Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" - Амирян И.Л., дов. от 15.01.2015 г. б/н
от Правительства Москвы - Бушуев Б.А., дов. от 11.03.2014 г. N 4-47-205/4
от ОАО "Центр-Инвест" - Аверьянова Т.Е., дов. от 16.10.2014 г. N 33/14
от ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" - Амирян И.Л., дов. от 15.01.2015 г. б/н
рассмотрев 21 января 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы
Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест"
на постановление от 22 сентября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Стешаном Б.В., Овчинниковой С.Н., Тетюком В.И.
по иску ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС"
к Правительству Москвы, ОАО "Центр-Инвест"
об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта
третье лицо: ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция"
по встречному иску Правительства Москвы
к ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС", ОАО "Центр-Инвест"
об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта
установил:
закрытое акционерное общество "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" (далее - ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы и открытому акционерному обществу "Московский городской центр продажи недвижимости" (далее - ОАО "Центр-Инвест"), с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) и дополнительному соглашению к нему от 24.03.2006 г. (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01-ДС-1) в части строительного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной истцом редакции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" (далее - ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция").
До вынесения решения по существу спора судом принят к рассмотрению встречный иск Правительства Москвы к ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест" об обязании ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест" подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.ВАО.00273 в редакции дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. в части строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной Правительством Москвы редакции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2014 г. в удовлетворении иска ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" отказано в связи с отсутствием у этого лица как соинвестора права на понуждение Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" к подписанию акта о результатах реализации инвестиционного проекта, а встречный иск Правительства Москвы оставлен без рассмотрения из-за несоблюдения Правительством Москвы досудебного порядка урегулирования спора, установленного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 г. N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов".
При рассмотрении апелляционных жалоб Правительства Москвы и ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" на решение суда первой инстанции Девятый арбитражный апелляционный суд в соответствии с определением от 15 сентября 2014 г. перешел к рассмотрению дела в части встречного иска по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2014 г. решение суда первой инстанции отменено и иск ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" удовлетворен, а в удовлетворении встречного иска Правительства Москвы отказано.
Удовлетворяя требования ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и возлагая на Правительство Москвы и ОАО "Центр-Инвест" обязанность подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) и дополнительному соглашению к нему от 24.03.2006 г. (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01-ДС-1) в части строительного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной истцом редакции, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у ответчиков возражений относительно предложенного истцом распределения площадей в инвестиционном объекте, сославшись, в то же время, в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска Правительства Москвы на отсутствие реального и согласованного всеми участниками инвестиционного контракта раздела результата инвестиционной деятельности пропорционально долям ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест".
Постановление суда апелляционной инстанции обжаловано в кассационном порядке как Правительством Москвы, так и ОАО "Центр-Инвест", которые просят, с учетом уточнения ОАО "Центр-Инвест" своей позиции в заседании суда кассационной инстанции, постановление от 22 сентября 2014 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В своей кассационной жалобе Правительство Москвы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствия у Правительства Москвы возражений относительно предложенного истцом распределения нежилых площадей в инвестиционном объекте, поскольку из-за несогласия с предложенными ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" условиями Правительство Москвы и предъявило встречный иск о распределения площадей в инвестиционном объекте на иных условиях, которые в большей степени приближены к условиям инвестиционного контракта и реальной возможности раздела нежилых помещений.
В своей кассационной жалобе ОАО "Центр-Инвест" настаивает на своих доводах о том, что акт реализации инвестиционного проекта должен быть подписан только между Правительством Москвы и ОАО "Центр-Инвест" как непосредственными участниками инвестиционного проекта, поскольку права у ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" как у соинвестора не могут возникнуть ранее возникновения права собственности у инвестора, а надлежащее исполнение ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" обязательств по дополнительному соглашению от 24.06.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. не влечет возникновение у этого лица права собственности на объект инвестирования, а лишь позволяет ему требовать передачи находящейся в собственности инвестора индивидуально-определенной части в объекте инвестиций.
ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" поддерживает приведенные в ранее представленных отзывах доводы о том, что в результате заключения дополнительного соглашения от 24.06.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. общество стало полноправным участником инвестиционного проекта, поэтому не может быть лишено права предлагать свои условия раздела помещений в инвестиционном объекте из-за неправомерного уклонения Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" от подписания предусмотренного инвестиционным контрактом акта реализации инвестиционного проекта и что предложенные Правительством Москвы условия раздела инвестиционного объекта не соответствуют условиям его раздела, предусмотренным инвестиционным контрактом от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 в редакции дополнительного соглашения от 24.03.2006 г., просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Истцом подано ходатайство о процессуальной замене ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" в связи с его реорганизацией в форме преобразования на ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Третьим лицом также подано ходатайство о процессуальной замене ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" в связи с его реорганизацией в форме преобразования на ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Завершение реорганизации ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" в форме преобразования подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 10.12.2014 г. о государственной регистрации ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" за государственным регистрационным номером 1147748005382, а завершение реорганизации ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" в форме преобразования в ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 24.11.2014 г. о государственной регистрации ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" за государственным регистрационным номером 51477460402480, поэтому ходатайства этих лиц о процессуальной замене подлежат удовлетворению.
Правительство Москвы, настаивая в судебном заседании на приведенных в своей кассационной жалобе доводах, ссылается на несогласие не только с предложенным ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" процентным соотношением раздела помещений в инвестиционном объекте, но и с набором тех помещений, которые это лицо предлагает отнести к доле города Москвы.
ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" поддерживает доводы ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, предметом заключенного между Правительством Москвы и ГУП "Центр-инвест" (в настоящее время - ОАО "Центр-Инвест") инвестиционного контракта от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) является реализация инвестиционного проекта поэтапной комплексной реконструкции мкр. 4 - 5 района Измайлово ВАО г. Москвы, в рамках реализации которого инвестор обязался за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести комплексную реконструкцию мкр. 4 - 5 района Измайлово ВАО г. Москвы со сносом аварийного и ветхого жилищного фонда, реконструкцией и строительством новых жилых домов в соответствии с технико-экономическими показателями предпроектных предложений по градостроительному обоснованию возможности размещения в этом микрорайоне жилых домов общей площадью 81 тыс. кв. м, в том числе жилой площадью - 75 тыс. кв. м, подземно-надземных гаражей-автостоянок с введением пусковых комплексов в эксплуатацию в установленные сроки.
По условиям этого контракта соотношение раздела между сторонами объектов недвижимости, созданных по итогам его реализации, установлено в следующей пропорции:
- - жилая площадь: 37,5% - городу Москве, 62,5% - инвестору;
- - нежилая площадь: 40% - городу Москвы, 60% - инвестору;
- - подземные (надземные) гаражи-автостоянки: 20% машиномест и площадей общего пользования - городу Москве, 80% машиномест и площадей общего пользования - инвестору.
Конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность инвестору по итогам реализации контракта, определяется на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подписываемого сторонами.
При завершении контракта раздел недвижимого имущества на пусковых комплексах (возведенные здания и сооружения, исключая право пользования земельным участком, которое будет установлено и оформлено после государственной регистрации права (доли в праве) на здание каждому соинвестору) уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, которые изготавливаются по заявке инвестора и согласовываются сторонами. Принятое решение оформляется предварительным протоколом о закреплении квартир и нежилых помещений за сторонами и актом о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта производится в установленном порядке после сдачи каждого пускового комплекса в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта (пускового комплекса) согласно условиям контракта.
Акт о результатах реализации инвестиционного проекта оформляется между сторонами после ввода каждого пускового комплекса в эксплуатацию.
В результате подписания между Правительством Москвы (администрация) и ГУП "Центр-инвест" (инвестор) с ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 Правительство Москвы согласилось с уступкой ГУП "Центр-инвест" как инвестором части своих прав и обязанностей по контракту другому лицу - ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" как соинвестору.
По условиям этого дополнительного соглашения характеристики передаваемых инвестором соинвестору жилых и нежилых помещений и машиномест, права на которые переходят к соинвестору, определяются отдельными соглашениями между инвестором и соинвестором на основании предварительных протоколов распределения общей жилой и нежилой площадей и машиномест, подписанных инвестором, соинвестором и администрацией.
Построенный в ходе реализации инвестиционного проекта многоквартирный дом по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) введен в эксплуатацию на основании разрешения Мосгосстройнадзора от 29.12.2011 г. N RU35000-003844, однако акт реализации в отношении этого пускового комплекса между участниками инвестиционного проекта подписан не был.
ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" при разрешении спора настаивало на распределении площадей в многоквартирном доме по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 в следующей пропорции:
- - жилая площадь: 37,61% - городу Москве, 62,39% - инвестору;
- - нежилая площадь: 39,02% - городу Москвы, 60,98% - инвестору.
Правительство Москвы при разрешении спора настаивало на распределении площадей в многоквартирном доме по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 в иной пропорции:
- - жилая площадь: 37,61% - городу Москве, 62,39% - инвестору;
- - нежилая площадь: 40,07% - городу Москвы, 59,93% - инвестору.
Согласно правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 04 июня 2013 г. N 18185/12, в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Суд, если придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и исходя из условий заключенного ими договора, должен в резолютивной части судебного акта указать, каким образом распределяются между сторонами созданные объекты (помещения в созданном объекте или доли в праве собственности на созданный объект). Такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется в регистрирующий орган вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности соответствующих лиц на указанные в нем объекты в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предложенные ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и Правительством Москвы распределение нежилых помещений как по общей площади помещений, распределяемых в пользу участников инвестиционного проекта, так и по набору помещений не совпадают, поэтому у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для предпочтительного удовлетворения требований ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" под предлогом отсутствия у ответчиков возражений относительно предложенного истцом распределения площадей в инвестиционном объекте.
При разрешении спора по существу судом апелляционной инстанции не было также учтено, что из-за несовпадения фактического распределения созданных в инвестиционном объекте площадей между участниками инвестиционного проекта (по размеру долей) условиям их распределения, установленных инвестиционным контрактом, подлежал разрешению и вопрос о последствиях невозможности распределения площадей на ранее согласованных условиях, что сделано не было.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует также предложить Правительству Москвы, ОАО "Центр-Инвест" и ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" представить дополнительные письменные пояснения о последствиях подписания дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 для разрешения вопроса о непосредственных участниках инвестиционного проекта с учетом внесенных в контракт изменений и обстоятельств подписания протокола предварительного распределения площадей, а также разрешить вопрос о равноценности предложенных непосредственными участниками инвестиционного контракта условий распределения площадей в проектах акта реализации инвестиционного проекта.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Произвести процессуальную замену ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" на ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Произвести процессуальную замену ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" на ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2014 года и решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2014 года по делу N А40-97430/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
С.Г.НУЖНОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2015 N Ф05-15993/2014 ПО ДЕЛУ N А40-97430/13
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А40-97430/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" - Амирян И.Л., дов. от 15.01.2015 г. б/н
от Правительства Москвы - Бушуев Б.А., дов. от 11.03.2014 г. N 4-47-205/4
от ОАО "Центр-Инвест" - Аверьянова Т.Е., дов. от 16.10.2014 г. N 33/14
от ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" - Амирян И.Л., дов. от 15.01.2015 г. б/н
рассмотрев 21 января 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы
Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест"
на постановление от 22 сентября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Стешаном Б.В., Овчинниковой С.Н., Тетюком В.И.
по иску ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС"
к Правительству Москвы, ОАО "Центр-Инвест"
об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта
третье лицо: ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция"
по встречному иску Правительства Москвы
к ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС", ОАО "Центр-Инвест"
об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта
установил:
закрытое акционерное общество "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" (далее - ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы и открытому акционерному обществу "Московский городской центр продажи недвижимости" (далее - ОАО "Центр-Инвест"), с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) и дополнительному соглашению к нему от 24.03.2006 г. (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01-ДС-1) в части строительного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной истцом редакции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" (далее - ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция").
До вынесения решения по существу спора судом принят к рассмотрению встречный иск Правительства Москвы к ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест" об обязании ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест" подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.ВАО.00273 в редакции дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. в части строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной Правительством Москвы редакции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2014 г. в удовлетворении иска ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" отказано в связи с отсутствием у этого лица как соинвестора права на понуждение Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" к подписанию акта о результатах реализации инвестиционного проекта, а встречный иск Правительства Москвы оставлен без рассмотрения из-за несоблюдения Правительством Москвы досудебного порядка урегулирования спора, установленного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 г. N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов".
При рассмотрении апелляционных жалоб Правительства Москвы и ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" на решение суда первой инстанции Девятый арбитражный апелляционный суд в соответствии с определением от 15 сентября 2014 г. перешел к рассмотрению дела в части встречного иска по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2014 г. решение суда первой инстанции отменено и иск ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" удовлетворен, а в удовлетворении встречного иска Правительства Москвы отказано.
Удовлетворяя требования ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и возлагая на Правительство Москвы и ОАО "Центр-Инвест" обязанность подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) и дополнительному соглашению к нему от 24.03.2006 г. (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01-ДС-1) в части строительного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, Заводской проезд, дом 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) в предложенной истцом редакции, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у ответчиков возражений относительно предложенного истцом распределения площадей в инвестиционном объекте, сославшись, в то же время, в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска Правительства Москвы на отсутствие реального и согласованного всеми участниками инвестиционного контракта раздела результата инвестиционной деятельности пропорционально долям ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и ОАО "Центр-Инвест".
Постановление суда апелляционной инстанции обжаловано в кассационном порядке как Правительством Москвы, так и ОАО "Центр-Инвест", которые просят, с учетом уточнения ОАО "Центр-Инвест" своей позиции в заседании суда кассационной инстанции, постановление от 22 сентября 2014 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В своей кассационной жалобе Правительство Москвы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствия у Правительства Москвы возражений относительно предложенного истцом распределения нежилых площадей в инвестиционном объекте, поскольку из-за несогласия с предложенными ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" условиями Правительство Москвы и предъявило встречный иск о распределения площадей в инвестиционном объекте на иных условиях, которые в большей степени приближены к условиям инвестиционного контракта и реальной возможности раздела нежилых помещений.
В своей кассационной жалобе ОАО "Центр-Инвест" настаивает на своих доводах о том, что акт реализации инвестиционного проекта должен быть подписан только между Правительством Москвы и ОАО "Центр-Инвест" как непосредственными участниками инвестиционного проекта, поскольку права у ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" как у соинвестора не могут возникнуть ранее возникновения права собственности у инвестора, а надлежащее исполнение ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" обязательств по дополнительному соглашению от 24.06.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. не влечет возникновение у этого лица права собственности на объект инвестирования, а лишь позволяет ему требовать передачи находящейся в собственности инвестора индивидуально-определенной части в объекте инвестиций.
ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" поддерживает приведенные в ранее представленных отзывах доводы о том, что в результате заключения дополнительного соглашения от 24.06.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. общество стало полноправным участником инвестиционного проекта, поэтому не может быть лишено права предлагать свои условия раздела помещений в инвестиционном объекте из-за неправомерного уклонения Правительства Москвы и ОАО "Центр-Инвест" от подписания предусмотренного инвестиционным контрактом акта реализации инвестиционного проекта и что предложенные Правительством Москвы условия раздела инвестиционного объекта не соответствуют условиям его раздела, предусмотренным инвестиционным контрактом от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 в редакции дополнительного соглашения от 24.03.2006 г., просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Истцом подано ходатайство о процессуальной замене ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" в связи с его реорганизацией в форме преобразования на ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Третьим лицом также подано ходатайство о процессуальной замене ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" в связи с его реорганизацией в форме преобразования на ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Завершение реорганизации ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" в форме преобразования подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 10.12.2014 г. о государственной регистрации ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" за государственным регистрационным номером 1147748005382, а завершение реорганизации ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" в форме преобразования в ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 24.11.2014 г. о государственной регистрации ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" за государственным регистрационным номером 51477460402480, поэтому ходатайства этих лиц о процессуальной замене подлежат удовлетворению.
Правительство Москвы, настаивая в судебном заседании на приведенных в своей кассационной жалобе доводах, ссылается на несогласие не только с предложенным ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" процентным соотношением раздела помещений в инвестиционном объекте, но и с набором тех помещений, которые это лицо предлагает отнести к доле города Москвы.
ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" поддерживает доводы ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, предметом заключенного между Правительством Москвы и ГУП "Центр-инвест" (в настоящее время - ОАО "Центр-Инвест") инвестиционного контракта от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 (регистрационный N 13-000021-5301-0013-00001-01) является реализация инвестиционного проекта поэтапной комплексной реконструкции мкр. 4 - 5 района Измайлово ВАО г. Москвы, в рамках реализации которого инвестор обязался за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести комплексную реконструкцию мкр. 4 - 5 района Измайлово ВАО г. Москвы со сносом аварийного и ветхого жилищного фонда, реконструкцией и строительством новых жилых домов в соответствии с технико-экономическими показателями предпроектных предложений по градостроительному обоснованию возможности размещения в этом микрорайоне жилых домов общей площадью 81 тыс. кв. м, в том числе жилой площадью - 75 тыс. кв. м, подземно-надземных гаражей-автостоянок с введением пусковых комплексов в эксплуатацию в установленные сроки.
По условиям этого контракта соотношение раздела между сторонами объектов недвижимости, созданных по итогам его реализации, установлено в следующей пропорции:
- - жилая площадь: 37,5% - городу Москве, 62,5% - инвестору;
- - нежилая площадь: 40% - городу Москвы, 60% - инвестору;
- - подземные (надземные) гаражи-автостоянки: 20% машиномест и площадей общего пользования - городу Москве, 80% машиномест и площадей общего пользования - инвестору.
Конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность инвестору по итогам реализации контракта, определяется на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подписываемого сторонами.
При завершении контракта раздел недвижимого имущества на пусковых комплексах (возведенные здания и сооружения, исключая право пользования земельным участком, которое будет установлено и оформлено после государственной регистрации права (доли в праве) на здание каждому соинвестору) уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, которые изготавливаются по заявке инвестора и согласовываются сторонами. Принятое решение оформляется предварительным протоколом о закреплении квартир и нежилых помещений за сторонами и актом о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта производится в установленном порядке после сдачи каждого пускового комплекса в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта (пускового комплекса) согласно условиям контракта.
Акт о результатах реализации инвестиционного проекта оформляется между сторонами после ввода каждого пускового комплекса в эксплуатацию.
В результате подписания между Правительством Москвы (администрация) и ГУП "Центр-инвест" (инвестор) с ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 Правительство Москвы согласилось с уступкой ГУП "Центр-инвест" как инвестором части своих прав и обязанностей по контракту другому лицу - ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" как соинвестору.
По условиям этого дополнительного соглашения характеристики передаваемых инвестором соинвестору жилых и нежилых помещений и машиномест, права на которые переходят к соинвестору, определяются отдельными соглашениями между инвестором и соинвестором на основании предварительных протоколов распределения общей жилой и нежилой площадей и машиномест, подписанных инвестором, соинвестором и администрацией.
Построенный в ходе реализации инвестиционного проекта многоквартирный дом по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 (строительный адрес: г. Москва, ВАО, район Измайлово, мкр. 4 - 5, корп. 5) введен в эксплуатацию на основании разрешения Мосгосстройнадзора от 29.12.2011 г. N RU35000-003844, однако акт реализации в отношении этого пускового комплекса между участниками инвестиционного проекта подписан не был.
ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" при разрешении спора настаивало на распределении площадей в многоквартирном доме по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 в следующей пропорции:
- - жилая площадь: 37,61% - городу Москве, 62,39% - инвестору;
- - нежилая площадь: 39,02% - городу Москвы, 60,98% - инвестору.
Правительство Москвы при разрешении спора настаивало на распределении площадей в многоквартирном доме по адресу: 105043, г. Москва, Заводской проезд, 23 в иной пропорции:
- - жилая площадь: 37,61% - городу Москве, 62,39% - инвестору;
- - нежилая площадь: 40,07% - городу Москвы, 59,93% - инвестору.
Согласно правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 04 июня 2013 г. N 18185/12, в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Суд, если придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и исходя из условий заключенного ими договора, должен в резолютивной части судебного акта указать, каким образом распределяются между сторонами созданные объекты (помещения в созданном объекте или доли в праве собственности на созданный объект). Такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется в регистрирующий орган вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности соответствующих лиц на указанные в нем объекты в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предложенные ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" и Правительством Москвы распределение нежилых помещений как по общей площади помещений, распределяемых в пользу участников инвестиционного проекта, так и по набору помещений не совпадают, поэтому у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для предпочтительного удовлетворения требований ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" под предлогом отсутствия у ответчиков возражений относительно предложенного истцом распределения площадей в инвестиционном объекте.
При разрешении спора по существу судом апелляционной инстанции не было также учтено, что из-за несовпадения фактического распределения созданных в инвестиционном объекте площадей между участниками инвестиционного проекта (по размеру долей) условиям их распределения, установленных инвестиционным контрактом, подлежал разрешению и вопрос о последствиях невозможности распределения площадей на ранее согласованных условиях, что сделано не было.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует также предложить Правительству Москвы, ОАО "Центр-Инвест" и ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" представить дополнительные письменные пояснения о последствиях подписания дополнительного соглашения от 24.03.2006 г. к инвестиционному контракту от 27.06.2001 г. N ДМЖ.01.00273 для разрешения вопроса о непосредственных участниках инвестиционного проекта с учетом внесенных в контракт изменений и обстоятельств подписания протокола предварительного распределения площадей, а также разрешить вопрос о равноценности предложенных непосредственными участниками инвестиционного контракта условий распределения площадей в проектах акта реализации инвестиционного проекта.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Произвести процессуальную замену ЗАО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС" на ООО "Инвестиционное агентство "ВЕЛЕС".
Произвести процессуальную замену ЗАО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция" на ООО "Инвестиционная Компания "Строительство и Реконструкция".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2014 года и решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2014 года по делу N А40-97430/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
С.Г.НУЖНОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)