Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2015 ПО ДЕЛУ N А05-4850/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. по делу N А05-4850/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2015 года по делу N А05-4850/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207; далее - ООО "УК Ломоносовский", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 24.02.2015 N ОК-05/07-06/18.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции названное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, подвальное помещение площадью 316,8 кв. м фактически является общим имуществом собственников многоквартирного дома, и не должно учитываться при расчете платы за объемы электроэнергии на общедомовые нужды как нежилое помещение. Полагает, что заявителем представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт отсутствия отдельного конкретного собственника подвальных помещений.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Ломоносовский" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске.
По факту обращения жильцов указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги инспекцией на основании распоряжения от 02.02.2015 N ОК-05/01-15/291 в период с 02.02.2015 по 24.02.2015 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При проверке правомерности определения заявителем платы за электроэнергию на общедомовые нужды инспекцией выявлено, что в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2014 года по январь 2015 года общество допустило обсчет потребителей, проживающих в квартирах <...> указанного дома в результате неправомерного (в нарушение требований Правил N 354) предъявления к оплате сумм по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанной исходя из норматива потребления.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 24.02.2015 N ОК-05/07-01/108 и выдано предписание от 24.02.2014 N ОК-05/07-06/18, в котором обществу предписано выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно:
- - потребителю, проживающему в квартире <...>, произвести перерасчет по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период ноябрь, декабрь 2014 года, январь 2015 года на сумму 410 руб. 96 коп.;
- - потребителю, проживающему в квартире <...>, произвести перерасчет по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период ноябрь, декабрь 2014 года, январь 2015 года на сумму 445 руб. 35 коп.;
- - потребителю, проживающему в квартире <...>, произвести перерасчет по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период ноябрь, декабрь 2014 года, январь 2015 года на сумму 438 руб. 31 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 2 этих же Правил исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Коммунальной услугой признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске не оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, что заявителем не оспаривается.
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам, а именно: размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяется по формуле 10 как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354 предусмотрено, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Согласно этой формуле приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" для дома данного типа в спорный период был установлен норматив 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, считает необходимым использовать показатель 1458,4 кв. м, а в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме - показатель 2480,5 кв. м.
Вместе с тем инспекция при расчете исходила из того, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в спорном многоквартирном доме, составляет 430,3 кв. м, а общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды в составе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следует учитывать кроме прочего площадь подвального помещения (316,8 кв. м), и исключить площадь этого подвального помещения из общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, в связи с этим площадь данных помещений не может быть принята в состав мест общего пользования, освещение которых осуществляется за счет объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Суд первой инстанции правомерно сослался на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в котором разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, поскольку содержащиеся в этом письме разъяснения не противоречат нормам ЖК РФ.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Согласно приложению 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
При расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
В рассматриваемом случае в соответствии с техническим паспортом, представленным заявителем в инспекцию при проверке, показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" не указан. В то же время в этом техническом паспорте присутствует показатель "площадь лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений", который составляет 430,3 кв. м и равен показателю общей площади мест общего пользования.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану указанного дома (том 3, листы 125 - 127) общая площадь мест общего пользования составляет 430,3 кв. м (216,5 кв. м + 61,2 кв. м + 50,2 кв. м + 50,9 кв. м + 51,5 кв. м = 430,3 кв. м).
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, расчет самого общества изначально был основан на признании того, что площадь общих помещений, входящих в состав общего имущества, равна 430,3 кв. м.
Заявитель полагает, что площадь помещения, которое не имеет собственника, не может быть включена в состав общей площади всех жилых и нежилых помещений для целей исчисления приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.
Как следует из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по запросу суда первой инстанции сведений о собственниках всех жилых и нежилых помещений в доме N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске, помещения подвала указанного дома площадью 316,8 кв. м собственников не имеют. Из представленной в дело копии акта обследования от 08.06.2015 следует, что в помещениях подвала в доме N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске площадью 316,8 кв. м расположены трубопроводы ГВС, ХВС и отопления.
Однако в рамках данного дела об оспаривании ненормативного правового акта суд лишен возможности установить собственника (собственников) указанных помещений. Вопрос о праве в данном деле не может быть разрешен.
В связи с этим ссылка общества в его апелляционной жалобе на то, что заявителем представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт отсутствия отдельного конкретно собственника подвальных помещений, отклоняется апелляционным судом.
При этом как следует из указанных выше пункта 17 приложения 2 к Правилам N 354, разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно техническому паспорту дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске, помещения подвала в указанном доме площадью 316,8 кв. м не входят в состав общего имущества, а отнесены к нежилым помещениям в данном многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете платы за общедомовое потребление электроэнергии должен использоваться показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 430,3 кв. м.
Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Между тем в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2014 года по январь 2015 года при расчете размера платы принимались иные объемы потребления. Следствием этого явился обсчет потребителей, проживающих в квартирах <...> дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами N 354 порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно предписала обществу произвести потребителям, проживающим в квартирах <...> дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2014 года по январь 2015 года.
Следовательно, предписание административного соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1500 руб.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2015 года подателю апелляционной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с заявителя в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2015 года по делу N А05-4850/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)