Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" - Дяченко Ю.Б. (доверенность от 16.06.2015 N 218),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года по делу N А55-27920/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830) Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК N 2 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ Самарской области) о признании недействительным предписание от 20.08.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2015 по делу N А55-27920/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 84-87).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 91-94).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 17.06.2015 (л.д. 108).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 15.07.2015 (л.д. 113).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Рогалеву Е.М. и судьи Холодной С.Т. на судью Корнилова А.Б.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК N 2 ЖКХ", являясь управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 23, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, на основании договора управления от 16.12.2008 N 1 (л.д. 65-69).
На основании Распоряжения руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области от 22.07.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 52-54), Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" проведена внеплановая, документарная проверка с целью проверки исполнения данным обществом ранее выданного ему и вступившего в законную силу предписания от 14.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 47-50), предметом которой являлась проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, результаты которой оформлены Актом от 20.08.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 57-60).
Ранее выданным Предписанием от 14.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 47-50), Государственной жилищной инспекцией Самарской области предписано ООО "УК N 2 ЖКХ" в течение 3 месяцев с момента получения Предписания устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно - производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, д. 23, в соответствии с требованиями пункта 40 и 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом требований Приказа от 27.08.2012 N 197 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области".
Из указанного Акта от 20.08.2014 N ТАвз-4448 следует, что в ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Самарской области внеплановой, документарной проверки установлено, что ООО "УК N 2 ЖКХ" исполняя функции управляющей компании многоквартирным жилым домом 23, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, не исполнило ранее выданное ему предписание от 14.04.2014 N ТАвз-4448.
В данном Акте указано, что по состоянию на 20.08.2014 запрашиваемые у ООО "УК N 2 ЖКХ" необходимые документы и информация для проведения проверки в Государственную жилищную инспекцию Самарской области не представлены, что является нарушением части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Подробное описание установленных Государственной жилищной инспекцией Самарской области при проведении в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" внеплановой, документарной проверки нарушений отражено в Акте от 20.08.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 57-60), с учетом Акта от 15.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 42-46).
Из материалов дела следует, что согласно представленных ООО "УК N 2 ЖКХ" в Государственную жилищную инспекцию Самарской области документов, многоквартирный дом по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Московский, д. 23, оборудован общедомовым прибором учета горячего и холодного водоснабжения, тепловой энергии и 30 двухставочными общедомовыми приборами учета электроэнергии (20 приборов учитывают потребление электроэнергии жителями, а 10 потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования).
Из представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации следует, что начисление платы потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 23 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, за электроснабжение на общедомовые нужды (ОДН) производится по показаниям общедомовых приборов учета.
Согласно Платежным документам (л.д. 21-35) по оплате коммунальных услуг:
- - в ноябре 2013 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 12 108,41 кВт;
- - в январе 2014 года объем ГВС на ОДН - - 20,18 м(3) объем ХВС на ОДН - 98,3 м(3) Э/Э на ОДН (день/ночь) - 18 097 кВт;
- - в феврале 2014 года Э/Э на ОДН (день/ночь) - 10 851,05 кВт;
- В частности, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, дом 23, кв. N 177 (площадь квартиры 48,2 м(2)), согласно платежным документам по оплате коммунальных услуг объем электроэнергии на ОДН составляет:
- - в ноябре 2013 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 17,1871/4,9605 кВт, суммарно 22,1476 кВт;
- - в январе 2014 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 28,3657/4,7374 кВт, суммарно 33,1031 кВт;
- - в феврале 2014 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 15,7231/4,1246 кВт, суммарно 19,8477 кВт, при максимально допустимом объеме электроэнергии на ОДН для указанного жилого помещения 12,754 кВт".
В связи с вышеизложенным, Государственная жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ООО "УК N 2 ЖКХ" производит расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, потребителям проживающим по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Московский, д. 23, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, но без учета требований Приказа от 27.08.2012 N 197 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области".
На основании Акта проверки от 20.08.2014 N ТАвз-4448, жилищной инспекцией выдало заявителю предписание от 20.08.2014 N ТАвз-11757, которым ООО "УК N 2 ЖКХ" предписано в срок - до 20.11.2014 устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, д. 23, в соответствии с требованиями пункта 40 и 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом требований Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области" (л.д. 5-7, 61-63).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "УК N 2 ЖКХ" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг, требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Как следует из материалов проверки, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом, в соответствии с пунктом 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые вступили в силу с 01.06.2013.
Согласно указанным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 27 Приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Следовательно, при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжении общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ 13-205 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "УК N 2 ЖКХ" в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств подтверждающих незаконность предписания жилищной инспекции от 20.08.2014 N ТАвз-11757.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года по делу N А55-27920/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2015 N 11АП-5007/2015 ПО ДЕЛУ N А55-27920/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N А55-27920/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" - Дяченко Ю.Б. (доверенность от 16.06.2015 N 218),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года по делу N А55-27920/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830) Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК N 2 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ Самарской области) о признании недействительным предписание от 20.08.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2015 по делу N А55-27920/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 84-87).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 91-94).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 17.06.2015 (л.д. 108).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 15.07.2015 (л.д. 113).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Рогалеву Е.М. и судьи Холодной С.Т. на судью Корнилова А.Б.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК N 2 ЖКХ", являясь управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 23, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, на основании договора управления от 16.12.2008 N 1 (л.д. 65-69).
На основании Распоряжения руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области от 22.07.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 52-54), Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" проведена внеплановая, документарная проверка с целью проверки исполнения данным обществом ранее выданного ему и вступившего в законную силу предписания от 14.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 47-50), предметом которой являлась проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, результаты которой оформлены Актом от 20.08.2014 N ТАвз-11757 (л.д. 57-60).
Ранее выданным Предписанием от 14.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 47-50), Государственной жилищной инспекцией Самарской области предписано ООО "УК N 2 ЖКХ" в течение 3 месяцев с момента получения Предписания устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно - производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, д. 23, в соответствии с требованиями пункта 40 и 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом требований Приказа от 27.08.2012 N 197 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области".
Из указанного Акта от 20.08.2014 N ТАвз-4448 следует, что в ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Самарской области внеплановой, документарной проверки установлено, что ООО "УК N 2 ЖКХ" исполняя функции управляющей компании многоквартирным жилым домом 23, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, не исполнило ранее выданное ему предписание от 14.04.2014 N ТАвз-4448.
В данном Акте указано, что по состоянию на 20.08.2014 запрашиваемые у ООО "УК N 2 ЖКХ" необходимые документы и информация для проведения проверки в Государственную жилищную инспекцию Самарской области не представлены, что является нарушением части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Подробное описание установленных Государственной жилищной инспекцией Самарской области при проведении в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" внеплановой, документарной проверки нарушений отражено в Акте от 20.08.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 57-60), с учетом Акта от 15.04.2014 N ТАвз-4448 (л.д. 42-46).
Из материалов дела следует, что согласно представленных ООО "УК N 2 ЖКХ" в Государственную жилищную инспекцию Самарской области документов, многоквартирный дом по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Московский, д. 23, оборудован общедомовым прибором учета горячего и холодного водоснабжения, тепловой энергии и 30 двухставочными общедомовыми приборами учета электроэнергии (20 приборов учитывают потребление электроэнергии жителями, а 10 потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования).
Из представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации следует, что начисление платы потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 23 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, за электроснабжение на общедомовые нужды (ОДН) производится по показаниям общедомовых приборов учета.
Согласно Платежным документам (л.д. 21-35) по оплате коммунальных услуг:
- - в ноябре 2013 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 12 108,41 кВт;
- - в январе 2014 года объем ГВС на ОДН - - 20,18 м(3) объем ХВС на ОДН - 98,3 м(3) Э/Э на ОДН (день/ночь) - 18 097 кВт;
- - в феврале 2014 года Э/Э на ОДН (день/ночь) - 10 851,05 кВт;
- В частности, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, дом 23, кв. N 177 (площадь квартиры 48,2 м(2)), согласно платежным документам по оплате коммунальных услуг объем электроэнергии на ОДН составляет:
- - в ноябре 2013 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 17,1871/4,9605 кВт, суммарно 22,1476 кВт;
- - в январе 2014 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 28,3657/4,7374 кВт, суммарно 33,1031 кВт;
- - в феврале 2014 года объем Э/Э на ОДН (день/ночь) - 15,7231/4,1246 кВт, суммарно 19,8477 кВт, при максимально допустимом объеме электроэнергии на ОДН для указанного жилого помещения 12,754 кВт".
В связи с вышеизложенным, Государственная жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ООО "УК N 2 ЖКХ" производит расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, потребителям проживающим по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Московский, д. 23, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, но без учета требований Приказа от 27.08.2012 N 197 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области".
На основании Акта проверки от 20.08.2014 N ТАвз-4448, жилищной инспекцией выдало заявителю предписание от 20.08.2014 N ТАвз-11757, которым ООО "УК N 2 ЖКХ" предписано в срок - до 20.11.2014 устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Московский, д. 23, в соответствии с требованиями пункта 40 и 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом требований Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Самарской области" (л.д. 5-7, 61-63).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "УК N 2 ЖКХ" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг, требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Как следует из материалов проверки, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом, в соответствии с пунктом 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые вступили в силу с 01.06.2013.
Согласно указанным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 27 Приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Следовательно, при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжении общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ 13-205 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "УК N 2 ЖКХ" в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств подтверждающих незаконность предписания жилищной инспекции от 20.08.2014 N ТАвз-11757.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года по делу N А55-27920/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)