Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец установил в квартире индивидуальные распределители затрат на отопление, которые сертифицированы в России и официально включены в Государственный реестр средств измерений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего: Павлюченко М.А.
и членов президиума: Черкасовой Г.А., Яковлевой Т.И., Кудряшовой В.В. и Богословской И.И.
при секретаре: Г.Е.Р.
рассмотрел в судебном заседании 11 марта 2015 года дело по иску Г.Е.М. к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление на основании кассационной жалобы ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В., объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (по доверенности от <дата> А.), представителя Г.Е.М. (по доверенности N... от <дата> Б.Д. и Б.К.), Президиум
установил:
Г.Е.М. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" о понуждении осуществить приемку в эксплуатацию распределителей затрат на отопление Techem data III, установленных в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленной в квартире распределителей затрат на отопление с <дата>, взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Свои требования истица мотивировала тем, что <дата> она установила в своей квартире индивидуальные распределители затрат на отопление Techem data III в количестве 5 штук, по одному на каждый радиатор отопления. Работы по установке распределителей затрат на отопление выполнены организацией ООО "Водоконтроль". Распределители затрат этой марки сертифицированы в Российской Федерации, выдают показания в киловатт-часах и официально включены в Государственный реестр средств измерений.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 06.05.2014 исковые требования Г.Е.М. удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление Techem data III, установленные в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в указанной квартире распределителей затрат на отопление с <дата>, взыскать с ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" в пользу Г.Е.М. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей, в остальной части в иске отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02.10.2014 решение Красногвардейского районного суда от 06.05.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе от 23.01.2015 ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, и принять новое судебное постановление.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 27.01.2015 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда оно поступило 09 февраля 2015 года.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные постановления подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе истице в иске.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и второй инстанций.
Удовлетворяя исковые требования Г.Е.М. и, обязывая ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление Techem data III, а также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истица распределителей затрат на отопление с <дата>, судебные инстанции исходили из того, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Судебная коллегия, оставляя без изменения решение районного суда, сослалась на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, указав, что в соответствии с п. 3 Приложения 2 данных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению допускается использование показаний данного устройства в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении" и п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011. Судебная коллегия сделала вывод, что отказ ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление является незаконным, поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие соответствие установленных в квартире истицы приборов индивидуального учета законодательству Российской Федерации, технических препятствий к установке приборов индивидуального учета указанного типа не имеется.
Вместе с тем, судом при разрешении данного спора допущено существенное нарушение норм материального права, которое не может быть устранено без отмены состоявшихся судебных постановлений.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и принятом в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ 13-1157.
В силу пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В заседании Президиума не оспаривался факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истица, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо что распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений.
Таким образом, Президиум считает, что показания установленных в квартире истицы распределителей затрат на отопление могут повлиять на определение платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителей) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Президиум считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 и N 307 от 06.04.2013, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 на порядок оплаты коммунальной услуги, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный истицей способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных ею в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором она проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного ею иска.
Поскольку все обстоятельства были установлены судом при разрешении спора и не требуется дополнительно собирать и оценивать доказательства, судом допущена ошибка в применении права, Президиум считает возможным, отменив судебные постановления, принять новое решение об отказе истице в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
постановил:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 октября 2014 года отменить с вынесением нового решения об отказе Г.Е.М., в иске к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление, обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Председательствующий
ПАВЛЮЧЕНКО М.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 44Г-29/2015
Требование: О понуждении осуществить прием в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, перерасчете платы за тепловую энергию, взыскании компенсации морального вреда.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец установил в квартире индивидуальные распределители затрат на отопление, которые сертифицированы в России и официально включены в Государственный реестр средств измерений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. N 44г-29/2015
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего: Павлюченко М.А.
и членов президиума: Черкасовой Г.А., Яковлевой Т.И., Кудряшовой В.В. и Богословской И.И.
при секретаре: Г.Е.Р.
рассмотрел в судебном заседании 11 марта 2015 года дело по иску Г.Е.М. к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление на основании кассационной жалобы ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В., объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (по доверенности от <дата> А.), представителя Г.Е.М. (по доверенности N... от <дата> Б.Д. и Б.К.), Президиум
установил:
Г.Е.М. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" о понуждении осуществить приемку в эксплуатацию распределителей затрат на отопление Techem data III, установленных в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленной в квартире распределителей затрат на отопление с <дата>, взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Свои требования истица мотивировала тем, что <дата> она установила в своей квартире индивидуальные распределители затрат на отопление Techem data III в количестве 5 штук, по одному на каждый радиатор отопления. Работы по установке распределителей затрат на отопление выполнены организацией ООО "Водоконтроль". Распределители затрат этой марки сертифицированы в Российской Федерации, выдают показания в киловатт-часах и официально включены в Государственный реестр средств измерений.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 06.05.2014 исковые требования Г.Е.М. удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление Techem data III, установленные в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в указанной квартире распределителей затрат на отопление с <дата>, взыскать с ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" в пользу Г.Е.М. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей, в остальной части в иске отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02.10.2014 решение Красногвардейского районного суда от 06.05.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе от 23.01.2015 ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, и принять новое судебное постановление.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 27.01.2015 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда оно поступило 09 февраля 2015 года.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные постановления подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе истице в иске.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и второй инстанций.
Удовлетворяя исковые требования Г.Е.М. и, обязывая ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление Techem data III, а также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истица распределителей затрат на отопление с <дата>, судебные инстанции исходили из того, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Судебная коллегия, оставляя без изменения решение районного суда, сослалась на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, указав, что в соответствии с п. 3 Приложения 2 данных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению допускается использование показаний данного устройства в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении" и п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011. Судебная коллегия сделала вывод, что отказ ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление является незаконным, поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие соответствие установленных в квартире истицы приборов индивидуального учета законодательству Российской Федерации, технических препятствий к установке приборов индивидуального учета указанного типа не имеется.
Вместе с тем, судом при разрешении данного спора допущено существенное нарушение норм материального права, которое не может быть устранено без отмены состоявшихся судебных постановлений.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и принятом в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ 13-1157.
В силу пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В заседании Президиума не оспаривался факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истица, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо что распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений.
Таким образом, Президиум считает, что показания установленных в квартире истицы распределителей затрат на отопление могут повлиять на определение платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителей) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Президиум считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 и N 307 от 06.04.2013, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 на порядок оплаты коммунальной услуги, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный истицей способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных ею в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором она проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного ею иска.
Поскольку все обстоятельства были установлены судом при разрешении спора и не требуется дополнительно собирать и оценивать доказательства, судом допущена ошибка в применении права, Президиум считает возможным, отменив судебные постановления, принять новое решение об отказе истице в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
постановил:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 октября 2014 года отменить с вынесением нового решения об отказе Г.Е.М., в иске к ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление, обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Председательствующий
ПАВЛЮЧЕНКО М.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)