Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемыми предписаниями кооперативу предложено устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 02.10.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей: Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "Звенигород" - Зиноватный П.С. дов. от 09.09.15 г., Кузнецов Ю.А. - председатель правления,
от заинтересованного лица: Государственная жилищная инспекция города Москвы - Кусакин А.Н. дов. от 02.06.2015 г. N 419-к,
рассмотрев 29.09.2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ЖСК "Звенигород"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.03.2015 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22.06.2015 г.
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по заявлению ЖСК "Звенигород" (ОГРН 1037739557701)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконными и отмене предписаний,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 г., отказано в удовлетворении заявленных требований Жилищно-строительного кооператива "Звенигород" (далее - кооператив, заявитель) о признании незаконными предписаний Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Инспекция, административный орган, ответчик) N О-ЮЗ-11417 от 01.08.2014 г. и N О-ЮЗ-9270 от 10.09.2014.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв ответчика, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 01.08.2014 г. по результатам проверки, проведенной Инспекцией в отношении заявителя было вынесено предписание N О-ЮЗ-11417 и позднее предписание N 0-ЮЗ-9270 от 10.09.2014 г. об устранении выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе - выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.
П. 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе, в том числе, составлять протоколы об административных нарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что в Инспекцию обратились жители дома 7 по улице Воронцовские пруды по вопросу правомерности начисления дополнительных взносов, использования общего имущества собственников помещений (помещение 1 этажа подъезда 4 в проектное состояние - демонтировав помещения и помещения электрощитовой).
Внеплановая документарная проверка проведена Инспекцией в соответствии с порядком проведения такой проверки, установленным Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона гласит, что документарная проверка проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
В целях рассмотрения обращений граждан Инспекцией были запрошены документы ТСЖ "Алешкино", подтверждающие правомерность начисления дополнительных платежей и использования общего имущества.
В установленные сроки документы представлены не были, в связи с чем ответчик истребовал документы в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства в Гагаринском районном суде г. Москвы заявитель представил ответчику документы, по их мнению, подтверждающие правомерность принятых решений.
При анализе представленных документов основания для начисления дополнительных платежей, а также использования общего имущества собственников помещений для нужд ЖСК отсутствуют. В связи с чем ответчиком были выданы указанные предписания.
Кроме того, административным органом установлено, что Общих собраний собственников помещений дома не проводилось. Документы, подтверждающие проведение общих собрание членов ЖСК от 10.06.2012 г., в Инспекцию не представлены. Протокол счетной комиссии не является документом, подтверждающим итоги общего собрания. Собственники помещений, не являющиеся членами ЖСК не принимали участие в утверждении сметы доходов и расходов.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, то есть в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Решение вопроса об использовании общего имущества, а также о реконструкции его имущества относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Порядок проведения такого собрания регламентирован ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ.
Собственники, не являющиеся членами ЖСК и не заключившие договора и соглашения о размере платежей, сборов и взносов с ЖСК, оплачивают услуги и работы ЖСК по управлению многоквартирным домом в составе ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
Вместе с тем, как отмечено судами обеих инстанций, данный платеж распространяется только на членов ЖСК, принявших решения о его оплате на общем собрании членов ЖСК, в связи с чем собственники квартир в многоквартирном доме и не являющиеся членами ЖСК "Звенигород" не обязаны оплачивать такую статью расходов ЖСК, как целевые платежи на уставную деятельность.
На основании изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что использование помещения электрощитовой под нужды ЖСК, а также возведение помещения консьержкой в подъезде 4 на первом этаже без разрешения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 7 по улице Воронцовские пруды не соответствует требованиям ЖК РФ.
С учетом того факта, что иным доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А40-188952/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2015 N Ф05-13656/2015 ПО ДЕЛУ N А40-188952/14
Требование: О признании незаконными предписаний уполномоченного органа.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемыми предписаниями кооперативу предложено устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу N А40-188952/14
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 02.10.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей: Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "Звенигород" - Зиноватный П.С. дов. от 09.09.15 г., Кузнецов Ю.А. - председатель правления,
от заинтересованного лица: Государственная жилищная инспекция города Москвы - Кусакин А.Н. дов. от 02.06.2015 г. N 419-к,
рассмотрев 29.09.2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ЖСК "Звенигород"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.03.2015 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22.06.2015 г.
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по заявлению ЖСК "Звенигород" (ОГРН 1037739557701)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконными и отмене предписаний,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 г., отказано в удовлетворении заявленных требований Жилищно-строительного кооператива "Звенигород" (далее - кооператив, заявитель) о признании незаконными предписаний Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Инспекция, административный орган, ответчик) N О-ЮЗ-11417 от 01.08.2014 г. и N О-ЮЗ-9270 от 10.09.2014.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв ответчика, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 01.08.2014 г. по результатам проверки, проведенной Инспекцией в отношении заявителя было вынесено предписание N О-ЮЗ-11417 и позднее предписание N 0-ЮЗ-9270 от 10.09.2014 г. об устранении выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе - выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.
П. 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе, в том числе, составлять протоколы об административных нарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что в Инспекцию обратились жители дома 7 по улице Воронцовские пруды по вопросу правомерности начисления дополнительных взносов, использования общего имущества собственников помещений (помещение 1 этажа подъезда 4 в проектное состояние - демонтировав помещения и помещения электрощитовой).
Внеплановая документарная проверка проведена Инспекцией в соответствии с порядком проведения такой проверки, установленным Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона гласит, что документарная проверка проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
В целях рассмотрения обращений граждан Инспекцией были запрошены документы ТСЖ "Алешкино", подтверждающие правомерность начисления дополнительных платежей и использования общего имущества.
В установленные сроки документы представлены не были, в связи с чем ответчик истребовал документы в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства в Гагаринском районном суде г. Москвы заявитель представил ответчику документы, по их мнению, подтверждающие правомерность принятых решений.
При анализе представленных документов основания для начисления дополнительных платежей, а также использования общего имущества собственников помещений для нужд ЖСК отсутствуют. В связи с чем ответчиком были выданы указанные предписания.
Кроме того, административным органом установлено, что Общих собраний собственников помещений дома не проводилось. Документы, подтверждающие проведение общих собрание членов ЖСК от 10.06.2012 г., в Инспекцию не представлены. Протокол счетной комиссии не является документом, подтверждающим итоги общего собрания. Собственники помещений, не являющиеся членами ЖСК не принимали участие в утверждении сметы доходов и расходов.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, то есть в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Решение вопроса об использовании общего имущества, а также о реконструкции его имущества относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Порядок проведения такого собрания регламентирован ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ.
Собственники, не являющиеся членами ЖСК и не заключившие договора и соглашения о размере платежей, сборов и взносов с ЖСК, оплачивают услуги и работы ЖСК по управлению многоквартирным домом в составе ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
Вместе с тем, как отмечено судами обеих инстанций, данный платеж распространяется только на членов ЖСК, принявших решения о его оплате на общем собрании членов ЖСК, в связи с чем собственники квартир в многоквартирном доме и не являющиеся членами ЖСК "Звенигород" не обязаны оплачивать такую статью расходов ЖСК, как целевые платежи на уставную деятельность.
На основании изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что использование помещения электрощитовой под нужды ЖСК, а также возведение помещения консьержкой в подъезде 4 на первом этаже без разрешения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 7 по улице Воронцовские пруды не соответствует требованиям ЖК РФ.
С учетом того факта, что иным доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А40-188952/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)