Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от заинтересованного лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8173/2015) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2015 по делу N А21-9939/2014 (судья Ефименко С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "УК "Иван"
к Государственной жилищной инспекции (служба) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Иван" (ОГРН 1083911000690, место нахождения: 238755, Калининградская обл., г. Советск, ул. Титова, д. 3, оф. 3, далее - ООО "УК "Иван", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Инспекция, административный орган) N 402/2014 от 24.09.2014. Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 25.02.2015, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "УК "Иван" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы Общество указывает на наличие грубых процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе проведения проверки Общества и вынесения постановления, а именно, ООО "УК "Иван" не было надлежащим образом уведомлено о проведении в отношении него проверки, так как приказ о проведении проверки в адрес Общества не направлялся. Кроме того, ООО "УК "Иван" указывает на то обстоятельство, что устранение нарушений, выявленных административным органом, требует проведения капитального ремонта, в то время как, решение о проведении капитального ремонта должно приниматься общим собранием собственников спорного многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Инспекции от 27.08.2014 N 1783 в отношении ООО "УК "Иван" административным органом проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Выявленные административным органом нарушения зафиксированы актом проверки N 1783П от 11.09.2014.
На основании выявленных нарушений 15.09.2014 в отношении ООО "УК "Иван" составлен протокол N 424 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Инспекции от 24.09.2014 N 402/2014 по делу об административном правонарушении (далее - постановление) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу о наличии в его действиях состава и события вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, на основании договора управления многоквартирным жилым домом ООО "УК "ИВАН" является управляющей организацией, на которую возложена обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г. Советск, улица Рабочая, д. 6. Таким образом, ООО "УК "ИВАН" является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что должностным лицом Инспекции 03.09.2014 в отношении Общества была проведена плановая проверка многоквартирного дома N 6 по улице Рабочей в городе Советске, в ходе которой установлено:
- - шиферная кровля имеет сколы и трещины, частично отсутствует коньковое покрытие (пункт 4.6.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила);
- - кирпичная кладка оголовков дымовых труб (небольшая часть трубы) частично разрушена, наблюдается выпадение кирпичей (пункт 4.6.1.1 Правил);
- - слуховые окна не оборудованы жалюзийными решетками (пункт 4.6.1.25 Правил);
- - штукатурка по фасадам мелкими местами отслаивается, обрушена (пункт 4.2.1.1 Правил);
- - отдельные оконные заполнения лестничных клеток находятся в неисправном состоянии, имеют неплотности по периметру оконных коробок, коробление элементов заполнений (пункт 4.7.1 Правил);
- - подвальное помещение захламлено бытовыми вещами (пункт 3.4.1 Правил);
- - подвальные окна не оборудованы сетками от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил);
- - окрасочный слой подъездов отслаивается, загрязнен (пункт 3.2 Правил - Содержание лестничных клеток);
- - ступени деревянных ступеней истерты, крепления ограждений ослаблены, перила местами повреждены (пункт 4.8.1 Правил);
- - отмостка местами отсутствует, в просадках, щелях (пункт 4.1.7 Правил);
- - акты проверки дымовентиляционных каналов отсутствуют (пункты 5.5.6, 5.5.12 Правил).
Довод подателя жалобы о том, что данные работы не относятся к текущему ремонту, а относятся к работам капитального характера, отклоняется апелляционным судом, как не состоятельный.
Согласно Перечню работ, относящихся к текущему ремонту, определенному Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170, данные работы относятся к текущему ремонту. Глава II Правил, включающая все указанные пункты, называется "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда".
Кроме того, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, которые проводит организация по обслуживанию жилищного фонда с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
ООО "УК "Иван", являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должен был уведомить собственников помещений указанного дома о необходимости проведения капитального ремонта, вынести на обсуждение на общем собрании вопросы о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов (пункт 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила содержания); при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Исходя из того, что ни на момент проведения проверки, ни на рассмотрение дела об административном правонарушении Обществом не представлены акты об установлении факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, технические отчеты специализированных организаций, протоколы общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта, уведомления Обществом собственников с отметкой о получении, другие документы, пояснения, свидетельствующие, что Обществом были произведены все необходимые действия, направленные на исполнение обязательств по управлению многоквартирным домом, административным органом правомерно был сделан вывод, что Обществом собственники дома N 6 по улице Рабочей в городе Советске не уведомлялись о необходимости проведения капитального ремонта.
Между тем, все перечисленные в оспариваемом в постановлении нарушения касаются работ, относящихся к текущему ремонту.
Вместе с тем, ООО "УК "Иван" не производит указанных работ по содержанию дома, однако взимает денежные средства за надлежащее содержание и соответствие техническим параметрам общего имущества с собственников помещений по полному тарифу. Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Таким образом, доводы подателя жалобы о незаконности и необоснованности постановления, об отсутствии вины Общества подлежат отклонению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Инспекцией в ходе проведения проверки 03.09.2014 выявлено нарушение Обществом вышеуказанных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требований Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзацах 5 и 6 пункта 3.1 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом установлено, что между Администрацией Советского городского округа и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом на основании результатов проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Общество является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 10 Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
- - соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Исходя из вышеизложенного, содержание общего имущества многоквартирного дома должно осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые устанавливают правила по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и содержанию жилищного фонда.
В названных Правилах указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2015 N 13АП-8173/2015 ПО ДЕЛУ N А21-9939/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N А21-9939/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от заинтересованного лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8173/2015) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2015 по делу N А21-9939/2014 (судья Ефименко С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "УК "Иван"
к Государственной жилищной инспекции (служба) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Иван" (ОГРН 1083911000690, место нахождения: 238755, Калининградская обл., г. Советск, ул. Титова, д. 3, оф. 3, далее - ООО "УК "Иван", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Инспекция, административный орган) N 402/2014 от 24.09.2014. Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 25.02.2015, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "УК "Иван" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы Общество указывает на наличие грубых процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе проведения проверки Общества и вынесения постановления, а именно, ООО "УК "Иван" не было надлежащим образом уведомлено о проведении в отношении него проверки, так как приказ о проведении проверки в адрес Общества не направлялся. Кроме того, ООО "УК "Иван" указывает на то обстоятельство, что устранение нарушений, выявленных административным органом, требует проведения капитального ремонта, в то время как, решение о проведении капитального ремонта должно приниматься общим собранием собственников спорного многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Инспекции от 27.08.2014 N 1783 в отношении ООО "УК "Иван" административным органом проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Выявленные административным органом нарушения зафиксированы актом проверки N 1783П от 11.09.2014.
На основании выявленных нарушений 15.09.2014 в отношении ООО "УК "Иван" составлен протокол N 424 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Инспекции от 24.09.2014 N 402/2014 по делу об административном правонарушении (далее - постановление) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу о наличии в его действиях состава и события вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, на основании договора управления многоквартирным жилым домом ООО "УК "ИВАН" является управляющей организацией, на которую возложена обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г. Советск, улица Рабочая, д. 6. Таким образом, ООО "УК "ИВАН" является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что должностным лицом Инспекции 03.09.2014 в отношении Общества была проведена плановая проверка многоквартирного дома N 6 по улице Рабочей в городе Советске, в ходе которой установлено:
- - шиферная кровля имеет сколы и трещины, частично отсутствует коньковое покрытие (пункт 4.6.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила);
- - кирпичная кладка оголовков дымовых труб (небольшая часть трубы) частично разрушена, наблюдается выпадение кирпичей (пункт 4.6.1.1 Правил);
- - слуховые окна не оборудованы жалюзийными решетками (пункт 4.6.1.25 Правил);
- - штукатурка по фасадам мелкими местами отслаивается, обрушена (пункт 4.2.1.1 Правил);
- - отдельные оконные заполнения лестничных клеток находятся в неисправном состоянии, имеют неплотности по периметру оконных коробок, коробление элементов заполнений (пункт 4.7.1 Правил);
- - подвальное помещение захламлено бытовыми вещами (пункт 3.4.1 Правил);
- - подвальные окна не оборудованы сетками от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил);
- - окрасочный слой подъездов отслаивается, загрязнен (пункт 3.2 Правил - Содержание лестничных клеток);
- - ступени деревянных ступеней истерты, крепления ограждений ослаблены, перила местами повреждены (пункт 4.8.1 Правил);
- - отмостка местами отсутствует, в просадках, щелях (пункт 4.1.7 Правил);
- - акты проверки дымовентиляционных каналов отсутствуют (пункты 5.5.6, 5.5.12 Правил).
Довод подателя жалобы о том, что данные работы не относятся к текущему ремонту, а относятся к работам капитального характера, отклоняется апелляционным судом, как не состоятельный.
Согласно Перечню работ, относящихся к текущему ремонту, определенному Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170, данные работы относятся к текущему ремонту. Глава II Правил, включающая все указанные пункты, называется "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда".
Кроме того, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, которые проводит организация по обслуживанию жилищного фонда с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
ООО "УК "Иван", являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должен был уведомить собственников помещений указанного дома о необходимости проведения капитального ремонта, вынести на обсуждение на общем собрании вопросы о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов (пункт 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила содержания); при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Исходя из того, что ни на момент проведения проверки, ни на рассмотрение дела об административном правонарушении Обществом не представлены акты об установлении факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, технические отчеты специализированных организаций, протоколы общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта, уведомления Обществом собственников с отметкой о получении, другие документы, пояснения, свидетельствующие, что Обществом были произведены все необходимые действия, направленные на исполнение обязательств по управлению многоквартирным домом, административным органом правомерно был сделан вывод, что Обществом собственники дома N 6 по улице Рабочей в городе Советске не уведомлялись о необходимости проведения капитального ремонта.
Между тем, все перечисленные в оспариваемом в постановлении нарушения касаются работ, относящихся к текущему ремонту.
Вместе с тем, ООО "УК "Иван" не производит указанных работ по содержанию дома, однако взимает денежные средства за надлежащее содержание и соответствие техническим параметрам общего имущества с собственников помещений по полному тарифу. Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Таким образом, доводы подателя жалобы о незаконности и необоснованности постановления, об отсутствии вины Общества подлежат отклонению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Инспекцией в ходе проведения проверки 03.09.2014 выявлено нарушение Обществом вышеуказанных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требований Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзацах 5 и 6 пункта 3.1 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом установлено, что между Администрацией Советского городского округа и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом на основании результатов проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Общество является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 10 Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
- - соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Исходя из вышеизложенного, содержание общего имущества многоквартирного дома должно осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые устанавливают правила по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и содержанию жилищного фонда.
В названных Правилах указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)