Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
секретаря судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (Акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"): Смирновой И.В., представителя по доверенности N 36 от 22.01.2015;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Бухаровой Д.И., представителя по доверенности N 10 от 12.01.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" ноября 2014 года по делу N А33-8133/2014, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания", ИНН 2466118202, ОГРН 1042402949434 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 по делу N 605-ж.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт", Коврижных Н.Г., Сережечкин В.Д.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" на акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания".
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что исходя из положений пункта 27 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и содержания предписания следует, что в доме имеется централизованная система горячего водоснабжения, поскольку отбор горячей воды осуществляется из системы теплоснабжения.
Заявитель ссылается на то, что он является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных услуг, а не исполнителем коммунальных услуг.
По мнению общества, договор горячего водоснабжения, в соответствии с пунктами 6, 7, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), был заключен с Сережечкиным В.Д. путем совершения конклюдентных действий, поэтому стороны должны были руководствоваться порядком расчета и внесения платы за коммунальные услуги, утвержденные пунктом 42 указанных Правил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.02.2015 объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 18.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества и службы.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела копии письма N 86-3832 от 25.11.2014 "О начислении платы за горячее водоснабжение с 01 января 2015 года", поскольку указанный документ датирован после принятия оспариваемого решения и не может быть учтен при проверке законности принятого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании приказа службы от 12.02.2014 N 605-ж проведена внеплановая проверка деятельности общества на объекте жилищного фонда - многоквартирном доме, расположенном по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1.
При проведении проверки установлено, что предоставление коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению в жилом доме по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1 осуществляется заявителем. Между обществом и собственником жилого помещения N 1 указанного дома не заключены договоры на оказание коммунальных услуг.
В ходе осмотра 04.03.2012, проведенного с участием представителя общества, зафиксировано, что в многоквартирном доме система теплоснабжения централизованная, подача теплоносителя осуществляется по 2-х трубной системе. Подключение жилого дома к централизованной системе горячего водоснабжения не предусмотрено, разбор горячего водоснабжения осуществляется из системы отопления (без использования внутридомовых инженерных систем). При измерении температуры теплоносителя на вводе в здание установлено, что температура подающего трубопровода 70 градусов, обратного трубопровода 61 градус.
При отсутствии в доме централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме должно осуществляться исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В связи с этим, служба пришла к выводу о нарушении обществом пункта 42 Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилого помещения N 1 указанного дома за период с января по декабрь 2013 года.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.03.2014 N 605-ж.
На основании акта проверки от 04.03.2014 N 605-ж обществу выдано предписание от 04.03.2014 N 605-ж, которым предписано устранить нарушение, выразившееся в определении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилого помещения N 1 жилого дома по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1, за период с января по декабрь 2013 года, в нарушение пункта 42 Правил N 354, в связи с отсутствием в жилом доме системы горячего водоснабжения, в срок до 28.04.2014.
Общество оспорило предписание об устранении выявленных нарушений от 04.03.2014 N 605-ж в судебном порядке полагая, что им обоснованно определена плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции обоснованно указал, что предписание от 11.07.2014 N 381/12-гжн вынесено службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено. Заявитель не указывает на нарушение своих прав и законных интересов при проведении контрольных мероприятий.
С 01.09.2012 порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является горячее водоснабжение, рассматриваемое как снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение) - централизованное горячее водоснабжение.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в силу пункта 19.1 статьи 2 которого, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что в понятие внутридомовые инженерные системы входят являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к указанным Правилам (бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора - от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см)).
Качество коммунального ресурса (теплоносителя) определяется по следующим характеристикам: количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя; давление в подающем и обратном трубопроводах; температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); расход теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расход теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода и т.д. (пункт 95 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034). Данные правила устанавливают характеристики теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета теплоносителя и контроля качества теплоснабжения.
В соответствии с подпунктами "г", "е" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5.3.1 Правил и технических норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Из положений приведенных норм следует, что действующее законодательство предусматривает возможность оказания потребителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению путем отбора горячей воды из тепловой сети только при наличии внутридомовых инженерных систем. Разбор горячей воды из системы отопления путем слива теплоносителя самим потребителем не является предоставлением коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Службой в ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме N 1 по ул. Мира, с. Миндерла, Сухобузимского района, Красноярского края система теплоснабжения централизованная, подача теплоносителя осуществляется по 2-х трубной схеме (Тпод - подающий трубопровод, Тобр - обратный трубопровод). Подключение жилого дома к централизованной системе горячего водоснабжения не предусмотрено, разбор горячего водоснабжения осуществляется из системы отопления (без использования внутридомовых инженерных систем). В многоквартирном доме горячая вода с использованием внутридомовых инженерных систем не производится.
По результатам проверки ответчик пришел к выводу о том, что в многоквартирном доме предоставляются коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению, коммунальная услуга по горячему водоснабжению не оказывается.
В счетах-квитанциях на оплату за период с января по декабрь 2013 года начислялись платежи за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой N 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при отсутствии внутридомовых инженерных систем для разбора из открытой системы теплоснабжения теплоносителя, коммунальная услуга по горячему водоснабжению обществом не предоставляется, поэтому определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на основании пункта 42 Правил N 354 является неправомерным.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о неприменении положений Правил N 345, поскольку в спорных правоотношениях не имеет правового значения является общество по отношению к потребителю ресурсоснабжающей организацией или исполнителем коммунальных услуг. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что при исчислении платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения общество руководствовалось пунктом 42 Правил N 354.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования, возлагает на общество обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, является исполнимым. Предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований, предусмотренных частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительным предписания службы от 04.03.2014 N 605-ж.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 14.01.2015 N 96582 государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2014 года по делу N А33-8133/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 14.01.2015 N 96582.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N А33-8133/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А33-8133/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
секретаря судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (Акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"): Смирновой И.В., представителя по доверенности N 36 от 22.01.2015;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Бухаровой Д.И., представителя по доверенности N 10 от 12.01.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" ноября 2014 года по делу N А33-8133/2014, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания", ИНН 2466118202, ОГРН 1042402949434 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 по делу N 605-ж.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт", Коврижных Н.Г., Сережечкин В.Д.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" на акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания".
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что исходя из положений пункта 27 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и содержания предписания следует, что в доме имеется централизованная система горячего водоснабжения, поскольку отбор горячей воды осуществляется из системы теплоснабжения.
Заявитель ссылается на то, что он является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных услуг, а не исполнителем коммунальных услуг.
По мнению общества, договор горячего водоснабжения, в соответствии с пунктами 6, 7, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), был заключен с Сережечкиным В.Д. путем совершения конклюдентных действий, поэтому стороны должны были руководствоваться порядком расчета и внесения платы за коммунальные услуги, утвержденные пунктом 42 указанных Правил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.02.2015 объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 18.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества и службы.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела копии письма N 86-3832 от 25.11.2014 "О начислении платы за горячее водоснабжение с 01 января 2015 года", поскольку указанный документ датирован после принятия оспариваемого решения и не может быть учтен при проверке законности принятого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании приказа службы от 12.02.2014 N 605-ж проведена внеплановая проверка деятельности общества на объекте жилищного фонда - многоквартирном доме, расположенном по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1.
При проведении проверки установлено, что предоставление коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению в жилом доме по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1 осуществляется заявителем. Между обществом и собственником жилого помещения N 1 указанного дома не заключены договоры на оказание коммунальных услуг.
В ходе осмотра 04.03.2012, проведенного с участием представителя общества, зафиксировано, что в многоквартирном доме система теплоснабжения централизованная, подача теплоносителя осуществляется по 2-х трубной системе. Подключение жилого дома к централизованной системе горячего водоснабжения не предусмотрено, разбор горячего водоснабжения осуществляется из системы отопления (без использования внутридомовых инженерных систем). При измерении температуры теплоносителя на вводе в здание установлено, что температура подающего трубопровода 70 градусов, обратного трубопровода 61 градус.
При отсутствии в доме централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме должно осуществляться исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В связи с этим, служба пришла к выводу о нарушении обществом пункта 42 Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилого помещения N 1 указанного дома за период с января по декабрь 2013 года.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.03.2014 N 605-ж.
На основании акта проверки от 04.03.2014 N 605-ж обществу выдано предписание от 04.03.2014 N 605-ж, которым предписано устранить нарушение, выразившееся в определении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилого помещения N 1 жилого дома по адресу: Сухобузимский район, с. Миндерла, ул. Мира, 1, за период с января по декабрь 2013 года, в нарушение пункта 42 Правил N 354, в связи с отсутствием в жилом доме системы горячего водоснабжения, в срок до 28.04.2014.
Общество оспорило предписание об устранении выявленных нарушений от 04.03.2014 N 605-ж в судебном порядке полагая, что им обоснованно определена плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции обоснованно указал, что предписание от 11.07.2014 N 381/12-гжн вынесено службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено. Заявитель не указывает на нарушение своих прав и законных интересов при проведении контрольных мероприятий.
С 01.09.2012 порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является горячее водоснабжение, рассматриваемое как снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение) - централизованное горячее водоснабжение.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в силу пункта 19.1 статьи 2 которого, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что в понятие внутридомовые инженерные системы входят являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к указанным Правилам (бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора - от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см)).
Качество коммунального ресурса (теплоносителя) определяется по следующим характеристикам: количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя; давление в подающем и обратном трубопроводах; температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); расход теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расход теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода и т.д. (пункт 95 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034). Данные правила устанавливают характеристики теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета теплоносителя и контроля качества теплоснабжения.
В соответствии с подпунктами "г", "е" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5.3.1 Правил и технических норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Из положений приведенных норм следует, что действующее законодательство предусматривает возможность оказания потребителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению путем отбора горячей воды из тепловой сети только при наличии внутридомовых инженерных систем. Разбор горячей воды из системы отопления путем слива теплоносителя самим потребителем не является предоставлением коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Службой в ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме N 1 по ул. Мира, с. Миндерла, Сухобузимского района, Красноярского края система теплоснабжения централизованная, подача теплоносителя осуществляется по 2-х трубной схеме (Тпод - подающий трубопровод, Тобр - обратный трубопровод). Подключение жилого дома к централизованной системе горячего водоснабжения не предусмотрено, разбор горячего водоснабжения осуществляется из системы отопления (без использования внутридомовых инженерных систем). В многоквартирном доме горячая вода с использованием внутридомовых инженерных систем не производится.
По результатам проверки ответчик пришел к выводу о том, что в многоквартирном доме предоставляются коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению, коммунальная услуга по горячему водоснабжению не оказывается.
В счетах-квитанциях на оплату за период с января по декабрь 2013 года начислялись платежи за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой N 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при отсутствии внутридомовых инженерных систем для разбора из открытой системы теплоснабжения теплоносителя, коммунальная услуга по горячему водоснабжению обществом не предоставляется, поэтому определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на основании пункта 42 Правил N 354 является неправомерным.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о неприменении положений Правил N 345, поскольку в спорных правоотношениях не имеет правового значения является общество по отношению к потребителю ресурсоснабжающей организацией или исполнителем коммунальных услуг. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что при исчислении платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения общество руководствовалось пунктом 42 Правил N 354.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования, возлагает на общество обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, является исполнимым. Предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований, предусмотренных частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительным предписания службы от 04.03.2014 N 605-ж.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 14.01.2015 N 96582 государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2014 года по делу N А33-8133/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 14.01.2015 N 96582.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)