Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журавлевым Д.Н.
при участии:
от истца: Коваленко А.А. по доверенности от 20.01.2015
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15136/2015) ООО "ЖЭУ N 13"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 апреля 2015 года по делу N А21-2027/2014 (судья Глухоедов М.С.), принятое
по иску МУП "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград"
к ООО "ЖЭУ N 13"
3-е лицо: МУП "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" городского округа "Город Калининград"
о взыскании 2 098 254 руб. 71 коп. за фактически потребленный ресурс
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть" (далее по тексту - МУП "Калининградтеплосеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" (далее по тексту - ООО "ЖЭУ N 13", Общество) основного долга в размере 3 525 731 рубль 57 копеек за потребленную в период с 01 декабря 2011 года по 30 ноября 2013 года тепловую энергию многоквартирным домом, находящимся под управлением ООО "ЖЭУ N 13".
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 04 декабря 2014 года в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" Городского округа "Город Калининград" (далее по тексту - МУП "Симплекс").
Решением от 21.04.2015 исковые требования муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" удовлетворены полностью, с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" (место нахождения: 236000, Калининградская область, г. Калининград, Проспект Мира, 19/21; ОГРН: 1113926045749; ИНН: 3906253849) в пользу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; ОГРН: 1023901007008; ИНН: 3903003375) взыскана задолженность в размере 2 098 254 рубля 71 копейка.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на потребление тепловой энергии непосредственно собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах в виду наличия у них на праве собственности теплоприемных устройств, присоединенных к сети истца, а также на то, что у управляющей организации отсутствует обязанность по оплате ресурсоснабжающим организациям задолженность собственников помещений за потребленные коммунальные ресурсы. Также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения между истцом и собственниками жилых помещений договоров теплоснабжения, как и доказательства выставления истцом ответчику счетов на оплату поставленных коммунальных ресурсов.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие со ст. ст. 121 - 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "Калининградтеплосеть" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг - юридическим лицам юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Между МУП "Симплекс" и МУП "Калининградтеплосеть" заключен договор N 14/02/01/03 оказания учетно-вычислительных услуг от 12 мая 2003 года, по условиям которого МУП "Симплекс" обязался оказывать услуги по обеспечению расчетов нанимателей (собственников) жилья с МУП "Калининградтеплосеть" за услуги теплоснабжения.
ООО "ЖЭУ N 13" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов в городе Калининграде и в соответствии с действующим законодательством - исполнителем коммунальных услуг.
В период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2013 года МУП "Калининградтеплосеть" осуществляло поставку коммунального ресурса - тепловую энергию в многоквартирные дома, находящийся под управлением ООО "ЖЭУ N 13".
Письменный договор между Предприятием и Обществом не заключался.
Поскольку поставленный коммунальный ресурс теплоснабжающей организации полностью не оплачен, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы долга за фактически потребленную тепловую энергию, рассчитав задолженность в соответствии со сведениями, представленными МУП "Симплекс".
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, сделав вывод о том, что нормами жилищного законодательства прямо предусмотрено возложение на управляющую организацию обязанностей не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг. Доказательств заключения МУП "Калининградтеплосеть" в спорный период договоров теплоснабжения непосредственно с собственниками жилых помещений материалы дела не содержат. Оплата услуг за отопление производится собственниками через МУП "Симплекс".
В свою очередь, ООО "ЖЭУ N 13", избранное жителями спорных домов в качестве управляющей организации, приняло на себя обязательства по предоставлению жителям дома коммунальных услуг, в связи с чем, подлежит признанию исполнителем коммунальных услуг.
В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ договор энергоснабжения относится к отдельным видам договора купли-продажи и к нему применяются правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.
Нормами гражданского законодательства о поставке, являющейся разновидностью договора купли-продажи, урегулированы вопросы погашения однородных обязательств, что является основанием для применения судами по аналогии закона правил, установленных статьей 522 ГК РФ, к правоотношениям энергоснабжения.
Согласно пункту Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
В частности, в силу подпункта "а" пункта 9 Правил N 354 в случае выбора способа управления управляющей организацией предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Кроме того, как указано в абзаце 2 пункта 6 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Как предусмотрено в пункте 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом как верно указано судом первой инстанции управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, после заключения договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией автоматически приобретает статус исполнителя коммунальных услуг населению - жителям соответствующего многоквартирного дома, а также отсутствие у управляющей организации права отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг, отсутствие в договорах управления многоквартирным домом, заключенных между гражданами и ООО "ЖЭУ N 13" условий о предоставлении управляющей организацией гражданам коммунальных услуг не освобождает управляющую организацию от соответствующих обязанностей, возложенных на нее в силу закона.
В этом случае договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Таким образом, в силу пункта 2 Правила N 354, вступивших в силу с 01 сентября 2012 года, в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов многоквартирного дома является ООО "ЖЭУ N 13".
Пунктом 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Поскольку собственники квартир многоквартирного жилого дома, в котором ответчику на праве собственности принадлежат нежилые помещения, избрали способ управления многоквартирным домом в форме управляющей компании, обязанность оказания собственникам коммунальных услуг и обязанность оплатить коммунальный ресурс возникла у ООО "ЖЭУ N 13" в силу закона с момента такого избрания.
Следовательно, именно Общество, обладающее статусом исполнителя коммунальных услуг, являлось абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации и соответственно, лицом, обязанным производить оплату всего объема тепловой энергии поставленной в многоквартирный жилой дом, находящийся в его управлении.
МУП "Калининградтеплосеть", соответственно, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - ООО "ЖЭУ N 13".
При этом, факт оплаты жильцами дома коммунальных услуг (отопление) непосредственно ресурсоснабжающей организации МУП "Калининградтеплосеть" через МУП "Симплекс" не является доказательством договорных отношений между ними, поскольку в силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям
Наличие двух способов управления многоквартирным домом: управление Обществом в отношении теплоснабжения жилых помещений и непосредственное управление в отношении жилых помещений, противоречит прямому указанию части 9 статьи 161 ЖК РФ, допускающей управление многоквартирным жилым домом только одной управляющей организацией. В случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управление управляющей компанией, отсутствуют основания для отказа во взыскании с этой компании, как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленный в жилой дом коммунальный ресурс (как в жилые, так и в нежилые помещения) независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (пункт 69 Правил N 442).
Управление многоквартирным домом может осуществляться управляющей компанией. В этом случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг и в силу такого статуса обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг, в том числе и по энергоснабжению. Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Реализация гарантирующим поставщиком своего права на непосредственное получение платы с жильцов за электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).
Плата за электроэнергию, перечисленная жильцами, подлежит учету при расчете исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации. Этот вывод подтверждается и последующим изменением статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ дополнена пунктом 7.1 о праве собственников вносить плату за коммунальные услуги, потребленные для использования своего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Ресурсоснабжающая организация обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц - потребителей коммунальных услуг.
Внесение гражданами платы за коммунальные услуги напрямую МУП "Симплекс" означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со статьей 313 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2015 по делу N А21-2027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2015 N 13АП-15136/2015 ПО ДЕЛУ N А21-2027/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. по делу N А21-2027/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журавлевым Д.Н.
при участии:
от истца: Коваленко А.А. по доверенности от 20.01.2015
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15136/2015) ООО "ЖЭУ N 13"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 апреля 2015 года по делу N А21-2027/2014 (судья Глухоедов М.С.), принятое
по иску МУП "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград"
к ООО "ЖЭУ N 13"
3-е лицо: МУП "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" городского округа "Город Калининград"
о взыскании 2 098 254 руб. 71 коп. за фактически потребленный ресурс
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть" (далее по тексту - МУП "Калининградтеплосеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" (далее по тексту - ООО "ЖЭУ N 13", Общество) основного долга в размере 3 525 731 рубль 57 копеек за потребленную в период с 01 декабря 2011 года по 30 ноября 2013 года тепловую энергию многоквартирным домом, находящимся под управлением ООО "ЖЭУ N 13".
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 04 декабря 2014 года в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" Городского округа "Город Калининград" (далее по тексту - МУП "Симплекс").
Решением от 21.04.2015 исковые требования муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" удовлетворены полностью, с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" (место нахождения: 236000, Калининградская область, г. Калининград, Проспект Мира, 19/21; ОГРН: 1113926045749; ИНН: 3906253849) в пользу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; ОГРН: 1023901007008; ИНН: 3903003375) взыскана задолженность в размере 2 098 254 рубля 71 копейка.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на потребление тепловой энергии непосредственно собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах в виду наличия у них на праве собственности теплоприемных устройств, присоединенных к сети истца, а также на то, что у управляющей организации отсутствует обязанность по оплате ресурсоснабжающим организациям задолженность собственников помещений за потребленные коммунальные ресурсы. Также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения между истцом и собственниками жилых помещений договоров теплоснабжения, как и доказательства выставления истцом ответчику счетов на оплату поставленных коммунальных ресурсов.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие со ст. ст. 121 - 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "Калининградтеплосеть" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг - юридическим лицам юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Между МУП "Симплекс" и МУП "Калининградтеплосеть" заключен договор N 14/02/01/03 оказания учетно-вычислительных услуг от 12 мая 2003 года, по условиям которого МУП "Симплекс" обязался оказывать услуги по обеспечению расчетов нанимателей (собственников) жилья с МУП "Калининградтеплосеть" за услуги теплоснабжения.
ООО "ЖЭУ N 13" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов в городе Калининграде и в соответствии с действующим законодательством - исполнителем коммунальных услуг.
В период с 01 декабря 2011 года по 31 декабря 2013 года МУП "Калининградтеплосеть" осуществляло поставку коммунального ресурса - тепловую энергию в многоквартирные дома, находящийся под управлением ООО "ЖЭУ N 13".
Письменный договор между Предприятием и Обществом не заключался.
Поскольку поставленный коммунальный ресурс теплоснабжающей организации полностью не оплачен, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы долга за фактически потребленную тепловую энергию, рассчитав задолженность в соответствии со сведениями, представленными МУП "Симплекс".
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, сделав вывод о том, что нормами жилищного законодательства прямо предусмотрено возложение на управляющую организацию обязанностей не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг. Доказательств заключения МУП "Калининградтеплосеть" в спорный период договоров теплоснабжения непосредственно с собственниками жилых помещений материалы дела не содержат. Оплата услуг за отопление производится собственниками через МУП "Симплекс".
В свою очередь, ООО "ЖЭУ N 13", избранное жителями спорных домов в качестве управляющей организации, приняло на себя обязательства по предоставлению жителям дома коммунальных услуг, в связи с чем, подлежит признанию исполнителем коммунальных услуг.
В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ договор энергоснабжения относится к отдельным видам договора купли-продажи и к нему применяются правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.
Нормами гражданского законодательства о поставке, являющейся разновидностью договора купли-продажи, урегулированы вопросы погашения однородных обязательств, что является основанием для применения судами по аналогии закона правил, установленных статьей 522 ГК РФ, к правоотношениям энергоснабжения.
Согласно пункту Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
В частности, в силу подпункта "а" пункта 9 Правил N 354 в случае выбора способа управления управляющей организацией предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Кроме того, как указано в абзаце 2 пункта 6 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Как предусмотрено в пункте 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом как верно указано судом первой инстанции управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, после заключения договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией автоматически приобретает статус исполнителя коммунальных услуг населению - жителям соответствующего многоквартирного дома, а также отсутствие у управляющей организации права отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг, отсутствие в договорах управления многоквартирным домом, заключенных между гражданами и ООО "ЖЭУ N 13" условий о предоставлении управляющей организацией гражданам коммунальных услуг не освобождает управляющую организацию от соответствующих обязанностей, возложенных на нее в силу закона.
В этом случае договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Таким образом, в силу пункта 2 Правила N 354, вступивших в силу с 01 сентября 2012 года, в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов многоквартирного дома является ООО "ЖЭУ N 13".
Пунктом 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Поскольку собственники квартир многоквартирного жилого дома, в котором ответчику на праве собственности принадлежат нежилые помещения, избрали способ управления многоквартирным домом в форме управляющей компании, обязанность оказания собственникам коммунальных услуг и обязанность оплатить коммунальный ресурс возникла у ООО "ЖЭУ N 13" в силу закона с момента такого избрания.
Следовательно, именно Общество, обладающее статусом исполнителя коммунальных услуг, являлось абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации и соответственно, лицом, обязанным производить оплату всего объема тепловой энергии поставленной в многоквартирный жилой дом, находящийся в его управлении.
МУП "Калининградтеплосеть", соответственно, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - ООО "ЖЭУ N 13".
При этом, факт оплаты жильцами дома коммунальных услуг (отопление) непосредственно ресурсоснабжающей организации МУП "Калининградтеплосеть" через МУП "Симплекс" не является доказательством договорных отношений между ними, поскольку в силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям
Наличие двух способов управления многоквартирным домом: управление Обществом в отношении теплоснабжения жилых помещений и непосредственное управление в отношении жилых помещений, противоречит прямому указанию части 9 статьи 161 ЖК РФ, допускающей управление многоквартирным жилым домом только одной управляющей организацией. В случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управление управляющей компанией, отсутствуют основания для отказа во взыскании с этой компании, как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленный в жилой дом коммунальный ресурс (как в жилые, так и в нежилые помещения) независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (пункт 69 Правил N 442).
Управление многоквартирным домом может осуществляться управляющей компанией. В этом случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг и в силу такого статуса обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг, в том числе и по энергоснабжению. Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Реализация гарантирующим поставщиком своего права на непосредственное получение платы с жильцов за электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).
Плата за электроэнергию, перечисленная жильцами, подлежит учету при расчете исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации. Этот вывод подтверждается и последующим изменением статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ дополнена пунктом 7.1 о праве собственников вносить плату за коммунальные услуги, потребленные для использования своего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Ресурсоснабжающая организация обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц - потребителей коммунальных услуг.
Внесение гражданами платы за коммунальные услуги напрямую МУП "Симплекс" означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со статьей 313 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2015 по делу N А21-2027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)