Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1293/2014, А-22

Требование: О предоставлении жилых помещений по нормам предоставления, выделении денежных средств на строительство жилья.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы ссылались на то, что предоставленная им квартира по договору социального найма не соответствовала санитарным и жилищным нормативам, находилась в аварийном состоянии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N 33-1293/2014, А-22


Судья: Попцова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гареевой Е.Б.
судей: Русанова Р.А., Маркатюк Г.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, <данные изъяты> к Администрации Железнодорожного района г. Красноярска, Администрации г. Красноярска, Правительству России - Казне РФ, Президенту РФ П.В., Правительству Красноярского края о предоставлении жилых помещений по нормам предоставления, выделении денежных средств на строительство жилья и предоставлении земельного участка, по встречному иску Муниципального образования г. Красноярск в лице исполнительного органа Администрации г. Красноярска к Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи в связи со сносом жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе И.А.Ю.,
по апелляционному представлению прокуратуры Железнодорожного района,
по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска,
по апелляционной жалобе администрации Железнодорожного района г. Красноярска и администрации г. Красноярска,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Красноярска предоставить Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты> <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты> в связи с выселением в связи со сносом жилого помещения, признанного непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 120 кв. м, находящееся в границах г. Красноярска.
В остальной части, в том числе в удовлетворении исковых требований к администрации Железнодорожного района г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Правительству России - Казне РФ, Президенту РФ П.В., Правительству Красноярского края о выделении денежных средств на строительство жилья и предоставлении земельного участка, отказать.
МО г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска в удовлетворении исковых требований к Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, <данные изъяты> о выселении из квартиры <данные изъяты> с предоставлением по договору социального найма жилого помещения - квартиры <данные изъяты>, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

Г.Е., З.А., З.Д.А., Л., Г.Н., И.А.Ю., И.О., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> обратились в суд с исковым заявлением к администрации Железнодорожного района г. Красноярска, администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивируют тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 26.11.2012 г. были удовлетворены исковые требования Г.Е., З.А., З.Д.А., И.А.Ю., Л., Г.Н., И.О., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И.И. и И.А.А. к администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г. Красноярска о признании их проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> на условиях социального найма. Впоследствии И.О. по решению жилищной комиссии администрации Железнодорожного района г. Красноярска предоставлено жилое помещение - 1-комнатная квартира по адресу: <данные изъяты> в обмен на квартиру 10 по <данные изъяты> в связи с признанием данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Остальным истцам было предоставлено жилое помещение - 4-хкомнатная квартира по адресу: <данные изъяты>. Однако указанная квартира не соответствует санитарным и жилищным нормативам, находится в аварийном состоянии, а именно: треснуты пополам пластиковые окна, оборваны обои, требуется полная замена санитарно-технического оборудования в ванной комнате и туалете, а также линолеума, имеется трещина в капитальной стене в одной из комнат. На заявление об устранении недостатков в квартире, ответчик не отреагировал и представил истцам возможность хранения своих вещей и имущества, ранее находившихся в хозяйственных пристройках по <данные изъяты>
С учетом уточненных требований, предъявленных дополнительно к Правительству России - Казне РФ, Президенту РФ П.В., Правительству Красноярского края, истцы просили суд возложить обязанность на администрацию Железнодорожного района г. Красноярска, администрацию г. Красноярска, Правительство России - Казну РФ, Президента РФ П.В., Правительство Красноярского края за счет всех социальных фондов выделить их семье: 4 отдельные квартиры, которые им понравятся: одну трехкомнатную, жилой площадью не менее 45 кв. м для Г.Е., Г.Н., З.А.; одну двух или трехкомнатную квартиру жилой площадью не менее 60 кв. м для И.О., И.А.Ю., а также несовершеннолетних И.А.А. и И.И.; две однокомнатные квартиры не менее 15 кв. м жилой площади каждая для Л. и З.Д.А. Либо выделить сумму для самостоятельной постройки достойного жилья на 9 человек - 20 млн. руб. взамен освобождаемого жилья - квартиры <данные изъяты>, а также предоставить земельный участок в юго-западной части черты города Красноярска в количестве 5 гектар.
Муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Г.Е., З.А., З.Д.А., И.А.Ю., Л., Г.Н., И.И., И.А.А. о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи в связи со сносом жилого помещения из квартиры N <данные изъяты> расположенной по адресу: <данные изъяты> общей площадью 76,5 кв. м, с предоставлением им взамен по договору социального найма одной квартиры N<данные изъяты>, общей площадью 83,7 кв. м, по адресу: <данные изъяты>
Встречные требования мотивированы тем, что многоквартирный дом N <данные изъяты> по <данные изъяты>, в котором проживают ответчики, был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии администрации г. Красноярска от 25.12.2009 года N 15. В силу того, что проживающие в аварийных домах граждане не могут самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества, принята региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" на 2011-2012 годы", на основании которой выселяемым гражданам - нанимателям жилых помещений предоставляются на основании договора социального найма другие жилые помещения, которые должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначными по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающими установленным требованиям, то есть пригодными для проживания и находящимися в черте данного населенного пункта. Ответчикам было предложено переселиться в квартиру по адресу: <данные изъяты>. От переселения ответчики отказались.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе И.А.Ю., И.О., действующая в интересах несовершеннолетних И.А.А., И.И. просят изменить решение суда и возложить обязанность на администрацию г. Красноярска предоставить И.А.Ю., И.А.А., И.И. отдельное жилое помещение не менее 45 кв. м общей площади, находящееся в границах г. Красноярска. Ссылаются на то, что они являются одной семьей и имеют право на предоставление отдельного жилого помещения для совместного проживания.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г. Красноярска просит отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что предоставление гражданам жилья в связи со сносом занимаемого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Ссылаясь на пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14, согласно которому при выселении граждан в связи со сносом занимаемого жилья, другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий и считает, что отказ в удовлетворении требований администрации г. Красноярска о выселении Г.Е. и членов ее семьи с предоставлением другого предлагаемого жилого помещения, противоречит нормам материального права.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска П.Н. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования, заявленные МО город Красноярск. Указывает на то, что суд первой инстанции, возложив на администрацию г. Красноярска обязанность предоставить семье Г.Е. жилое помещение по норме предоставления, вышел за рамки исковых требований, поскольку истцы таких требований не заявляли. При этом, ссылаясь на пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 указывает на то, что переселение осуществляется в связи с признанием жилого дома, в котором проживают истцы, аварийным и подлежащим сносу, а не в связи с улучшением жилищных условий. Предоставление указанного жилья не нарушает права Г.Е. и членов ее семьи, так как за ними будет сохранено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Кроме того считают, что при предоставлении жилого помещения в целях улучшения жилищных условий всем членам семьи необходимо учитывать площадь всех предоставленных жилых помещений, однако суд не учел, что И.О. уже предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью 31,9 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель администрации железнодорожного района г. Красноярска и администрации г. Красноярска П.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г.Е., Г.Н., З.А., З.Д.А., Л., И.А.Ю., И.О., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И.А.А., И.И. отказать в полном объеме, встречные исковые требований администрации города удовлетворить. При этом ссылается на пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14, согласно которому при выселении граждан в связи со сносом занимаемого жилья, другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, поэтому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, во внимание не принимаются. При этом граждане в соответствии со ст. 55 ЖК РФ сохраняют свое прав состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не отпали основания. Также указывает на то, что на учете в качестве нуждающихся состоит 7 человек, однако судом указана на необходимость предоставления жилого помещения на состав семьи из 8 человек без учета того, что истцы не обращались в администрацию района об изменении состава семьи и необходимости изменения количества состоящих на учете в качестве нуждающихся.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав пояснения Г.Е., согласной с решением суда, Л., З.А., З.Д.А., И.А.Ю., И.О., представителя Администрации Железнодорожного района г. Красноярска С., представителя Администрации г. Красноярска П.Н., представителя Управления капитального строительства К., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего необходимым внести изменения в резолютивную часть решения, дополнив ее указанием на предоставление истцам квартиры не менее четырех комнат и жилой площадью не менее 58,8 кв. м, проверив извещения Г.Н., Правительства России - Казны РФ, Президента РФ, Правительства Красноярского края надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и не явившихся в него, признав возможным рассмотрение дела в их отсутствие с учетом наличия в деле надлежащих извещений указанных участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу положений ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что семья Г.Е. в составе семьи из 8 человек, включая Г.Н., З.Д.А., З.А., И.А.А., И.И., Л., И.А.Ю. на условиях социального найма занимает жилое помещение - квартиру <данные изъяты> <данные изъяты>, общей площадью 76,5 кв. м, в том числе жилой площадью 58,8 кв. м, состоящую из четырех жилых комнат, площадью 8,9 кв. м, 15,0 кв. м, 19,8 кв. м, 15,2 кв. м, кухни 7,9 кв. м, коридора 9,8 кв. м, что подтверждается техническим паспортом и экспликацией на многоквартирный дом, представленной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Все указанные граждане состоят на регистрационном учете в указанном жилом помещении с 2004 года, что подтверждается выпиской из домой книги (т. 1, л.д. 79)
И.О. проживала на условиях договора социального найма в жилом помещении <данные изъяты> состоящего из одной жилой комнаты, площадью 13,9 кв. м.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 26 ноября 2012 года Г.Е., З.А., З.Д.А., И.А.Ю., Л., Г.Н., И.И., И.А.А. признаны проживающими на условиях социального найма в жилом помещении, общей площадью 76,5 кв. м, в том числе жилой площадью 58,8 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты>. И.О. признана проживающей на условиях социального найма в жилом помещении, общей площадью 13,9 кв. м, в том числе жилой 13,9 кв. м, расположенном по адресу<данные изъяты>
Заключением межведомственной комиссии N 15 от 25 декабря 2009 года, созданной на основании постановления Администрации г. Красноярска от 06 июля 2006 года N 612, многоквартирный жилой дом <данные изъяты> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, на основании технического заключения ООО "СтройМастер", которым установлено неудовлетворительное техническое состояние фундаментов, стен, перегородок, конструкций перекрытий, лестниц, крыши, полов, оконных и дверных проемов, внутренних систем инженерного оборудования.
В рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 01 марта 2011 года N 106-п, и необходимостью обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу, принято Постановление администрации г. Красноярска от 04 июля 2011 года N 258 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Красноярске" на 2011-2012 годы. Приложением N 4 к данной муниципальной адресной программе предусмотрен реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, в который включен жилой дом по <данные изъяты>
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 31 января 2013 года в рамках реализации адресной программы, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 04 июля 2011 года N 258, И.О. в связи с переселением из аварийного и подлежащего сносу жилья взамен квартиры <данные изъяты> было предоставлено жилое помещение - однокомнатная квартира, общей площадью 31,9 кв. м, в том числе жилой 14,4 кв. м по ул. Линейная, 76-71 г. Красноярска. 13 февраля 2013 года между администрацией Центрального района г. Красноярска и И.О. был заключен договор социального найма жилого помещения, по которому наймодатель передал нанимателю и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение - однокомнатную квартиру N<данные изъяты>, общей площадью 31,9 кв. м, в том числе жилой 14,4 кв. м, по адресу<данные изъяты>
20 декабря 2012 года с целью обеспечения жилыми помещениями граждан, переселяемых из ветхих жилых домов, в том числе из квартиры <данные изъяты> в г. Красноярске на заседании комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования Администрации г. Красноярска было решено включить в фонд социального использования четырехкомнатную квартиру N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, общей площадью 83,7 кв. м, жилой площадью 60,1 кв. м для предоставления нанимателям, переселяемым из аварийного жилищного фонда, заключению с ними договора социального найма на основании предоставленных администрацией Железнодорожного района г. Красноярска решения жилищной комиссии и требуемых документов граждан. Указанная квартира распределена администрации Железнодорожного района для переселения нанимателей (согласно приложению N 1), проживающих в аварийных жилых домах, подлежащих сносу в ходе реализации региональной адресной программы, в частности Г-вым, З-вым распределена квартира N <данные изъяты> по <данные изъяты>, общей площадью 83,7 кв. м, в том числе жилой 60,1 кв. м, взамен освобождаемого жилья по <данные изъяты> в том числе жилой 58,8 кв. м.
Разрешением Администрации г. Красноярска от 06 августа 2010 года жилой дом по <данные изъяты> введен в эксплуатацию. При этом, был получен акт итоговой проверки и заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о соответствии жилого дома требованиям технических регламентов (норм и права), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
<данные изъяты> зарегистрирована на праве собственности за МО г. Красноярск, включена в реестр муниципального жилищного фонда 26 декабря 2011 года. Указанная квартира состоит из четырех жилых комнат, площадью 12,3 кв. м, 12,4 кв. м, 18,5 кв. м, 16,9 кв. м, а также кухни 8,8 кв. м, и коридоров с ванной комнатой и туалета.
От переселения в указанную квартиру Г.Е. и члены ее семьи отказались, выразив замечания по ненадлежащему техническому состоянию квартиры. Замечания по техническому состоянию квартиры Администрацией г. Красноярска были устранены, однако Г.Е. и члены ее семьи повторно отказались от предложенного варианта для переселения.
Семья Г.Е. в составе 7 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Железнодорожного района с 02 марта 1988 года, учетный номер 133, фактический номер очереди 70, и относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жилым помещением, как многодетная семья.
<данные изъяты> у И.А.Ю. и И.О. <данные изъяты> <данные изъяты>, которые проживают с родителями <данные изъяты> И.О. реализовала свое право на жилое помещение, подписав договор социального найма жилого помещения <данные изъяты>
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, удовлетворяя первоначальные исковые требования, принимая во внимание, что Администрацией г. Красноярска семье Г.Е., за исключением И.О., предоставлено жилое помещение по адресу: <данные изъяты> общей площадью 83,7 кв. м, не отвечающее требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о возложении на Администрацию города обязанности предоставить Г.Е., Г.Н., З.А., З.Д.А., Л., И.А.Ю., И.А.А., И.И. благоустроенное жилое помещение, не менее 120 кв. м общей площади, находящееся в границах города Красноярска, и об отказе МО г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска в удовлетворении встречных исковых требований о выселении из квартиры <данные изъяты> семьи Г.Е. с предоставлением по договору социального найма жилого помещения - квартиры N <данные изъяты>.
При расчете общей площади предоставляемого жилого помещения суд первой инстанции правомерно не учитывал И.О., которой уже предоставлено жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства по договору социального найма, однако принял во внимание, что истцы по первоначальному иску в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, а также имеют статус многодетной семьи, в связи с чем, при их переселении из жилого помещения в связи со сносом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, Администрация г. Красноярска должна предоставить жилое помещение по норме предоставления в размере 15 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Вместе с тем, принимая во внимание, что по смыслу приведенных норм права, жилищные условия граждан переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, а потребительские свойства помещения определяются, в том числе, размером жилой площади, а предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше ранее занимаемой, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть оспариваемого решения указанием на предоставление Г.Е., Г.Н., З.А., З.Д.А., Л., И.А.Ю., И.А.А., И.И. жилого помещения (квартиры), состоящей не менее чем из четырех жилых комнат, жилой площадью не менее 58,8 кв. м.
Доводы И.А.Ю. о необходимости предоставления ему, И.А.А., И.И. отдельного жилого помещения, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку основанием предоставления жилого помещения, является не улучшение жилищных условий истцов, а снос занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, И.А.Ю. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи Г.Е., пояснившей, что ранее они проживали вместе в квартире N <данные изъяты>, а дети жили также в этой квартире и в квартире N <данные изъяты>. Обе квартиры находятся в одном подъезде.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации Железнодорожного района г. Красноярска и Администрации г. Красноярска на неправомерное указание судом первой инстанции на необходимость предоставления жилого помещения на состав семьи 8 человек, не может являться основанием к отмене законного по сути решения, поскольку несовершеннолетние И.И., И.А.А. на законных основаниях проживали с родителями по <данные изъяты>, состоят на регистрационном учете в нем, самостоятельно реализовать свои права не могли в силу своего несовершеннолетия, являются членами семьи Г.Е. С целью недопущения нарушения их жилищных прав при расчете площади предоставляемого жилого помещения необходимо было учитывать фактический состав семьи Г.Е. в количестве 8 человек без учета И.О., которой жилое помещение уже предоставлено.
Иные доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем основанием к отмене решения суда служить не могут.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон. Выводы суда не противоречат материалам дела и требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2013 года изменить, дополнив его резолютивную часть указанием об обязании Администрации г. Красноярска предоставить Г.Е. <данные изъяты>, Г.Н. <данные изъяты>, З.А. <данные изъяты>, З.Д.А. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты> И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты>, И. <данные изъяты> в связи с выселением по договору социального найма жилое помещение (квартиру), состоящее не менее чем из четырех жилых комнат, жилой площадью не менее 58,8 кв. м.
В остальной части данное решение оставить без изменения, апелляционные жалобы И.А.Ю., администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г. Красноярска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)