Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3166/2014

Требование: Об обязании произвести работы по капитальному ремонту дома и подъездов в доме, взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом находится в муниципальной собственности, однако ни орган местного самоуправления как наймодатель, ни жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. по делу N 33-3166/2014


Судья Саенко Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Кинчаровой О.Е. и Бабойдо И.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19 июня 2014 года, которым постановлено:
Иск Т. удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" произвести текущий ремонт кровли в местах протечек над квартирами N ***, ***, ***, *** дома N *** по ул. З*** *** в г. Ульяновске, ремонт козырьков над входами в технический подвал.
Обязать администрацию города Ульяновска произвести в доме N *** по ул. З*** *** г. Ульяновска капитальный ремонт в подъездах дома (побелка, покраска стен и потолков), кровли, системы канализации в техническом подвале, электропроводки на лестничных площадках и в техническом подвале, системы холодного водоснабжения в техническом подвале, системы центрального отопления в техническом подвале.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в пользу Т. компенсацию морального вреда *** руб., штраф *** руб., а всего *** руб.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход местного бюджета госпошлину в сумме *** руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Т. отказать.
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения Т., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, ОАО "ГУК Засвияжского района", в котором она просила обязать администрацию г. Ульяновска произвести в доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. З*** ***, д. ***, работы по капитальному ремонту кровли, системы канализации, системы электроснабжения, спусков в подвальное помещение, системы холодного водоснабжения и отопления, обязать ОАО "ГУК Засвияжского района" г. Ульяновска произвести работы по ремонту подъездов в доме, а именно: восстановить разрушенные стены, отштукатурить и покрасить стены, побелить потолки, взыскать с администрации г. Ульяновска и ОАО "ГУК Засвияжского района" в пользу Т. компенсацию морального вреда *** руб.
В обоснование иска указала, что в порядке приватизации стала собственником квартиры N *** в доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. З*** ***, д. ***. Дом построен в 1962 году и в настоящее время находится в плохом состоянии. Жильцы дома неоднократно обращались в администрацию г. Ульяновска, в ОАО "ГУК Засвияжского района" и иные органы с требованием провести ремонт в спорном доме. Данные обращения вызваны тем, что протекает крыша, кирпичная кладка входов в подвальные помещения разрушается, системы холодного водоснабжения, отопления и водоотведения (канализации), электроснабжения в неудовлетворительном состоянии, в подъездах штукатурка отваливается, рамы сгнили.
Жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ул. З*** ***, д. ***, находится в муниципальной собственности. Однако ни администрация, как наймодатель, ни жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. Обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до 01 марта 2005 года, до настоящего момента они не исполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что в полномочия администрации г. Ульяновска не входит осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе работ по капитальному ремонту. В договорных отношениях с истцом она не состоит, исполнителем вышеуказанных услуг не является.
Исполнителем работ по проведению капитального ремонта жилых домов администрация города быть не может. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают.
В соответствии с п. 3 ст. 30, ст. 154, 158 Жилищного кодекса РФ ответственность за содержание общего имущества данного дома муниципальное образование может нести только соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов управляющим организациям является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью.
Организация и осуществление проведения капитального ремонта жилых зданий входит в обязанность управляющих организаций.
Данный дом находится в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района", которое обязано обеспечить качественное обслуживание жилого дома, предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Согласно приложению N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170 побелка, покраска стен и потолков в подъездах дома относится к текущему ремонту.
Представители администрации г. Ульяновска, ОАО "ГУК Засвияжского района" в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Пунктом 6 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из указанных выше норм действующего законодательства следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Из системного толкования статьи 16 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по производству капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после надлежащего исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что в многоквартирном жилом доме, 1962 года постройки, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. З*** ***, д. ***, Т. на основании договора передачи жилой площади в собственность от *** 2009 года принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля квартиры N 27.
В указанном многоквартирном доме имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и являющиеся муниципальной собственностью.
Как видно из материалов дела, жильцы указанного дома неоднократно обращались в администрацию города Ульяновска, управляющую организацию и в иные инстанции с заявлениями о неудовлетворительном состоянии жилого дома, требующего капитального ремонта.
На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции обоснованно установил, что с момента сдачи дома N *** по ул. З*** *** в г. Ульяновске в эксплуатацию его капитальный ремонт не производился, в доме требуются следующие ремонтные работы капитального характера: капитальный ремонт кровли, капитальный ремонт системы канализации в техническом подвале, замена электропроводки на лестничных площадках и в техническом подвале, замена системы холодного водоснабжения и центрального отопления в техническом подвале, капитальный ремонт лестничных клеток в подъездах.
В силу пункта 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается, в частности, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
Приложением N 3 к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312, предусмотрена продолжительность эксплуатации инженерно-технических сетей до капитального ремонта, которая составляет: для трубопроводов холодного водоснабжения из газовых черных труб - 15 лет, для трубопроводов горячего водоснабжения из газовых черных труб при открытой схеме теплоснабжения - 15 лет, для трубопроводов центрального отопления - 15 лет, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта покрытия крыш (кровли): для рулонных материалов - 10 лет.
При этом п. 2.2 ВСН 58-88 (р) установлено, что сроки проведения ремонта должны определяться на основе оценки их технического состояния.
Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае на основании технического состояния зданий, строений и их элементов.
На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент приватизации квартиры Т. кровля, системы канализации в техническом подвале, электропроводки на лестничных площадках и в техническом подвале, системы холодного водоснабжения в техническом подвале, системы центрального отопления в техническом подвале, отделка подъездов требовали капитального ремонта.
Исходя из года постройки жилого дома, в котором проживает Т., на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок его эксплуатации составлял более 50 лет, на момент передачи квартиры в общую долевую собственность Т. - 47 лет.
Поскольку к моменту приватизации квартиры Т. предельный срок эксплуатации указанных сетей, отделки и кровли истек, требовался их капитальный ремонт, судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Ульяновска обязанности по производству капитального ремонта подъездов дома, кровли, системы канализации в техническом подвале, электропроводки на лестничных площадках и в техническом подвале, системы холодного водоснабжения в техническом подвале, системы центрального отопления в техническом подвале.
Доводы жалобы о том, что организация и проведение капитального ремонта не входят в полномочия администрации г. Ульяновска, являются несостоятельными, поскольку, с учетом установленных по делу обстоятельств, на администрации г. Ульяновска лежит обязанность по проведению капитального ремонта дома в силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Указанная норма предусматривает возможность финансирования за счет средств бюджета муниципального образования работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Таким образом, возложение на администрацию г. Ульяновска установленной законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома N *** по З*** *** в городе Ульяновске соответствует действующему законодательству.
Указание в жалобе на то, что денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилого помещения, не поступают в бюджет муниципального образования, не свидетельствует о неправильности постановленного по делу судебного постановления.
Доводы жалобы о том, что качественное обслуживание многоквартирного дома, оказание услуг по ремонту и содержанию входит в обязанности управляющей компании ОАО "ГУК Засвияжского района", не являются основанием для отмены решения суда. Данные доводы не опровергают вывода суда первой инстанции об обязанности администрации г. Ульяновска, как бывшего наймодателя, произвести работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N *** по ул. З*** *** в г. Ульяновске.
Правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по проведению капитального ремонта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о некачественном обслуживании дома ОАО "ГУК Засвияжского района", в результате которого произошло разрушение кровли и коммуникаций дома, не заслуживают внимания, так как указанные выше сроки эксплуатации истекли до передачи дома этой управляющей организации.
Ссылки в жалобе на необоснованность возложения на администрацию г. Ульяновска ремонтных работ в подъездах дома (побелку, покраску стен и потолков) в связи с тем, что они относятся к текущему ремонту, несостоятельны.
Так, согласно Перечню работ, относящихся к текущему ремонту, являющемуся приложением N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27 сентября 2003 года N 170, к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков отдельными участками в подъездах (п. 10). К капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по восстановлению элементов жилых зданий (приложение N 8).
Поскольку установлена необходимость проведения ремонтных работ по восстановлению отделки стен и потолков в подъездах дома N *** по ул. З*** *** не отдельными участками, а в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что данные работы относятся к капитальному ремонту, и возложил обязанность по их проведению на администрацию г. Ульяновска.
Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь его отмену.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)