Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-871/2015) товарищества собственников жилья "Чистый город" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 (судья Максимова О.В.), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН 1028900558070, ИНН 8902009197) к товариществу собственников жилья "Чистый город" (ОГРН 1088901001507, ИНН 8902013115) о взыскании 1 805 176 руб. 28 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от товарищества собственников жилья "Чистый город"- представитель Линев Н.В. по доверенности N 510 от 01.12.2014 сроком действия до 19.12.2016;
- установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к товариществу собственников жилья "Чистый город" (далее - ТСЖ "Чистый город", ответчик) о взыскании задолженности по договору 73/3-В от 01.01.2011 в размере 1 721 232 рубля 83 копеек, процентов и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 83 943 рубля 45 копеек.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 исковые требования МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" удовлетворены частично. С ТСЖ "Чистый город" в пользу МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" взыскана задолженность в размере 1 701 232 рубля 83 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 83 943 рубля 45 копеек, расходы по уплате государственной пошлины размере 31 051 рубль 86 копеек. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Чистый город" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд неправомерно принял в качестве доказательства при принятии решения акт сверки взаимных расчетов. Считает, что в настоящем деле подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Полагает, что образовавшаяся задолженность должна быть взыскана непосредственно с потребителей коммунальных услуг, а не с ТСЖ "Чистый город".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что между МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Чистый город" (абонент) заключен договор на пользование водой для хозяйственно-бытовых нужд и прием сточных вод N 73/3-В от 01.01.2011с дополнительными соглашениями к нему, по условиям которого ресурсоснабжаюшая организация обеспечивает на границе эксплуатационной ответственности, определенной с абонентом в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору, подачу коммунального ресурса - воды для хозяйственно-бытовых нужд и прием сточных вод, для обеспечения потребителей коммунальными услугами, а абонент принимает коммунальный ресурс для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающих в многоквартирных жилых домах и жилых домах.
Согласно пункту 1.2 договора границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом установлены актами, которые являются неотъемлемой частью договора (приложение N 1).
В разделе 2 договора указано, что при исполнении условий настоящего договора стороны обязуются руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 1), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее - Правила N 2), Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
Порядок учета объемов водопотребления и водоотведения согласован сторонами в разделе 3 договора.
Так, согласно пункту 3.1 договора учет количества израсходованной воды и принятых сточных вод определяются в соответствии с Правилами N 1 и Правилами N 2.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что общедомовые и индивидуальные водосчетчики находятся на обслуживании абонента. Допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета производит абонент в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации не реже 1 раза в год, при подготовке внутренних сетей к осенне-зимнему периоду - до 01 сентября. Допуск в эксплуатацию индивидуальных приборов учета производится в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации. Абонент должен обеспечить эксплуатацию прибора учета в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящими Правилами учета, обеспечить сохранность пломб на средствах измерений.
Согласно пункту 4.2 договора объем воды и бытовых стоков абоненту для нужд потребителей определяется в следующем порядке, установленном законодательством:
- 4.2.1. Для потребителей группы "Население", проживающих в жилых домах, -по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, определенных органом местного самоуправления;
- 4.2.2. Для потребителей в многоквартирных домах:
- 4.2.2.1. при наличии общедомовых приборов учета - по показаниям общедомовых приборов учета;
- 4.2.2.2. при отсутствии общедомовых приборов учета - в соответствии с порядком, установленным законодательством:
- - для населения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и показаний индивидуальных приборов учета;
- - для субабонентов - на основании трехстороннего договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 2.1.5 договора ресурсоснабжающая организация обязалась производить начисление и принимать платежи в свою пользу от населения (потребителя), проживающих в многоквартирных домах за потребленную воду для хозяйственно-бытовых нужд и сброшенные сточные воды, в соответствии с действующим законодательством, а согласно пункту 2.1.6 договора - осуществлять претензионно-исковую работу в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, в случае неоплаты последними потребленной воды для хозяйственно-бытовых нужд и сброшенных сточных вод.
Пунктом 8.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 01 января 2011 года, распространяя свое действия на правоотношения возникшие с 01 сентября 2008 года, и действует по 31 декабря 2011 года, а в части расчетов - до полного исполнения обязательств.
В обоснование исковых требований истец указал, что у ответчика образовалась задолженность за коммунальные ресурсы, предоставленные на общедомовые нужды, а именно, за водоснабжение за период с 01.01.2013 по 30.06.2014, за водоотведение за период с 01.01.2013 по 30.04.2013.
Как следует из материалов дела, сторонами подписаны акты на коммунальные услуги на общедомовые нужды общую сумму 1 885 623,09 руб. (л.д. 34-107 т. 1).
С учетом частичной оплаты по расчету истца задолженность составила 1721232,83 руб., с требованием о взыскании которой и процентов за пользование чужими денежными средствами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части основного долга в сумме 1701 232,83 руб. согласно подписанным сторонами актам принял во внимание частичную оплату в сумме 20000 руб., которая произведена после подачи иска, и которая отражена в акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 18.10.2014 года. В связи с чем, задолженность составила 1 701 232,83 руб.
На основании статьи 395 ГК РФ суд признал правомерным требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 83 943,45 руб., так как ответчиком допущена просрочка в исполнении денежного обязательства.
Соглашаясь с изложенными в решении выводами, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 548 Кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
ТСЖ "Чистый город" в спорных правоотношениях является исполнителем коммунальных услуг, а МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" - ресурсоснабжающей организацией.
С 01.09.2012 года вступили в действие Правила N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 2 названных Правил они применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, потребляемые собственниками многоквартирного дома, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Как указано выше, ответчик как управляющая организация многоквартирными жилыми домами, является исполнителем коммунальных услуг в спорных правоотношениях.
Поскольку общими собраниями собственников помещений в названных многоквартирных домах, проведенными в установленном порядке, не приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, истец по праву предъявил размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды к оплате исполнителю - ТСЖ "Чистый город".
Объем оказанных истцом услуг отражен в актах выполненных работ, подписанных ответчиком без замечаний, на основании которых к оплате выставлялись счета-фактуры, о чем указано выше.
С учетом изложенного, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что факт оказания услуг не подтверждается материалами дела, суд отклоняет, поскольку они противоречат подписанным сторонами актам.
Представленные истцом расшифровки расчета ответчиком не оспорены. Примененный порядок расчета соответствуют правилам.
Указание ответчика на то, что не является лицом, обязанным оплачивать услуги на общедомовые нужды не соответствует указанным нормативным актам.
Ссылка на пункт 5.3.4. договора также не принимается, поскольку обязанность возмещать стоимость коммунальных услуг по водоснабжению на общедомовые нужды, как указано выше, установлена для исполнителя коммунальных услуг нормативно. Пункт 5.3.4. договора порядок возмещения расходов на общедомовые нужды не регулирует.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является обоснованным, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ТСЖ "Чистый город" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 08АП-871/2015 ПО ДЕЛУ N А81-4751/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 08АП-871/2015
Дело N А81-4751/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-871/2015) товарищества собственников жилья "Чистый город" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 (судья Максимова О.В.), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН 1028900558070, ИНН 8902009197) к товариществу собственников жилья "Чистый город" (ОГРН 1088901001507, ИНН 8902013115) о взыскании 1 805 176 руб. 28 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от товарищества собственников жилья "Чистый город"- представитель Линев Н.В. по доверенности N 510 от 01.12.2014 сроком действия до 19.12.2016;
- установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к товариществу собственников жилья "Чистый город" (далее - ТСЖ "Чистый город", ответчик) о взыскании задолженности по договору 73/3-В от 01.01.2011 в размере 1 721 232 рубля 83 копеек, процентов и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 83 943 рубля 45 копеек.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 исковые требования МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" удовлетворены частично. С ТСЖ "Чистый город" в пользу МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" взыскана задолженность в размере 1 701 232 рубля 83 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 83 943 рубля 45 копеек, расходы по уплате государственной пошлины размере 31 051 рубль 86 копеек. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Чистый город" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд неправомерно принял в качестве доказательства при принятии решения акт сверки взаимных расчетов. Считает, что в настоящем деле подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Полагает, что образовавшаяся задолженность должна быть взыскана непосредственно с потребителей коммунальных услуг, а не с ТСЖ "Чистый город".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что между МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Чистый город" (абонент) заключен договор на пользование водой для хозяйственно-бытовых нужд и прием сточных вод N 73/3-В от 01.01.2011с дополнительными соглашениями к нему, по условиям которого ресурсоснабжаюшая организация обеспечивает на границе эксплуатационной ответственности, определенной с абонентом в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору, подачу коммунального ресурса - воды для хозяйственно-бытовых нужд и прием сточных вод, для обеспечения потребителей коммунальными услугами, а абонент принимает коммунальный ресурс для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающих в многоквартирных жилых домах и жилых домах.
Согласно пункту 1.2 договора границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом установлены актами, которые являются неотъемлемой частью договора (приложение N 1).
В разделе 2 договора указано, что при исполнении условий настоящего договора стороны обязуются руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 1), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее - Правила N 2), Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
Порядок учета объемов водопотребления и водоотведения согласован сторонами в разделе 3 договора.
Так, согласно пункту 3.1 договора учет количества израсходованной воды и принятых сточных вод определяются в соответствии с Правилами N 1 и Правилами N 2.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что общедомовые и индивидуальные водосчетчики находятся на обслуживании абонента. Допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета производит абонент в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации не реже 1 раза в год, при подготовке внутренних сетей к осенне-зимнему периоду - до 01 сентября. Допуск в эксплуатацию индивидуальных приборов учета производится в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации. Абонент должен обеспечить эксплуатацию прибора учета в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящими Правилами учета, обеспечить сохранность пломб на средствах измерений.
Согласно пункту 4.2 договора объем воды и бытовых стоков абоненту для нужд потребителей определяется в следующем порядке, установленном законодательством:
- 4.2.1. Для потребителей группы "Население", проживающих в жилых домах, -по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, определенных органом местного самоуправления;
- 4.2.2. Для потребителей в многоквартирных домах:
- 4.2.2.1. при наличии общедомовых приборов учета - по показаниям общедомовых приборов учета;
- 4.2.2.2. при отсутствии общедомовых приборов учета - в соответствии с порядком, установленным законодательством:
- - для населения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и показаний индивидуальных приборов учета;
- - для субабонентов - на основании трехстороннего договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 2.1.5 договора ресурсоснабжающая организация обязалась производить начисление и принимать платежи в свою пользу от населения (потребителя), проживающих в многоквартирных домах за потребленную воду для хозяйственно-бытовых нужд и сброшенные сточные воды, в соответствии с действующим законодательством, а согласно пункту 2.1.6 договора - осуществлять претензионно-исковую работу в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, в случае неоплаты последними потребленной воды для хозяйственно-бытовых нужд и сброшенных сточных вод.
Пунктом 8.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 01 января 2011 года, распространяя свое действия на правоотношения возникшие с 01 сентября 2008 года, и действует по 31 декабря 2011 года, а в части расчетов - до полного исполнения обязательств.
В обоснование исковых требований истец указал, что у ответчика образовалась задолженность за коммунальные ресурсы, предоставленные на общедомовые нужды, а именно, за водоснабжение за период с 01.01.2013 по 30.06.2014, за водоотведение за период с 01.01.2013 по 30.04.2013.
Как следует из материалов дела, сторонами подписаны акты на коммунальные услуги на общедомовые нужды общую сумму 1 885 623,09 руб. (л.д. 34-107 т. 1).
С учетом частичной оплаты по расчету истца задолженность составила 1721232,83 руб., с требованием о взыскании которой и процентов за пользование чужими денежными средствами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части основного долга в сумме 1701 232,83 руб. согласно подписанным сторонами актам принял во внимание частичную оплату в сумме 20000 руб., которая произведена после подачи иска, и которая отражена в акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 18.10.2014 года. В связи с чем, задолженность составила 1 701 232,83 руб.
На основании статьи 395 ГК РФ суд признал правомерным требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 83 943,45 руб., так как ответчиком допущена просрочка в исполнении денежного обязательства.
Соглашаясь с изложенными в решении выводами, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 548 Кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
ТСЖ "Чистый город" в спорных правоотношениях является исполнителем коммунальных услуг, а МУП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" - ресурсоснабжающей организацией.
С 01.09.2012 года вступили в действие Правила N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 2 названных Правил они применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, потребляемые собственниками многоквартирного дома, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Как указано выше, ответчик как управляющая организация многоквартирными жилыми домами, является исполнителем коммунальных услуг в спорных правоотношениях.
Поскольку общими собраниями собственников помещений в названных многоквартирных домах, проведенными в установленном порядке, не приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, истец по праву предъявил размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды к оплате исполнителю - ТСЖ "Чистый город".
Объем оказанных истцом услуг отражен в актах выполненных работ, подписанных ответчиком без замечаний, на основании которых к оплате выставлялись счета-фактуры, о чем указано выше.
С учетом изложенного, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что факт оказания услуг не подтверждается материалами дела, суд отклоняет, поскольку они противоречат подписанным сторонами актам.
Представленные истцом расшифровки расчета ответчиком не оспорены. Примененный порядок расчета соответствуют правилам.
Указание ответчика на то, что не является лицом, обязанным оплачивать услуги на общедомовые нужды не соответствует указанным нормативным актам.
Ссылка на пункт 5.3.4. договора также не принимается, поскольку обязанность возмещать стоимость коммунальных услуг по водоснабжению на общедомовые нужды, как указано выше, установлена для исполнителя коммунальных услуг нормативно. Пункт 5.3.4. договора порядок возмещения расходов на общедомовые нужды не регулирует.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является обоснованным, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ТСЖ "Чистый город" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 декабря 2014 года по делу N А81-4751/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)