Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Сетуньское"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2015 по делу N А40-212571/14, принятое судьей Хатыповой Р.А. (шифр судьи 27-1773)
по иску ТСЖ "Сетуньское" (ОГРН 1117746990492, 119285, Москва, ул. Пырьева, д. 9, к. 1)
к ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" (ОГРН 1087746433004, 119602, Москва, ул. Анохина Академика, дом 6, корпус 5)
о признании незаконным отказа от заключения договора,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Язовский А.И. по доверенности от 22.12.2014; Гольдфарб О.Е. по выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.12.2014;
- от ответчика: Костычева Г.С. по доверенности от 20.02.2015,
установил:
ТСЖ "Сетуньское" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" о признании незаконным произведенного ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в письме от 20.06.2014 N СЛ02-689/14 расчета суммы предоставляемой в 2014 г. субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме под управлением ТСЖ "Сетуньское", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 9 корп. 1; признании незаконным отказа ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в предоставлении в 2014 г. субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме под управлением ТСЖ "Сетуньское", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 9 корп. 1 (с учетом принятия изменения предмета иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель в апелляционной жалобе считает решение не законным и не обоснованным, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, полагает, что выводы изложенные в решении, не соответствуют материалам дела.
Представитель истца явившейся в судебное заседание доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, истцом в установленном порядке было подано заявление для заключения с ответчиком договора на предоставление в 2014 году субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РФ".
По мнению истца, ответчик, реализуя свою обязанность по предоставлению вышеуказанной субсидии, произвел неправомерный расчет размера субсидий. В связи с этим, рассчитанный ответчиком размер субсидии приобрел отрицательное значение (со знаком "минус"), в связи с чем, ответчик отказал ТСЖ в заключении договора и предоставлении бюджетной субсидии в 2014 г. Ответчик неправомерно уменьшил размер субсидии на стоимость услуг, которые в 2014 году в отношении многоквартирного дома под управлением ТСЖ за счет города Москвы не оказывались, а именно - на стоимость обращения с отходами (твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ)).
Пунктом 11 Постановления N 299-ПП установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетом города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям на условиях и в порядке, установленных настоящим Постановлением.
Постановлением N 299-ПП бюджетная субсидия определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В методику расчета размера (суммы) бюджетной субсидии внесены изменения постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП", а также Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, с 01.01.2014 распространены на территории Западного административных округов города Москвы.
В соответствии с Постановлением N 485-ПП для обеспечения комплекса работ по обращению с твердыми бытовыми отходами выбрана одна специализированная организация, получившая такое право на основании проведенных в 2012 году торгов - Государственное казенной учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления "Мосэкопром".
Эта специализированная государственная организация в соответствии с законодательством города Москвы является получателем той части бюджетной субсидии, которая предусмотрена в бюджете города Москвы на соответствующий год для целей выплаты субсидий управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как оплата за произведенные работы по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, в том числе в Западном АО города Москвы.
Для всех управляющих организаций, получающих субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе - Западного АО города Москвы, вне зависимости от участия в эксперименте, размер бюджетной субсидии определяется как разница между ставкой планово-нормативного расхода и произведение общей площади жилых и нежилых помещений на величину расходов на обращение с отходами, путем введения в формулу расчета размера бюджетной субсидии согласно новой методике коэффициента A(i), определяемого как расходы на обращение с отходами за 1-й месяц (руб).
Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Западного административного округ города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Ответчиком в связи с обращением ТСЖ "Сетуньское" по вопросу заключения на 2014 год договора на получение субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями Постановления N 299-ПП, с учетом положения п. 5.2 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП, а также установленного методикой порядка расчета размера бюджетной субсидии был произведен расчет размера бюджетной субсидии на 2014 год по многоквартирному дому по адресу: ул. Пырьева, д. 9, корп. 1.
Согласно действующему законодательству, размер субсидии определяется как разница между суммой расходов, рассчитанной исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации, получаемым управляющей организацией от начисления платежей за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, которая подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, определяемую из расчета 2.08 руб. на 1 кв. м общей площади жилых и нежилых помещений.
Указанные нормативные правовые акты города Москвы по вопросам установления с 01.01.2014 условий и порядка предоставления субсидий, в том числе в отношении управляющих организаций, являющихся получателями бюджетной субсидии Западного административного округа города Москвы, признаны судом законными, и, следовательно, подлежащими безусловному применению.
Следуя данной норме, в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов города Москвы был произведен расчет бюджетной субсидии за 2014 г. в отношении многоквартирного дома по ул. Пырьева, д. 9, корп. 1 на 2014 год находящемся в управлении ТСЖ "Сетуньский", результат которого получился с отрицательным значением.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что право на получение субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014 год отсутствует.
В письме от 20.06.2014 N СЛ02-689/14 ответчиком на основании действующего законодательства и результатов произведенного расчета сделан правомерный вывод о том, что, поскольку произведенный расчет показывает отрицательное значение, договор на получение субсидии на 2014 год с заявителем заключен быть не может.
Таким образом, основания для признания незаконным произведенного расчета размера субсидии на 2014 год в отношении ТСЖ "Сетуньский", признании незаконным отказа ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в предоставлении в 2014 г. субсидии отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательством Москвы не предусмотрено правовое основание для отказа в предоставлении субсидии при ситуации, когда в результате произведенного расчета размер субсидии оказывается меньше, чем стоимость работ по обращению с отходами, проводимых за счет бюджета города Москвы отклоняется судебной коллегией.
Полученный в результате определения размера субсидии, в данном случае с отрицательным значением (минус 312 386 руб. 62 коп.), сам по себе является основанием для отказа в заключении договора на получение бюджетной субсидии ввиду отрицательного результата.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы жалобы, поскольку они не опровергают обстоятельств, установленных судом, по доказательствам представленным в деле и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, кроме того, данные доводы, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании ст. ст. 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2015 по делу N А40-212571/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Сетуньское" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
О.Н.СЕМИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2015 N 09АП-24425/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-212571/14
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. N 09АП-24425/2015-ГК
Дело N А40-212571/14
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Сетуньское"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2015 по делу N А40-212571/14, принятое судьей Хатыповой Р.А. (шифр судьи 27-1773)
по иску ТСЖ "Сетуньское" (ОГРН 1117746990492, 119285, Москва, ул. Пырьева, д. 9, к. 1)
к ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" (ОГРН 1087746433004, 119602, Москва, ул. Анохина Академика, дом 6, корпус 5)
о признании незаконным отказа от заключения договора,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Язовский А.И. по доверенности от 22.12.2014; Гольдфарб О.Е. по выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.12.2014;
- от ответчика: Костычева Г.С. по доверенности от 20.02.2015,
установил:
ТСЖ "Сетуньское" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" о признании незаконным произведенного ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в письме от 20.06.2014 N СЛ02-689/14 расчета суммы предоставляемой в 2014 г. субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме под управлением ТСЖ "Сетуньское", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 9 корп. 1; признании незаконным отказа ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в предоставлении в 2014 г. субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме под управлением ТСЖ "Сетуньское", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 9 корп. 1 (с учетом принятия изменения предмета иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель в апелляционной жалобе считает решение не законным и не обоснованным, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, полагает, что выводы изложенные в решении, не соответствуют материалам дела.
Представитель истца явившейся в судебное заседание доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, истцом в установленном порядке было подано заявление для заключения с ответчиком договора на предоставление в 2014 году субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РФ".
По мнению истца, ответчик, реализуя свою обязанность по предоставлению вышеуказанной субсидии, произвел неправомерный расчет размера субсидий. В связи с этим, рассчитанный ответчиком размер субсидии приобрел отрицательное значение (со знаком "минус"), в связи с чем, ответчик отказал ТСЖ в заключении договора и предоставлении бюджетной субсидии в 2014 г. Ответчик неправомерно уменьшил размер субсидии на стоимость услуг, которые в 2014 году в отношении многоквартирного дома под управлением ТСЖ за счет города Москвы не оказывались, а именно - на стоимость обращения с отходами (твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ)).
Пунктом 11 Постановления N 299-ПП установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетом города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям на условиях и в порядке, установленных настоящим Постановлением.
Постановлением N 299-ПП бюджетная субсидия определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В методику расчета размера (суммы) бюджетной субсидии внесены изменения постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП", а также Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, с 01.01.2014 распространены на территории Западного административных округов города Москвы.
В соответствии с Постановлением N 485-ПП для обеспечения комплекса работ по обращению с твердыми бытовыми отходами выбрана одна специализированная организация, получившая такое право на основании проведенных в 2012 году торгов - Государственное казенной учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления "Мосэкопром".
Эта специализированная государственная организация в соответствии с законодательством города Москвы является получателем той части бюджетной субсидии, которая предусмотрена в бюджете города Москвы на соответствующий год для целей выплаты субсидий управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как оплата за произведенные работы по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, в том числе в Западном АО города Москвы.
Для всех управляющих организаций, получающих субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе - Западного АО города Москвы, вне зависимости от участия в эксперименте, размер бюджетной субсидии определяется как разница между ставкой планово-нормативного расхода и произведение общей площади жилых и нежилых помещений на величину расходов на обращение с отходами, путем введения в формулу расчета размера бюджетной субсидии согласно новой методике коэффициента A(i), определяемого как расходы на обращение с отходами за 1-й месяц (руб).
Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Западного административного округ города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Ответчиком в связи с обращением ТСЖ "Сетуньское" по вопросу заключения на 2014 год договора на получение субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями Постановления N 299-ПП, с учетом положения п. 5.2 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП, а также установленного методикой порядка расчета размера бюджетной субсидии был произведен расчет размера бюджетной субсидии на 2014 год по многоквартирному дому по адресу: ул. Пырьева, д. 9, корп. 1.
Согласно действующему законодательству, размер субсидии определяется как разница между суммой расходов, рассчитанной исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации, получаемым управляющей организацией от начисления платежей за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, которая подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, определяемую из расчета 2.08 руб. на 1 кв. м общей площади жилых и нежилых помещений.
Указанные нормативные правовые акты города Москвы по вопросам установления с 01.01.2014 условий и порядка предоставления субсидий, в том числе в отношении управляющих организаций, являющихся получателями бюджетной субсидии Западного административного округа города Москвы, признаны судом законными, и, следовательно, подлежащими безусловному применению.
Следуя данной норме, в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов города Москвы был произведен расчет бюджетной субсидии за 2014 г. в отношении многоквартирного дома по ул. Пырьева, д. 9, корп. 1 на 2014 год находящемся в управлении ТСЖ "Сетуньский", результат которого получился с отрицательным значением.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что право на получение субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014 год отсутствует.
В письме от 20.06.2014 N СЛ02-689/14 ответчиком на основании действующего законодательства и результатов произведенного расчета сделан правомерный вывод о том, что, поскольку произведенный расчет показывает отрицательное значение, договор на получение субсидии на 2014 год с заявителем заключен быть не может.
Таким образом, основания для признания незаконным произведенного расчета размера субсидии на 2014 год в отношении ТСЖ "Сетуньский", признании незаконным отказа ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" в предоставлении в 2014 г. субсидии отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательством Москвы не предусмотрено правовое основание для отказа в предоставлении субсидии при ситуации, когда в результате произведенного расчета размер субсидии оказывается меньше, чем стоимость работ по обращению с отходами, проводимых за счет бюджета города Москвы отклоняется судебной коллегией.
Полученный в результате определения размера субсидии, в данном случае с отрицательным значением (минус 312 386 руб. 62 коп.), сам по себе является основанием для отказа в заключении договора на получение бюджетной субсидии ввиду отрицательного результата.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы жалобы, поскольку они не опровергают обстоятельств, установленных судом, по доказательствам представленным в деле и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, кроме того, данные доводы, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании ст. ст. 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2015 по делу N А40-212571/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Сетуньское" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
О.Н.СЕМИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)