Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества Петухова А.А. по доверенности от 20.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2015 года по делу N А05-13786/2014 (судья Чурова А.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" (ОГРН 1102901001620; ИНН 2901200425; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 301а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24, далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2014 N 860/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (далее - третье лицо, ОАО "ТГК-2").
Решением суда от 5 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения, считают решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией по Архангельской области (далее - инспекция) по обращениям жильцов дома 25 по ул. П. Усова в г. Архангельске проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет соблюдения порядка начисления оплаты за отопление за май 2014 года, по результатам которой составлен акт от 07.08.2014 N ОК-04/07-01/348.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество определило размер платы за отопление с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Инспекцией в адрес Управления направлены материалы названной проверки, по результатам рассмотрения которых в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2014 N 715.
Заместителем руководителя Управления 16.10.2014 в присутствии представителя заявителя рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 860/2014 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, считая постановление незаконным, обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.08.2013 общество приняло на себя обязательства управления многоквартирным домом по адресу: Архангельск, ул. Павла Усова, д. 25.
В силу пункта 5.3.11 названного договора управляющая компания обязана производить начисление и сбор платежей собственникам и пользователям жилья за жилое помещение и предоставляемые коммунальные услуги.
Пунктом 5.3.13 договора предусмотрено, что общество вправе от своего имени заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг, представляемых собственникам и пользователям. При этом, ответственность перед заказчиком несет управляющая компания (пункт 5.4.1).
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 25.11.2013 в доме N 25 установлен коллективный прибор учета тепловой энергии.
Общество заключило с ОАО "ТГК-2" договор от 01.07.2010 N 2451, согласно которому ОАО "ТГК-2", как энергосберегающая компания, отпускает обществу тепловую энергию.
По агентскому договору от 01.09.2011 N 2000-1829-11 ОАО "ТГК-2" приняло на себя обязательства совершать от своего имени и за счет общества действия по начислению и получению денежных средств за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, в том числе по дому N 25.
При рассмотрении материалов проверки Управление установило, что в мае и июне 2014 года ОАО "ТГК-2" предъявило собственнику квартиры N 43 счета за услугу отопления за апрель и май 2014 года, при расчете которой применен размер площади жилых и нежилых помещений, не соответствующий данным технического паспорта на дом.
Кроме того, по указанным счетам ОАО "ТГК-2" предъявило собственнику квартиры N 43 плату за услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды за апрель и май 2014 года.
Управление посчитало, что ресурсоснабжающая организация не вправе производить исчисление и предъявление к оплате собственнику квартиры платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение на общедомовые нужды, поскольку такая обязанность возложена на управляющую компанию.
При этом Управление пришло к выводу о том, что расчет данной услуги произведен по неустановленной формуле. По мнению Управления, поскольку в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть определен по формуле 20 Правил N 354. Также при расчете оплаты за данную услугу обществом применен размер площади жилых и нежилых помещений не соответствующий данным технического паспорта на дом.
На основании этого Управление сделало вывод о несоблюдении обществом установленного порядка ценообразования, поскольку расчеты платы за коммунальные услуги произведены с нарушением пунктов 40, 42.1, 54 Правил N 354, пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно допущен обсчет собственника квартиры N 43 за апрель и май 2014 года по предоставленной услуге за отопление, неправомерно начислена и предъявлена к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы определен статьей 155 названного Кодекса, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.
Пунктом 6.1 статьи 155 ЖК РФ определено, что в случае заключения договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 7.1 статьи 155 этого же Кодекса предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
На основании пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Согласно пункту 70 Правил N 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
В рассматриваемом случае решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Павла Усова от 14.06.2013 определено, что собственники и наниматели помещений в доме вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных ресурсов), что отражено в пункте 8 протокола общего собрания от 14.06.2013.
Как указано выше, Управление не оспаривает, что при расчете платы за отопление обществом правильно применены положения указанных Правил N 354. Нарушение при расчете платы за отопление выразилось в неправильном применении размера площади жилых и нежилых помещений, который не соответствовал данным технического паспорта на дом.
В связи с этим Управление сделало вывод об обсчете обществом собственника квартиры N 43 за апрель и май 2014 года по предоставленной услуге за отопление.
Ответственность за обман покупателей, а именно за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей установлена статьей 14.7 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что за данное нарушение общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Также обществу вменено нарушение Правил N 354, выразившееся в неправомерном начислении и предъявлении к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
При этом Управление исходило из того, что поскольку в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть определен по формуле 20 Правил N 354.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами Управления.
Как следует из технического паспорта на жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, составленного по состоянию на 06.04.2009 федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", горячее водоснабжение в доме - централизованное.
Ни в оспариваемом постановлении, ни в апелляционной жалобе Управлением не приведены доказательства, на основании которых административным органом сделан вывод об отсутствии в доме централизованного горячего водоснабжения.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, в силу требований пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В связи с этим Управление не доказало нарушение обществом Правил N 354, выразившееся в неправомерном начислении и предъявлении к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что оно не является субъектом административного правонарушения, поскольку при принятии собственниками жилья решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации данная организация несет ответственность за неверное определение размера оплаты коммунальной услуги, и это исключает наступление ответственности для исполнителя коммунальной услуги.
Данные доводы противоречат указанным выше положениям ЖК РФ.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ при принятии собственниками жилья решения вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации внесение платы данной организации признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Но при этом согласно указанной норме плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, обязанность выставления которых возложена на управляющую компанию.
Также согласно агентскому договору с ОАО "ТГК-2" начисление платы за коммунальную услугу производится данной организацией от имени общества, что соответствует положениям статьи 155 ЖК РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2015 года по делу N А05-13786/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2015 ПО ДЕЛУ N А05-13786/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N А05-13786/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества Петухова А.А. по доверенности от 20.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2015 года по делу N А05-13786/2014 (судья Чурова А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" (ОГРН 1102901001620; ИНН 2901200425; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 301а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24, далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2014 N 860/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (далее - третье лицо, ОАО "ТГК-2").
Решением суда от 5 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения, считают решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией по Архангельской области (далее - инспекция) по обращениям жильцов дома 25 по ул. П. Усова в г. Архангельске проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет соблюдения порядка начисления оплаты за отопление за май 2014 года, по результатам которой составлен акт от 07.08.2014 N ОК-04/07-01/348.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество определило размер платы за отопление с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Инспекцией в адрес Управления направлены материалы названной проверки, по результатам рассмотрения которых в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2014 N 715.
Заместителем руководителя Управления 16.10.2014 в присутствии представителя заявителя рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 860/2014 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, считая постановление незаконным, обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.08.2013 общество приняло на себя обязательства управления многоквартирным домом по адресу: Архангельск, ул. Павла Усова, д. 25.
В силу пункта 5.3.11 названного договора управляющая компания обязана производить начисление и сбор платежей собственникам и пользователям жилья за жилое помещение и предоставляемые коммунальные услуги.
Пунктом 5.3.13 договора предусмотрено, что общество вправе от своего имени заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг, представляемых собственникам и пользователям. При этом, ответственность перед заказчиком несет управляющая компания (пункт 5.4.1).
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 25.11.2013 в доме N 25 установлен коллективный прибор учета тепловой энергии.
Общество заключило с ОАО "ТГК-2" договор от 01.07.2010 N 2451, согласно которому ОАО "ТГК-2", как энергосберегающая компания, отпускает обществу тепловую энергию.
По агентскому договору от 01.09.2011 N 2000-1829-11 ОАО "ТГК-2" приняло на себя обязательства совершать от своего имени и за счет общества действия по начислению и получению денежных средств за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, в том числе по дому N 25.
При рассмотрении материалов проверки Управление установило, что в мае и июне 2014 года ОАО "ТГК-2" предъявило собственнику квартиры N 43 счета за услугу отопления за апрель и май 2014 года, при расчете которой применен размер площади жилых и нежилых помещений, не соответствующий данным технического паспорта на дом.
Кроме того, по указанным счетам ОАО "ТГК-2" предъявило собственнику квартиры N 43 плату за услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды за апрель и май 2014 года.
Управление посчитало, что ресурсоснабжающая организация не вправе производить исчисление и предъявление к оплате собственнику квартиры платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение на общедомовые нужды, поскольку такая обязанность возложена на управляющую компанию.
При этом Управление пришло к выводу о том, что расчет данной услуги произведен по неустановленной формуле. По мнению Управления, поскольку в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть определен по формуле 20 Правил N 354. Также при расчете оплаты за данную услугу обществом применен размер площади жилых и нежилых помещений не соответствующий данным технического паспорта на дом.
На основании этого Управление сделало вывод о несоблюдении обществом установленного порядка ценообразования, поскольку расчеты платы за коммунальные услуги произведены с нарушением пунктов 40, 42.1, 54 Правил N 354, пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно допущен обсчет собственника квартиры N 43 за апрель и май 2014 года по предоставленной услуге за отопление, неправомерно начислена и предъявлена к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы определен статьей 155 названного Кодекса, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.
Пунктом 6.1 статьи 155 ЖК РФ определено, что в случае заключения договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 7.1 статьи 155 этого же Кодекса предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
На основании пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Согласно пункту 70 Правил N 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
В рассматриваемом случае решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Павла Усова от 14.06.2013 определено, что собственники и наниматели помещений в доме вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных ресурсов), что отражено в пункте 8 протокола общего собрания от 14.06.2013.
Как указано выше, Управление не оспаривает, что при расчете платы за отопление обществом правильно применены положения указанных Правил N 354. Нарушение при расчете платы за отопление выразилось в неправильном применении размера площади жилых и нежилых помещений, который не соответствовал данным технического паспорта на дом.
В связи с этим Управление сделало вывод об обсчете обществом собственника квартиры N 43 за апрель и май 2014 года по предоставленной услуге за отопление.
Ответственность за обман покупателей, а именно за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей установлена статьей 14.7 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что за данное нарушение общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Также обществу вменено нарушение Правил N 354, выразившееся в неправомерном начислении и предъявлении к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
При этом Управление исходило из того, что поскольку в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть определен по формуле 20 Правил N 354.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами Управления.
Как следует из технического паспорта на жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, составленного по состоянию на 06.04.2009 федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", горячее водоснабжение в доме - централизованное.
Ни в оспариваемом постановлении, ни в апелляционной жалобе Управлением не приведены доказательства, на основании которых административным органом сделан вывод об отсутствии в доме централизованного горячего водоснабжения.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, в силу требований пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В связи с этим Управление не доказало нарушение обществом Правил N 354, выразившееся в неправомерном начислении и предъявлении к оплате собственнику квартиры N 43 за апрель - июнь 2014 года платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в размере 12,43 руб., 10,03 руб. и 9,82 руб.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что оно не является субъектом административного правонарушения, поскольку при принятии собственниками жилья решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации данная организация несет ответственность за неверное определение размера оплаты коммунальной услуги, и это исключает наступление ответственности для исполнителя коммунальной услуги.
Данные доводы противоречат указанным выше положениям ЖК РФ.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ при принятии собственниками жилья решения вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации внесение платы данной организации признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Но при этом согласно указанной норме плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, обязанность выставления которых возложена на управляющую компанию.
Также согласно агентскому договору с ОАО "ТГК-2" начисление платы за коммунальную услугу производится данной организацией от имени общества, что соответствует положениям статьи 155 ЖК РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2015 года по делу N А05-13786/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Л.Н.РОГАТЕНКО
Н.В.МУРАХИНА
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)