Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А33-7136/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А33-7136/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "15" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Белан Н.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутиной В.И.
при участии:
от заявителя (Товарищества собственников жилья "ОЛИМП" г. Дивногорска): Нефедовой Н.Е., представителя по доверенности от 27 мая 2014 года,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Шудро А.С., представитель по доверенности от 20 мая 2014 г. N 68, Машниной Т.А., представителя по доверенности от 15.01.2014 г. N 31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2014 года по делу =N А33-7136/2014, принятое судьей Ражковым Р.А.,

установил:

товарищество собственников жилья "ОЛИМП" г. Дивногорска (далее - товарищество, заявитель ИНН 2464107420, ОГРН 1062400024576) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба, ответчик ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) о признании незаконным и отмене предписания от 03.04.2014 N 242/3-пр.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что отсутствует возможность установить общедомовые приборы учета электрической энергии во внутреннем распределительном устройстве в связи с тем, что данные приборы включены в общегородскую систему АСКУЭ, которая действует на расстоянии 50 метров; установка приборов в жилом доме не даст возможности прибору работать в систему АСКУЭ.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 08.08.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 15.09.2014.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявил ходатайство о привлечении специалиста для дачи пояснений.
Руководствуясь статьями 159, 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отклонении ходатайства о привлечении специалиста для пояснения обстоятельств дела, поскольку данное ходатайство не заявлялось при рассмотрении дала в суде первой инстанции, невозможность заявления данного ходатайства в суде первой инстанции не обоснована, заключение специалиста является новым доказательством по делу.
Представитель ответчика с апелляционной жалобой не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
03.04.2014 на основании приказа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 19.02.2013 N 242-пр заместителем начальника отдела надзора за энергосбережением в жилом фонде службы строительного надзора и жилищного контроля Шудро А.С. проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, осуществляющего управление многоквартирным домом N 17 по ул. Машиностроителей в г. Дивногорске - ТСЖ "Олимп".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения: на вводах кабельных линий системы электроснабжения МКД (на разделе границ) не установлены общедомовые приборы учета электрической энергии в нарушение требований пункта 8 перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ходе проверки, проводимой 03.04.2014, представителями ТСЖ "Олимп" представлен акт допуска в эксплуатацию счетчиков активной и реактивной энергии марки "БИМ 3200" от 30.07.2013 (приборов учета), установленных в ТП 11/104/3-4-10, которая находится за пределами границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей многоквартирного дома, что подтверждается актом раздела границ от 30.07.2013. Соглашение собственников помещений многоквартирного дома с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации, на изменение внешней границы сетей электроснабжения, а также состава общего имущества, представителями ТСЖ "Олимп", в соответствии с пунктом 8 Правил содержания обще домового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не представлено.
По результатам проверки ответчиком составлен акт проверки от 03.04.2014, отразивший указанные обстоятельства; обществу выдано предписание от 03.04.2014 N 242/3-пр.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание от 03.04.2014 N 242/3-пр соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской, Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемое предписание выдано службой в пределах предоставленных полномочий.
Судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено службой по результатам внеплановой проверки по государственному надзору на основании приказа от 19.02.2014 N 242-р с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что товариществом не оспаривается.
Согласно акту проверки от 03.04.2014 и оспариваемому предписанию в многоквартирном доме по ул. Машиностроителей, 17 в г. Дивногорске на вводах кабельных линий системы электроснабжения многоквартирного дома (на разделе границ) не установлены общедомовые приборы учета электрической энергии, что является нарушением части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) и пункта 8 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п (далее - Перечень от 24.05.2011 N 290-п).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
По пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил от 13.08.2006 N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил от 13.08.2006 N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 29 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Соответственно, невыполнение указанных мероприятий по содержанию многоквартирного жилого дома является нарушением закона.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в который включена установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии (пункт 8).
В соответствии с пунктом 2.1 устава ТСЖ "Олимп" одним из основных видов деятельности управляющей компании является управление жилым и нежилым фондом, их эксплуатация.
Из материалов дела следует (устава общества, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Дивногорск, ул. Машиностроителей, 17 от 07.09.2006), что ТСЖ "Олимп" является организацией, выполняющей функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу. Приведенное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм ТСЖ "Олимп" обязано обеспечить проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Дивногорск, ул. Машиностроителей, 17, а именно установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в указанном многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в указанном многоквартирном доме установлены и допущены в эксплуатацию счетчики активной и реактивной энергии марки "БИМ 3200" от 30.07.2013, а именно: в ТП 11/104/3-4-10, то есть не границе балансовой принадлежности, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности от 30.07.2013 и сторонами не оспаривается.
Вынося оспариваемое предписание, служба исходила из того, что общедомовые приборы учета электроэнергии в указанном многоквартирном доме установлены не на границе раздела балансовой принадлежности между товариществом и ресурсоснабжающей организацией, которой является ВРУ 0,4 кВ жилого дома, что является нарушением части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ и пункта 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничено режима потребления электрической энергии", в связи с чем установленные в ТП 11/104/3-4-10 счетчики не могут являться общедомовым прибором учета электрической энергии в указанном многоквартирном доме (акт проверки от 03.04.2014 N 242/3-пр).
Согласно пункту 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Указанная норма корреспондируется с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, согласно которой если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации исполнение требований указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Таким образом, приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организации.
При этом, пунктом 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 иные места установки приборов учета электрической энергии указаны только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта (часть 1 пункта 144 Основных положений).
Суд апелляционной инстанции считает, что товарищество не доказало отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома. В частности из руководства по эксплуатации счетчиков электронных активной и реактивной энергии БИМ3ХХХ, БИМ4ХХХ, БИМ5ХХХ следует, что данные счетчики могут быть установлены на расстоянии между УСПД (на ТП) и первым счетчиком - от 50, между счетчиками - до 100 м. БИМ может содержать модуль радиомодема, максимальное расстоянии между узлами со стандартной антенной составляет 300 м, с выносной антенной - 500 м.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что отсутствует возможность установить общедомовые приборы учета электрической энергии во внутреннем распределительном устройстве в связи с тем, что данные приборы включены в общегородскую систему АСКУЭ, которая действует на расстоянии 50 метров; установка приборов в жилом доме не даст возможности прибору работать в систему АСКУЭ, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как недоказанные.
Следовательно, служба пришла к обоснованному выводу о том, что приборы учета электроэнергии, установленные в ТП-2010, не соответствует требованиям пункта 8 Постановления Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п и части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, в связи с чем основания для признания незаконным оспариваемого предписания отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы товарищества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на товарищество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2014 года по делу N А33-7136/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Д.В.ЮДИН

Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.А.ИВАНЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)