Правил допускает возможность включения в договор ресурсоснабжения условия, предусматривающего, что выполнение исполнителем (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Доказательств проведения собственниками собраний по принятию решений об оплате услуг непосредственно поставщику не представлены, как и отсутствуют в деле доказательства уступки Управляющей компанией ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Из анализа законодательства следует, что прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и абонентами (жильцами) многоквартирного дома не заключаются; показания квартирных приборов учета к оплате ресурсоснабжающими организациями не принимаются; оплата коммунальных услуг производится абонентами (жильцами) на счета управляющих организаций с учетом показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учета или по нормативам; оплата потребленных многоквартирным домом ресурсов производится управляющей многоквартирным домом организацией на счета ресурсоснабжающих организаций по показаниям общедомового прибора, а при его отсутствии - по установленным нормативам.
Обязанность оплаты общедомовых и поквартирных расходов исполнителем вытекает и из Федерального закона N 261-ФЗ, в соответствии с которым все жилые помещения в многоквартирных домах должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета энергоресурсов, а на вводе в дом должен быть установлен общедомовой прибор учета, указанное правило для многоквартирных домов вступило в силу с 1 января 2012 года.
Абонентом по договору водоснабжения и водоотведения является исполнитель коммунальных услуг, а не собственники жилых помещений в МКД, граница балансовой принадлежности сетей находится на вводе в жилые дома, при расчете полезного отпуска тепловой энергии по показаниям квартирных счетчиков не учитываются потери во внутридомовых сетях. Следовательно, использовать бытовые приборы учета потребителей в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг неправомерно. Такие выводы в отношении именно тепловой энергии изложены в Определениях Высшего Арбитражного Суда от 14.07.2009 N ВАС-8060/09, от 15.08.2009 N 10940/08.
Текущие прямые платежи потребителей на счета ресурсоснабжающей организации не влияют на законность решения, поскольку должны быть учтены при исполнении решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.2014 по делу N А21-10115/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)