Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3694

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-3694


Судья Коневских О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С., при секретаре К., с участием прокурора Бабушкиной О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 28 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 января 2014 года, которым постановлено, -
- взыскать с Администрации города Перми в пользу П. денежную сумму в размере <...> рублей в качестве выкупной цены 1\\64 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <...>, состоящее из двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. А) общей площадью 136, 3 кв. м, в том числе жилой 97,5 кв. м, четырех холодных пристроев, двух туалетов, веранды (лит. а, а2, а4, а7, а9, а10); двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. Б) общей площадью 105,3 кв. м, жилой площадью 64,4 кв. м, трех холодных пристроев, навеса, туалета (лит. б, 61, 62, Г, П), двух заборов, ворот (1, 2, 3);
- признать прекращенным право долевой собственности П. на указанное имущество и выселить ее из жилого дома по адресу: <...>
- передать муниципальному образованию город Пермь 1/64 долю в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <...>, состоящее из двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. А) общей площадью 136, 3 кв. м, в том числе жилой 97,5 кв. м, четырех холодных пристроев, двух туалетов, веранды (лит. а, а2, а4, а7, а9, а10); двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. Б) общей площадью 105,3 кв. м, жилой площадью 64,4 кв. м, трех холодных пристроев, навеса, туалета (лит. б, 61, 62, Г, Г1), двух заборов, ворот (1, 2, 3);
- встречные исковые требования П. к Администрации города Перми оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя ответчицы П., действующей по доверенности - Т., заключение прокурора, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,

установила:

Администрация города Перми обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями к П., приводя в обоснование следующие обстоятельства.
Ответчица владеет 1/64 долей в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <...>, состоящее из двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. А) общей площадью 136, 3 кв. м, в том числе жилой 97,5 кв. м, четырех холодных пристроев, двух туалетов, веранды (лит. а, а2, а4, а7, а9, а10); двухэтажного бревенчатого жилого дома (лит. Б) общей площадью 105,3 кв. м, жилой площадью 64,4 кв. м, трех холодных пристроев, навеса, туалета (лит. б, 61, 62, Г, Г1), двух заборов, ворот (1, 2, 3). На основании заключения межведомственной комиссии от 12.11.2007 г. N <...> жилой дом N <...> по <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Перми N 128 от 28.01.2011 г. собственникам жилых помещений в данном доме предписано их освободить в связи со сносом строения. Постановлением от 10.01.2013 г. предусмотрено изъятие для муниципальных нужд освобождаемого жилья с выкупом у граждан, в том числе у ответчицы, жилых помещений в доме по адресу: <...>. Согласно отчету об оценке выкупная цена принадлежащей П. 1\\64 доли в праве собственности на домовладение составляет <...> рублей. Соглашение о выкупе у ответчицы при указанных обстоятельствах жилого помещения не достигнуто. В силу закона данный вопрос должен быть разрешен в судебном порядке.
П. с учетом тех же обстоятельств обратилась со встречным иском к Администрации города Перми о возложении на ответчика обязанности, предусматривающей предоставление истице в границах города Перми благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям жилищного законодательства, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, жилой площадью не менее 10 кв. м. Данные требования заявителем основаны на положениях статьи 57 ЖК РФ.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции каждая из сторон настаивала на удовлетворении своих исковых требований, не признавая встречные требования.
Свердловским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе П., поскольку считает выводы суда незаконными, нарушающими ее жилищные права.
В соответствии с действующим законодательством она, владея долей в праве собственности на жилое помещение (жилой дом) по адресу: <...>, которое в установленном порядке признано аварийным и подлежащим сносу, -
вправе вместо получения выкупной цены жилого помещения, соразмерной рыночной стоимости ее доли собственника имущества, претендовать на предоставление взамен аварийного жилья благоустроенного жилого помещения по договору социального найма (пункт 1 части 2 и часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ). При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения на одного человека должна быть не менее 15 кв. м.
Вместе с тем существует Программа по сносу, реконструкции многоквартирных жилых домов (Далее - МЖД) в целях развития застроенных территорий города Перми. В соответствии с данной Программой и нормами Жилищного кодекса РФ ответчице может быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен ее комнаты в сносимом доме без согласия на это истца. Она является участником Программы, другого жилья не имеет, воспитывает малолетнего ребенка.
Судебная коллегия, проверив по доводам апелляционной жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.
С учетом правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанности, руководствуясь нормами действующего законодательства, районный суд правомерно удовлетворил требования истца и отказал в удовлетворении встречного иска ответчицы.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится:
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как указано в части 10, а также частях 6, 8 и 9 статьи 32 ЖК РФ, -
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В развитие приведенных выше нормативных положений федерального законодательства Пермской городской Думой принято решение от 24.06.2008 года N 217 "Об утверждении муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2008-2010 годы". В рамках действия данной Программы предусмотрен снос дома по адресу: <...>, признанного 12.11.2007 года аварийным и не подлежащим восстановлению, под развитие застроенной территории, ограниченной улицами <...> - <...>, проходящими в жилом районе <...> (квартал 163) в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
22.11.2012 года согласно распоряжению начальника Департамента земельных отношений г. Перми (далее по тексту - ДЗО г. Перми) изъяты необходимые для строительства земельные участки, в том числе по улице <...> под жилым домом, 1/64 доля в праве собственности на который принадлежит ответчице.
10.01.2013 года распоряжением начальника управления жилищных отношений г. Перми изъяты для муниципальных нужд жилые помещения, расположенные в домах N <...> и <...>
Принимая во внимание наличие в собственности ответчицы отдельной жилплощади (доли) в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в силу закона и в связи с принятием органом местного самоуправления соответствующих решений данная жилплощадь (доля) может быть только выкуплена у П. истцом. Установленная судом, исходя из отчета специалиста об оценке, выкупная цена указанного имущества в размере <...> рублей ответчицей не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом первой инстанции решения по настоящему делу.
На Администрацию города Перми при наличии изложенных выше обстоятельств и отсутствии соглашения на предоставление ответчице другого жилого помещения по договору социального найма, может быть возложена обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Такие действия не препятствуют П. реализовывать иные, принадлежащие ей жилищные права. Однако, в настоящее время отсутствуют документы, подтверждающие признание ответчицы малоимущей, постановку лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Между тем денежные средства предоставлены ответчице на те же цели - для улучшения жилищных условий (приобретения равнозначной жилплощади в зависимости от доли в праве на аварийное жилье).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 199, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу П. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 января 2014 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)