Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2015 N 20АП-4488/2015 ПО ДЕЛУ N А62-3545/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N А62-3545/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой В.Н. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей: заявителя - открытого акционерного общества "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) - Сергеева С.В. (доверенность от 30.07.2015) и в отсутствие заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Власенковой Елены Наумовны, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.06.2015 по делу N А62-3545/2014,
установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление) о признании недействительным предписания от 11.04.2014 N П-02/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Власенкова Елена Наумовна.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку дом N 16 (корпус 2) по пер. Киевский в г. Смоленске не является многоквартирным жилым домом, исходя из определений, данных нормами жилищного законодательства, то применение положения решения Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012, устанавливающего размер платы для собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, необоснованно. Ввиду того, что жилые помещения, ранее имевшие статус общежития, в силу своих конструктивных особенностей (наличие общих коридоров, кухонь, санузлов), требуют большего объема работ по ремонту и обслуживанию общего имущества, поэтому размер платы за такие помещения должен быть определен в соответствии с пунктом 1.2 решения Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012 и приложением N 3 к данному решению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы управление указывает, что поскольку спорный жилой дом принят в муниципальную собственность г. Смоленска после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем утратил статус общежития в силу закона, то начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения как для жилищного фонда в общежитиях является недопустимым. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что комнаты, располагающиеся на 7 этаже многоквартирного дома не отвечают требованиям к квартирам, предъявляемым положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ссылается на неисследование судом вопроса о том, что протоколом общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома утвержден тариф на содержание и ремонт в размере 18, 76 руб.
Третье лицо поддержало позицию управления.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильца комнат N 707, 708 многоквартирного дома N 16 (корпус 2) по пер. Киевский г. Смоленска, управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения управляющей организацией требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в ходе которой установлено, что указанный дом ранее имел статус "общежитие", вследствие чего для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения в указанном доме Власенковой Е.Н. - собственнику помещений N 707, 708 при отсутствии решения общего собрания собственников помещений об установлении размера платы, с 01.01.2014 обществом применяется размер платы, установленный решением Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012 (приложение N 3) для нанимателей жилых помещений в общежитиях, который в соответствии с приложением N 3 к указанному решению составляет 28, 62 руб. /кв. м.
По мнению управления, размер платы за содержание и ремонт для собственников помещений в данном многоквартирном доме при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть установлен в соответствии пунктом 5 решения Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012 и в соответствии с пунктом 1.1, приложением N 1 к решению и должен составлять 18, 17 руб. /кв. м.
Указанные действия управляющей организации признаны не соответствующими требованиям статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем обществу выдано предписание от 11.04.2014 N П-02/2014, в соответствии с которым общество обязано прекратить начисление платы Власенковой Е.Н. - собственнику помещения N 707, 708 в соответствии с приложением N 3 к решению Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012 и произвести перерасчет указанной платы с 01.01.2014 с применением размера платы, установленного приложением N 1 к указанному Решению.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая по существу требования общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушенных прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 5.7 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2006 N 397, государственные жилищные инспекторы Смоленской области при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право, в числе прочего, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано управлением в пределах его полномочий.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для различных способов управления многоквартирным домом установлен в пунктах 31 - 34 Правил от 13.08.2006 N 491.
Пунктом 31 Правил N 491 закреплено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Так, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то она в перечне, объемах и качестве услуг и работ должна учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Анализ указанных положений с учетом положений статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме зависит от объема оказываемых управляющей организацией услуг, состава и площади общего имущества дома, должен быть экономически обоснованным, обеспечивающим покрытие (возмещение) затрат управляющих организаций на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных и одноквартирных жилых домах с учетом видов благоустройства установлен пунктом 1.1 решения Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012 "Об установлении размера платы за жилое помещение" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период): с 01.01.2014 по 30.06.2014 (приложение 1); с 01.07.2014 (приложение 2).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в общежитиях установлен пунктом 1.2 названного решения: с 01.01.2014 по 30.06.2014 (приложение 3); с 01.07.2014 (приложение 4).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые осуществили выбор способа управления многоквартирным домом, но на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего решения - до принятия решения общим собранием собственников помещений решения о размере платы (пункт 5 решения).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, поскольку реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что поскольку спорный жилой дом был принят в муниципальную собственность г. Смоленска после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то указанный дом утратил статус общежития в силу закона.
Вместе с тем с учетом вышеприведенных нормативных положений, устанавливающих порядок формирования платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома с учетом экономической обоснованности (объема оказываемых управляющей организацией услуг, состава и площади общего имущества дома) в зависимости от видов благоустройства жилых помещений формальное наличие (отсутствие) статуса "общежитие" не может быть признано определяющим при установлении размера названной платы.
Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
К помещениям общего пользования в многоквартирном доме в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Многоквартирный дом - это совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Из имеющегося в материалах дела поэтажного плана из технического паспорта дома N 16 (корп. 2) по пер. Киевский г. Смоленска следует, что в указанном доме на 7 этаже располагаются общий коридор, общие кухни, санузлы и жилые комнаты. При этом указанные комнаты не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В особых отметках кадастрового паспорта на дом N 16 (корп. 2) по пер. Киевский указано "общежитие".
То обстоятельство, что в собственности Власенковой Е.Н. находятся именно жилые помещения N 707, 708, а не квартиры, подтверждено представленными управлением Росреестра по Смоленской области правоустанавливающими документами и кадастровыми паспортами на указанные помещения.
Следовательно, вышеуказанный дом не является многоквартирным жилым домом исходя из определений, данных нормами жилищного законодательства.
Данное обстоятельство, как обоснованно указал суд первой инстанции, исключает применение пункта 5 решения Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012, устанавливающего размер платы для собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что жилые помещения, ранее имевшие статус общежития, в силу своих конструктивных особенностей (наличие общих коридоров, кухонь, санузлов), требуют большего объема работ по ремонту и обслуживанию общего имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер платы за такие помещения должен быть определен в соответствии с пунктом 1.2, приложением N 3 к решению Смоленского городского Совета от 23.12.2013 N 1012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое предписание управления.
Довод управления о том, что комнаты, располагающиеся на 7 этаже многоквартирного дома отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации не подтвержден надлежащими доказательствами и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Ссылка заинтересованного лица на протокол от 11.12.2014 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не может быть принят во внимание, поскольку данный протокол составлен спустя 8 месяцев после вынесения оспариваемого предписания от 11.04.2014 N П-02/2014.
Иные доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.06.2015 по делу N А62-3545/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)