Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Заведеева И.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Вологдиной Т.И., Овчинниковой Л.Д.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 сентября 2014 года гражданское дело N 2-122/14 по апелляционной жалобе Б. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года по иску Б., К. к администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Горжилобмен", Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и формировании земельного участка в соответствии представленному плану.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения истца Б., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года Б., К. в удовлетворении исковых требований к администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Горжилобмен", Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и формировании земельного участка в соответствии представленному плану отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение суда от 16 июня 2014 года, полагает его неправильным.
Судебная коллегия изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, жилой дом по адресу: <адрес> является государственной собственностью Санкт-Петербурга и состоит на учете в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга".
Б., К. на основании договора социального найма жилого помещения занимали жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 33 - 34).
<дата> Жилищным комитетом Санкт-Петербурга заключен с Б., К. договор передачи <адрес>, кадастровый номер N <...> в собственность (л.д. 32).
<дата> Б. обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением об определении границ и межевании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом (л.д. 15 - 16). Ответа не последовало.
<дата> Б. обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (Курортный районный отдел) по вопросу установления границ земельного участка по фактическому пользованию.
<дата> заявление истца направлено в Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для подготовки ответа (л.д. 17).
Истец обратился в администрацию Курортного района Санкт-Петербурга с просьбой внести изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга с целью формирования земельного участка за многоквартирным домом с учетом надворных построек.
Согласно ответу администрации от <дата>, жилой дом <адрес> расположен в функциональной зоне 1ЖД. С северной и восточной сторон от жилого дома, где расположены дворовые постройки, необходимые для его эксплуатации, расположена территория, в отношении которой установлена функциональная зона Р5, где не предусмотрено размещение указанных объектов. Таким образом, жилой дом и дворовые постройки расположены в разных функциональных зонах, что не позволяет сформировать земельный участок за многоквартирным жилым домом вместе с дворовыми постройками (л.д. 27 - 28).
Б. и К. обратились в Зеленогорский районный суд Санкт-Петербурга с иском о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и сформировать границы земельного участка согласно представленному плану. В обоснование заявленных требований истцы указывают, что в <дата> филиалом Октябрьской железной дороги был построен одноэтажный многоквартирный жилой дом с надворными сооружениями по адресу: <адрес>. С момента постройки дома до настоящего времени истцы пользуются земельным участков и всеми надворными постройками по данному адресу. Поскольку <дата> они на основании договора передачи квартиры в собственность приобрели право собственности <адрес>, то полагают, что они имеют право и на приобретение в собственность в порядке приватизации земельного участка по фактическому пользованию в размере <...> кв. м.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).
В силу части 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 2.3 и 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) может осуществляться на основании обращения любого собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании объяснений сторон, подробного анализа представленных и добытых по делу доказательств, пришел к выводу о том, что право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, в порядке приватизации может возникнуть только после проведения топогеодезических работ по его формированию (работ по межеванию) и проведению государственного кадастрового учета.
Поскольку дом, занимаемый истцами не является индивидуальным жилым домом, а многоквартирным, поэтому в порядке, установленном распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 г. N 2732-ра "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании" земельный участок не может быть признан сформированным и передан собственникам квартир в порядке приватизации. Истцы имеют право на формирование земельного участка в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 г. N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Объектом гражданского оборота может быть индивидуально-определенная вещь.
Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, который, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Комитет для осуществления задач, предусмотренных в настоящем Положении, обладает следующими полномочиями: утверждение границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке (п. 3.6), принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или из земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, а также принятие решений об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.6.1).
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2005 г. N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 2 названного Положения Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга принимает от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица заявление о формировании земельного участка, к которому должны быть приложены документы, поименованные в пунктах 2.1 - 2.4
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 года N 1996-рк (в редакции от 19.11.2013 года "Об утверждении Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке" установлен порядок прохождения и рассмотрения документов при формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных доказательств признал установленным, что земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на который истцы просят признать право собственности, не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет, в связи с чем такой земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.
При этом из материалов дела не усматривается, что истцы обращались в установленном порядке с заявлением о формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства и градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, пришел к выводу о том, что истцами выбран неправильный способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции указал, что собственники помещений в многоквартирном доме Б. и К. вправе оспорить в судебном порядке по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) орган власти по формированию земельного участка на котором расположен вышеуказанный дом по разработке документации по планировке территории (ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ), поскольку из материалов дела следует, что <дата> Б. обратился с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом к председателю Комитета по земельным ресурсам и землепользованию Санкт-Петербурга, которое было перенаправлено в Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, однако ответа на обращение не последовало.
Поскольку нормативно-правовой акт КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка при его формировании не издавался, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, при этом истцами порядок обращения с соответствующим заявлением и предоставление необходимых документов в соответствии с пунктом 2.6.9 Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке не соблюдены, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом истцы не лишены возможности обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением, предоставив все необходимые документы.
Кроме того, из материалов дела следует, что истцы выражают несогласие не с формированием земельного участка под домом и его постановкой на учет, а с площадью земельного участка и просят ее установить по фактическому пользованию <...> кв. м. Между тем, вопрос об изменении площади участка может и должен быть решен на общем собрании собственников жилых помещений, поскольку установление площади земельного участка непосредственно затрагивает права всех собственников помещений в многоквартирном доме, однако такое согласие в материалах дела отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истцов, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием в пределах действия ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 33-14490/2014 ПО ДЕЛУ N 2-122/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 33-14490/2014
Судья Заведеева И.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Вологдиной Т.И., Овчинниковой Л.Д.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 сентября 2014 года гражданское дело N 2-122/14 по апелляционной жалобе Б. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года по иску Б., К. к администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Горжилобмен", Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и формировании земельного участка в соответствии представленному плану.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения истца Б., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года Б., К. в удовлетворении исковых требований к администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Горжилобмен", Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и формировании земельного участка в соответствии представленному плану отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение суда от 16 июня 2014 года, полагает его неправильным.
Судебная коллегия изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, жилой дом по адресу: <адрес> является государственной собственностью Санкт-Петербурга и состоит на учете в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга".
Б., К. на основании договора социального найма жилого помещения занимали жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 33 - 34).
<дата> Жилищным комитетом Санкт-Петербурга заключен с Б., К. договор передачи <адрес>, кадастровый номер N <...> в собственность (л.д. 32).
<дата> Б. обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением об определении границ и межевании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом (л.д. 15 - 16). Ответа не последовало.
<дата> Б. обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (Курортный районный отдел) по вопросу установления границ земельного участка по фактическому пользованию.
<дата> заявление истца направлено в Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для подготовки ответа (л.д. 17).
Истец обратился в администрацию Курортного района Санкт-Петербурга с просьбой внести изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга с целью формирования земельного участка за многоквартирным домом с учетом надворных построек.
Согласно ответу администрации от <дата>, жилой дом <адрес> расположен в функциональной зоне 1ЖД. С северной и восточной сторон от жилого дома, где расположены дворовые постройки, необходимые для его эксплуатации, расположена территория, в отношении которой установлена функциональная зона Р5, где не предусмотрено размещение указанных объектов. Таким образом, жилой дом и дворовые постройки расположены в разных функциональных зонах, что не позволяет сформировать земельный участок за многоквартирным жилым домом вместе с дворовыми постройками (л.д. 27 - 28).
Б. и К. обратились в Зеленогорский районный суд Санкт-Петербурга с иском о понуждении заключить договор приватизации земельного участка и сформировать границы земельного участка согласно представленному плану. В обоснование заявленных требований истцы указывают, что в <дата> филиалом Октябрьской железной дороги был построен одноэтажный многоквартирный жилой дом с надворными сооружениями по адресу: <адрес>. С момента постройки дома до настоящего времени истцы пользуются земельным участков и всеми надворными постройками по данному адресу. Поскольку <дата> они на основании договора передачи квартиры в собственность приобрели право собственности <адрес>, то полагают, что они имеют право и на приобретение в собственность в порядке приватизации земельного участка по фактическому пользованию в размере <...> кв. м.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).
В силу части 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 2.3 и 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) может осуществляться на основании обращения любого собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании объяснений сторон, подробного анализа представленных и добытых по делу доказательств, пришел к выводу о том, что право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, в порядке приватизации может возникнуть только после проведения топогеодезических работ по его формированию (работ по межеванию) и проведению государственного кадастрового учета.
Поскольку дом, занимаемый истцами не является индивидуальным жилым домом, а многоквартирным, поэтому в порядке, установленном распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 г. N 2732-ра "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании" земельный участок не может быть признан сформированным и передан собственникам квартир в порядке приватизации. Истцы имеют право на формирование земельного участка в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 г. N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Объектом гражданского оборота может быть индивидуально-определенная вещь.
Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, который, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Комитет для осуществления задач, предусмотренных в настоящем Положении, обладает следующими полномочиями: утверждение границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке (п. 3.6), принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или из земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, а также принятие решений об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.6.1).
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2005 г. N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 2 названного Положения Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга принимает от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица заявление о формировании земельного участка, к которому должны быть приложены документы, поименованные в пунктах 2.1 - 2.4
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 года N 1996-рк (в редакции от 19.11.2013 года "Об утверждении Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке" установлен порядок прохождения и рассмотрения документов при формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных доказательств признал установленным, что земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на который истцы просят признать право собственности, не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет, в связи с чем такой земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.
При этом из материалов дела не усматривается, что истцы обращались в установленном порядке с заявлением о формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства и градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, пришел к выводу о том, что истцами выбран неправильный способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции указал, что собственники помещений в многоквартирном доме Б. и К. вправе оспорить в судебном порядке по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) орган власти по формированию земельного участка на котором расположен вышеуказанный дом по разработке документации по планировке территории (ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ), поскольку из материалов дела следует, что <дата> Б. обратился с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом к председателю Комитета по земельным ресурсам и землепользованию Санкт-Петербурга, которое было перенаправлено в Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, однако ответа на обращение не последовало.
Поскольку нормативно-правовой акт КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка при его формировании не издавался, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, при этом истцами порядок обращения с соответствующим заявлением и предоставление необходимых документов в соответствии с пунктом 2.6.9 Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке не соблюдены, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом истцы не лишены возможности обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением, предоставив все необходимые документы.
Кроме того, из материалов дела следует, что истцы выражают несогласие не с формированием земельного участка под домом и его постановкой на учет, а с площадью земельного участка и просят ее установить по фактическому пользованию <...> кв. м. Между тем, вопрос об изменении площади участка может и должен быть решен на общем собрании собственников жилых помещений, поскольку установление площади земельного участка непосредственно затрагивает права всех собственников помещений в многоквартирном доме, однако такое согласие в материалах дела отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истцов, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием в пределах действия ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)