Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2014 N 08АП-4565/2014 ПО ДЕЛУ N А46-14033/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. N 08АП-4565/2014

Дело N А46-14033/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-4565/2014) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и (регистрационный номер 08АП-4565/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-14033/2013 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания", о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2763/13 от 05.11.2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.11.2013 N 2763/13,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Исщанова Алия Асылхановна по доверенности N 00/31/55/249 от 28.02.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания" - Хорькова Лариса Ивановна по доверенности N 1999/ип/04 от 25.04.2014 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

- установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2763/13 от 05.11.2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.11.2013 N 2763/13, вынесенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, заинтересованное лицо, административный орган).
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-14033/2014 заявленные требований удовлетворены.
Судебное решение обжаловано в апелляционном порядке административным органом и обществом.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что В Управление Роспотребнадзора по Омской области от органов прокуратуры поступило обращение потребителя N А-2260-213.жкх, проживающего по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 89, корпус 8, кв. 15, с вопросом законности указания ОАО "МРСК Сибири" в квитанциях на оплату отопления тарифа, который не установлен РЭК Омской области.
По данному факту заинтересованным лицом в отношении ОАО "МРСК Сибири" было возбуждено административное дело по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проведенного административного расследования установлено, что филиал ОАО "МРСК Сибири" "Омскэнерго" в квитанции за май 2013 года не предоставил потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 87/4, кв. 88, полную и достоверную информацию о размере тарифа за отопление. Тариф в квитанции за май 2-013 года выставлен в размере 35,05 рублей за 1 кв. м, тогда как тариф на отопление согласно Приказу РЭК Омской области от 29.11.2012 N 351/59 составляет 1557,67 руб. /Гкал/ч.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении N 2763/13 от 14.10.2013, а 05.11.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.
05.11.2013 заинтересованным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При рассмотрении законности и обоснованности названных постановления и представления суд первой инстанции установил отсутствие события вменяемого правонарушения, действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в указании в квитанции размера платы, а не установленного РЭК Омской области тарифа, не являются нарушением и не образуют состав, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
При этом, суд отклонил доводы общества о том, что оно не может являться субъектом правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, указав на наличие у ОАО "МРСК Сибири" обязанности по организации платежей за жилищно-коммунальные услуги перед потребителями и на ответственность в соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за полноту информации, указанной в подготовленных им платежных документах.
В апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Омской области изложена позиция, согласно которой судом первой инстанции принято подлежащее отмене решение. Доводы административного органа основаны на наличии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения. Заинтересованное лицо полагает, что имеющаяся в квитанции на оплату отопления ссылка со знаком "*" настолько мала, что не обеспечивает его удобочитаемость для потребителя, не позволяет потребителю получить полную и необходимую информацию, доступным способом ознакомиться с данной ссылкой.
Общество не согласно с выводами суда первой инстанции в части выводов, касающихся наличия у общества статуса субъекта правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Указывает, что не является поставщиком тепловой энергии и, выставляя квитанции, действует на основании агентского договора с Муниципальным предприятием г. Омска "Тепловая компания". Субъектом правонарушения, по мнению заявителя, является исполнитель услуги - МП г. Омска "Тепловая компания".
Также заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу административного органа, в соответствии с которым поддерживает судебное решение в части выводов об отсутствии в действиях ОАО "МРСК Сибири" объективной стороны правонарушения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей Управления Роспотребнадзора по Омской области и ОАО "МРСК Сибири", соответственно поддержавших указанные выше доводы.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, плата за жилищные услуги определяется, в том числе исходя из расходов на организацию приема платежей от населения.
В данном случае поставку тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 87, корпус 4, осуществляет муниципальное предприятие г. Омска "Тепловая компания".
В свою очередь, между МП г. Омска "Тепловая компания" и ОАО "МРСК Сибири" заключен агентский договор на организацию продаж тепловой энергии потребителям от 20.02.2013.
Согласно пункту 1.1 данного договора, ОАО "МРСК Сибири" осуществляет организацию системы приема платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, выставление квитанций населению за ЖКУ, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, изготовление и доставку квитанций и др.
Таким образом, на основании указанного договора ОАО "МРСК Сибири" приняло на себя обязательство по формированию для жильцов, в том числе дома 87, корпус 4 по ул. Мельничная в г. Омске, платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Тепловая компания передала заявителю часть обязанностей, выполняемых ею за счет платы за жилищные услуги, взимаемой с собственников помещений в данном многоквартирном доме.
На основании заключенного договора потребителю, обязанному оплачивать жилищно-коммунальные услуги, оказанные Тепловой компанией, счета на их оплату формировались и выставлялись ОАО "МРСК Сибири".
Следовательно, общество является исполнителем части жилищных услуг потребителям и обязано обеспечивать соблюдение в полном объеме установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе - права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.
Взяв на себя обязанности за организацию платежей за жилищно-коммунальные услуги перед потребителями, именно общество в соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" несет ответственность за полноту информации, указанной в подготовленных им платежных документах.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В части 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в которых в том числе содержатся требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя.
Согласно подпункта пункту 4 Правил N 354 отопление является одним их видов коммунальных услуг.
В силу подпункта "в" пункта 69 Правил N 354,в платежном документе должно содержаться указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.
Как следует из выставленной в мае 2013 года квитанции в графе отопление указано тариф 35,05 руб., при этом над словом "отопление" имеется значок "*", расшифровка которого дана в низу квитанции, и расшифровывается как размер платы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица, размер шрифта ссылки и размер шрифта иной информации, содержащейся в квитанции, является единым, что не может свидетельствовать о нарушении права потребителей на информацию, как это предлагает считать административный орган. В связи с этим, следует признать несостоятельными доводы Управления Роспотребнадзора по Омской области о том, что ссылка не обеспечивает удобочитаемость для потребителя, не позволяет потребителю получить полную и необходимую информацию, доступным способом ознакомиться с данной ссылкой.
Таким образом, являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что в действиях ОАО "МРСК Сибири", выразившихся в указании в квитанции размера платы, а не установленного РЭК Омской области тарифа, не являются нарушением и не образуют состав, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанное, с учетом положений части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении N 2763/13 от 05.11.2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.11.2013 N 2763/13.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2014 по делу N А46-14033/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)