Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-256

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-256


Судья: Гуманец О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Пелевиной Н.В., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре К.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу генерального директора ООО "Шарьинская ТЭЦ" С. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 28 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ц. к ООО "Шарьинская ТЭЦ" о признании действий по прекращению подачи горячего водоснабжения незаконными.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения генерального директора ООО "Шарьинская ТЭЦ" С. и представителя ООО "Шарьинская ТЭЦ" по доверенности К.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия

установила:

15 августа 2013 года Шарьинский межрайонный прокурор обратился в интересах Ц. в суд с иском к ООО "Шарьинская ТЭЦ", в котором просил признать действия ООО "Шарьинская ТЭЦ" по прекращению подачи горячего водоснабжения незаконными, обязать обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года в доме N расположенном по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что прокуратурой на основании обращения <данные изъяты> Ц. проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в деятельности ООО "Шарьинская ТЭЦ". В результате проверки установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме N по <адрес> выбран способ управления данным домом в виде непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме, что подтверждается протоколом N 1 общего собрания собственников помещений дома в форме заочного голосования от 27 января 2013 года. Жители дома состоят в фактических договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией ООО "Шарьинская ТЭЦ" на поставку тепловой энергии на коммунальные услуги отопление и подогрев воды. Таким образом, ООО "Шарьинская ТЭЦ" является исполнителем услуг по горячему водоснабжению для жителей данного дома.
Согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги, в том числе собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбрано непосредственное управление собственниками помещений, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом. В силу п. 31 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с п. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Предоставление услуги подогрев воды жителям, в том числе дома <адрес>, прекращено 13 мая 2013 года с 10.00 час. в связи с началом проведения работ по гидравлической опрессовке тепловых сетей. Согласно графику проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей на 2013 год от 13 мая 2013 года опрессовка тепловых сетей проводилась с 13 мая 2013 года по 30 мая 2013 года. ООО "Шарьинская ТЭЦ" составлены график и программа проведения повторных гидравлических испытаний тепловой сети после выполнения работ по устранению дефектов, определены сроки проведения испытаний с 01 августа 2013 года по 15 августа 2013 года и оформления результатов до 20 августа 2013 года. По итогам проведенных испытаний предусмотрено составление графика устранения выявленных дефектов с конкретизацией сроков их устранения. Однако график повторных гидравлических испытаний на момент обращения с настоящим иском в суд не согласован с администрацией городского округа город Шарья в связи с тем, что сроки их проведения не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 4 приложения N 1 к вышеприведенным Правилам одним из требований к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд, а также установлена допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги для производства ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). В соответствии с п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. N 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. ООО "Шарьинская ТЭЦ" не обеспечивает предоставление населению коммунальной услуги в виде круглосуточного обеспечения горячей водой надлежащего качества, чем нарушает действующее законодательство.
Прекращение подачи горячей воды ООО "Шарьинская ТЭЦ" осуществлено по причине проведения проверки используемого для предоставления коммунальной услуги оборудования, проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей, выполнения работ по устранению дефектов теплотрасс, проведения работ по ремонту и реконструкции тепловых сетей, отсутствия финансовых средств. Данные обстоятельства не являются предусмотренными законом причинами, позволяющими прекратить подачу горячей воды потребителям, свидетельствуют о бездействии ООО "Шарьинская ТЭЦ" по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела Шарьинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия ООО "Шарьинская ТЭЦ", выразившиеся в прекращении поставки Ц. бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в период с 13 мая 2013 года по 30 сентября 2013 года; обязать ответчика бесперебойно и круглосуточно поставлять Ц. горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, соответствующую гигиеническим нормативам с перерывами не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов; взыскать с ООО "Шарьинская ТЭЦ" в пользу Ц. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей; обязать ответчика в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу довести до потребителей через средства массовой информации решение суда.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 28 ноября 2013 года исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ц. удовлетворено.
Признаны незаконными действия ООО "Шарьинская ТЭЦ", выразившиеся в прекращении поставки Ц. бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в период с 13 мая 2013 года по 30 сентября 2013 года.
ООО "Шарьинская ТЭЦ" обязано бесперебойно и круглосуточно поставлять Ц., проживающей по адресу: <адрес> горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд и соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ.
ООО "Шарьинская ТЭЦ" обязано в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести до потребителей через СМИ решение суда.
С ООО "Шарьинская ТЭЦ" в пользу Ц. взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
С ООО "Шарьинская ТЭЦ" взыскана в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Шарья Костромской области госпошлина в размере 4 000 рублей.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО "Шарьинская ТЭЦ" С. просит отменить вынесенное судом решение как незаконное и необоснованное.
Указывает, что 29 апреля 2013 года главой администрации городского округа г. Шарья было издано постановление N 554 о завершении отопительного сезона 2012-2013 гг. и о прекращении подачи тепловой энергии для нужд отопления потребителям.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике. Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 года N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. В соответствии с пунктами 4, 5, 6 указанных Правил вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется в соответствии со сводным планом, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок о выводе в ремонт. Заявки подаются в орган местного самоуправления в срок не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому. ООО "Шарьинская ТЭЦ" подготовило и направило в администрацию городского округа города Шарья заявку на вывод в плановый ремонт источника тепловой энергии и тепловых сетей на 2013 год (план ремонта тепловых сетей по ООО "Шарьинская ТЭЦ"). Поскольку ООО "Шарьинская ТЭЦ" функционирует в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и включена в перечень объектов диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления, то с учетом абзаца 3 пункта 3 Правил N 889 вывод в ремонт, график ремонта паровых и водогрейных котлов, турбин ООО "Шарьинская ТЭЦ" на 2013 года был также согласован с главным диспетчером ОАО "СО ЕЭС" Костромского РДУ. Кроме того, действующим законодательством (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115, Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденная приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 г. N 285) определены основания и порядок проведения гидравлических испытаний в тепловых сетях в межотопительный период в целях выявления и устранения дефектов прочности и плотности таких сетей. От качества проведенных мероприятий зависит надлежащее и надежное теплоснабжение потребителей непосредственно в отопительный период. ООО "Шарьинская ТЭЦ" после окончания отопительного периода проводило гидравлические испытания, в ходе которых было выявлено значительное количество повреждений, утечек, порывов, а в некоторых случаях необходимость проведения капитального ремонта участков тепловых сетей.
Таким образом, ООО "Шарьинская ТЭЦ", руководствуясь планом ремонта тепловых сетей на 2013 год, согласованным с администрацией городского округа г. Шарья, и графиком проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей, действовало в соответствии с требованиями законодательства.
Постановлением мирового судьи от 07 октября 2013 года производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Шарьинская ТЭЦ" С. было прекращено за отсутствием состава правонарушения, а также указано, что нарушения закона в части превышения установленных сроков отключения систем горячего водоснабжения судом не усматривается.
Вывод суда о том, что ООО "Шарьинская ТЭЦ" является исполнителем услуг по горячему водоснабжению для жителей дома <адрес> не обоснован. В соответствии с Уставом ООО "Шарьинская ТЭЦ" осуществляет деятельность по выработке, транспортировке и реализации тепловой и электрической энергии. Система теплоснабжения ООО "Шарьинская ТЭЦ" предусматривает закрытую систему теплоснабжения, при которой греющая среда (сетевая вода) проходит в пространстве между корпусом и наружной поверхностью латунных трубок, а нагреваемая среда (водопроводная вода) - внутри латунных трубок. За счет большей температуры теплоносителя водопроводная вода нагревается до расчетной температуры и поступает к потребителям. Сетевая вода из подающего трубопровода поступает в подогреватель, проходит через все секции нагревателя (ЦТП) и далее возвращается в обратный трубопровод (тепловые сети). Водопроводная вода (холодная вода) ООО "Водоканалсервис" поступает в ЦТП, прогревается и далее (горячая вода) транспортируется ООО "Водоканалсервис" потребителям как коммунальная услуга по подаче ГВС. Водопроводные сети ООО "Водоканалсервис" непосредственно присоединены к участку трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП до дома <адрес>. ООО "Водоканалсервис" при помощи технических устройств (насосов) осуществляет подачу (транспортировку) горячей воды потребителям и является исполнителем коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению. Потребители платят за подачу ГВС и холодное водоснабжение ООО "Водоканалсервис". ООО "Шарьинская ТЭЦ" не производит ГВС как коммунальную услугу, поскольку непосредственно не оказывает услуг по горячему водоснабжению потребителям коммунального комплекса и, не имея соответствующего оборудования (насосов), не занимается транспортировкой горячей воды до потребителя, поставляя лишь коммунальный ресурс для подогрева водопроводной воды, поступающей от ООО "Водоканалсервис". ООО "Шарьинская ТЭЦ" выставляет платежи гражданам не за подачу ГВС, а за тепловую энергию (ресурс) для подогрева водопроводной воды.
Между собственниками помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Юбилейной и ООО "Управляющая компания" 27 февраля 2012 года заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Согласно приложению к договору в список услуг предоставляемых жителям дома входит обслуживание общих коммуникаций горячего водоснабжения. ООО "Управляющая компания" является лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение, и несет ответственность перед собственниками помещения в данном доме за выполнение своих обязательств в силу ст. 161 ЖК РФ.
Следовательно, ответственность перед истицей за предоставление коммунальных услуг должны нести ООО "Управляющая компания", как исполнитель по обеспечению потребителей горячим водоснабжением, и ООО "Водоканалсервис", осуществляющее горячее, холодное водоснабжение, водоотведение и получающее оплату за подачу ГВС и холодное водоснабжение. ООО "Шарьинская ТЭЦ" не имеет с гражданами, проживающими по ул. Юбилейная, д. 1, договорных отношений, не обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, не имеет на балансе систем горячего водоснабжения, т.е. не является исполнителем коммунальных услуг и соответственно не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Не согласен с выводом суда о том, что между ответчиком и потребителем по <адрес> фактически заключен договор на предоставление коммунальной услуги - горячего водоснабжения. Между ООО "Шарьинская ТЭЦ" и потребителем сложились фактические договорные отношения на предоставление коммунального ресурса в виде подогрева водопроводной воды на ЦТП, водопроводной воды ООО "Водоканалсервис".
Судом сделан неверный вывод о том, что подключение горячего водоснабжения возможно без подключения тепла. ООО "Шарьинская ТЭЦ" не подключает горячее водоснабжение, а подает сетевой ресурс, который используется для подогрева водопроводной воды, и тепла (оказания услуги отопления) - ресурс (сетевая вода) подается по тепловым сетям, которые находились в ремонте. После проведения ремонтных работ, проведения гидравлических испытаний и получения удовлетворительных результатов готовности тепловых сетей с 19 сентября 2013 года на ЦТП, находящийся по ул. Юбилейной между домами N 1 и N 3, ООО "Шарьинская ТЭЦ" начала подачу сетевой воды на подогрев водопроводной воды ООО "Водоканалсервис" для подачи ГВС. Также на границе балансовой принадлежности, а это стена дома <адрес>, в системе тепловых сетей находилась сетевая вода для подачи теплоносителя в систему отопления, которая подается с момента принятия постановления администрацией о начале отопительного сезона на 2013-2014 гг. Сетевая вода для теплоснабжения и для подогрева водопроводный воды поступает одновременно по одним и тем же тепловым сетям до ЦТП. Так как тепловые сети, оборудование (котлы, турбины) находились в капитальном ремонте, то невозможно было предоставить потребителю коммунальный ресурс на подогрев воды в период проведения ремонта.
Вывод суда о том, что ответчик нарушил п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 необоснован, поскольку на балансе ответчика находятся системы теплоснабжения (трубопроводы сетевой воды), а системы горячего водоснабжения принадлежат ООО "Водоканалсервис" и именно оно осуществляет подачу ГВС потребителям. Пунктом 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09, согласно которому эксплуатирующая организация в период проведения планово-профилактических работ обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе, подтверждается, что эксплуатирующей организацией трубопроводных сетей с водой (не тепловых сетей) является ООО "Водоканалсервис".
Принятым решением суд обязал ООО "Шарьинская ТЭЦ" оказать Ц. коммунальную услугу, которую организация по г. Шарье не предоставляет.
В возражениях Шарьинский межрайонный прокурор Черкасов А.А. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Из материалов дела следует, что Ц. зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: г<адрес>, является <данные изъяты>
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее Правила).
В соответствии с п. 2 Правил коммунальные услуги определяются как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
По содержанию пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно Уставу ООО "Шарьинская ТЭЦ" к основным видам деятельности общества относятся: оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; производство электрической и тепловой энергии, передача электрической и тепловой энергии, поставка электрической и тепловой энергии, оказание услуг по реализации электрической, тепловой, газовой энергии юридическим и физическим лицам; водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, деятельность по эксплуатации тепловых сетей.
По договору аренды N 7 от 12 марта 2010 года ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОАО "ТГК N 2" - арендодателем) передано ООО "Шарьинская ТЭЦ" (арендатору) во временное владение и пользование имущество для осуществления предпринимательской деятельности по выработке, транспортировке и реализации тепловой и электрической энергии.
Согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений дома в форме заочного голосования по адресу: <адрес>, от 27 января 2012 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома выбран как способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений.
Уведомлением об изменении способа управления многоквартирным домом и о заключении договора на коммунальные услуги с каждым собственником ООО "Шарьинская ТЭЦ" проинформировано о принятом общим собранием собственников помещений дома <адрес> решении об изменении ими способа управления многоквартирным домом, которое получено ООО "Шарьинская ТЭЦ" 31 января 2012 года.
27 февраля 2012 года собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>, в лице председателя совета многоквартирного дома ФИО1., действующего на основании решения общего собрания собственников от 27 января 2012 года, и ООО "Управляющая компания" заключен договор, по которому ООО "Управляющая компания" приняла на себя обязательства по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома в пределах денежных средств, собранных собственниками на эти цели по статье "содержание и ремонт жилого помещения".
Пунктом 1.3 указанного договора, в приложении N 1 к договору установлен перечень работ (услуг) по содержанию и ремонту жилого помещения. Указанным перечнем организация обеспечения либо обеспечение горячим водоснабжением многоквартирного дома не предусмотрено.
Согласно постановлению от 29 апреля 2013 года N 554 главы администрации городского округа город Шарья отопительный сезон 2012-2013 года для жилищного фонда городского округа город Шарья завершен 06 мая 2013 года. ООО "Шарьинская ТЭЦ" рекомендовано прекратить подачу тепловой энергии для нужд отопления потребителям с 8.00 часов 06 мая 2013 года.
Судом установлено, что фактически горячее водоснабжение дома <адрес> прекращено 13 мая 2013 года.
Согласно акту фактического включения отопления и ГВС жилого фонда под управлением ООО "Управляющая компания" от 25 октября 2013 года, подписанного должностными лицами ООО "Шарьинская ТЭЦ" и ООО "Управляющая компания", горячее водоснабжение дома <адрес> восстановлено 19 сентября 2013 года.
Представителями ответчика не оспаривалось, что за счет подаваемой ООО "Шарьинская ТЭЦ" тепловой энергии (сетевая вода) производится нагрев холодной воды, подаваемой ООО "Водоканалсервис", до требуемой температуры, после чего вода используется потребителями.
Таким образом, из материалов дела следует, что ООО "Шарьинская ТЭЦ" является поставщиком такого коммунального ресурса, как тепловая энергия, для потребителей, проживающих в доме N<адрес>, но не является поставщиком такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение.
При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с выводами суда о признании незаконными действий ООО "Шарьинская ТЭЦ", выразившихся в прекращении поставки Ц. бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в период с 13 мая 2013 года по 30 сентября 2013 года и возложении на ООО "Шарьинская ТЭЦ" обязанности бесперебойно и круглосуточно поставлять Ц., проживающей по адресу: <адрес>, горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд и соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ, поскольку ООО "Шарьинская ТЭЦ" коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям не осуществляет, что следует и из платежных документов представленных ответчиком.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Шарьинская ТЭЦ" занимает доминирующее положение на рынке. Поставка тепловой энергии является необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения, возможность предоставления которого добросовестным потребителям, в том числе социально незащищенной категории лиц, неразрывно связана с теплоснабжением, осуществляемым ООО "Шарьинская ТЭЦ". Таким образом, следует согласиться с доводами прокурора о том, что подача горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом, в котором проживает истица, прекращена именно в результате действий ответчика.
Пунктами 115 и 117 Правил предусматривается, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Приложением 1 к Правилам установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения допускаются в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (п. 3.1.11) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст) (с изменениями от 22.07.2003) установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Отсутствие горячего водоснабжения в жилом доме по <адрес>, ответчик объяснял необходимостью проведения гидравлической опрессовки и ремонта тепловых сетей.
09 октября 2012 года утвержден План ремонта тепловых сетей по ООО "Шарьинская ТЭЦ" на 2013 года и согласован с администрацией городского округа г. Шарья.
15 апреля 2013 года гл. инженером ОАО "ТГК-2" утверждена программа проведения гидравлической опрессовки трубопроводов т/сетей на г. Шарью, согласно которой время начала и окончания испытания установлено с 8.00 13 мая 2013 г. до 17.00 11 июня 2013 г. по согласованному графику. Указанная программа согласована с главой администрации городского округа г. Шарья.
13 мая 2013 года главой администрации согласован график проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей на 2013 год, общий срок исполнения установлен с 16 мая по 30 мая 2013 года.
Указанным графиком предусмотрено проведение 2 этапа проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей на магистральной теплосети на г. Шарью с коллекторов ШТЭЦ до ЦТП совхоза-техникума с квартальными и разводящими сетями по ответвлениям к потребителям, в том числе по ул. Юбилейная г. Шарья.
Согласно акту на гидравлические испытания трубопровода (опрессовка) от 22 мая 2013 года по магистральным и распределительным теплосетями г. Шарьи 2 этап произведено гидравлическое испытание трубопроводов, в результате которого обнаружены повреждения. Сделано заключение о проведении повторной гидравлической опрессовки теплотрасс в августе 2013 г.
21 июля 2013 года утвержден график проведения гидравлической опрессовки тепловых сетей на 2013 год, срок исполнения установлен с 06 августа 2013 года по 15 августа 2013 года.
Годовой график ремонта основного оборудования ГУ ОАО "ТГК-2" по Костромской области на 2013 г., на который ответчик ссылался в суде апелляционной инстанции, как на основание полного отключения оборудования ООО "Шарьинская ТЭЦ" в спорный период, предусматривает только текущий ремонт конкретного оборудования со сроками производства работ от 4 до 37 дней.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 115 Правил к отключению энергоснабжения в период с 27 мая 2013 года по 18 сентября 2013 года. Само по себе согласование плановых мероприятий по опрессовке и ремонту теплосетей с органом местного самоуправления приведенными выше Правилами не отнесено к обстоятельствам, позволяющим увеличивать нормативные сроки отключения горячего водоснабжения.
Следовательно, прекращение подачи тепловой энергии истице энергоснабжающей организацией не соответствовало приведенным нормативным требованиям к поставке коммунальных ресурсов, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для признания незаконными действий ООО "Шарьинская ТЭЦ" по прекращению поставки тепловой энергии в период с 27 мая 2013 года по 18 сентября 2013 года, повлекшее непредоставление услуги горячего водоснабжения Ц.
Согласно п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами;
г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Установив факт причинения истице как потребителю услуг действиями ответчика морального вреда, суд правомерно взыскал с ООО "Шарьинская ТЭЦ" денежную компенсацию указанного вреда в пользу Ц. в сумме <данные изъяты> руб.
При определении размера компенсации морального вреда судом учтены все заслуживающие внимания обстоятельства, в частности, индивидуальные особенности истицы, степень и характер ее нравственных страданий и переживаний, бытовых неудобств, принципы разумности и справедливости.
Апелляционная жалобы не содержит доводов о несогласии с решением суда в указанной части.
В силу положения ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку прокурор обратился в суд в интересах гражданина с требованиями неимущественного характера взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 200 руб. на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, а ни как ошибочно указал суд в сумме 4 000 руб.
Оснований для возложения на ответчика обязанности по опубликованию в соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" решения суда не имеется, поскольку иск предъявлен в защиту конкретного гражданина.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 28 ноября 2013 года в части возложения на ООО "Шарьинская ТЭЦ" обязанности бесперебойно и круглосуточно поставлять Ц. проживающей по адресу: <адрес> горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд и соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ отменить. Принять в указанной части новое решение, которым в иске Шарьинскому межрайонному прокурору в интересах Ц. к ООО "Шарьинская ТЭЦ" о возложении обязанности бесперебойно и круглосуточно поставлять Ц., проживающей по адресу: <адрес>, горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд и соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в новой редакции.
Признать незаконными действия ООО "Шарьинская ТЭЦ" по прекращению поставки тепловой энергии в период с 27 мая 2013 года по 18 сентября 2013 года, повлекшие непредоставление услуги горячего водоснабжения Ц., проживающей по адресу: <адрес>
Взыскать с ООО "Шарьинская ТЭЦ" в пользу Ц. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ООО "Шарьинская ТЭЦ" в доход бюджета муниципального образования городской округ город Шарья государственную пошлину в размере 200 рублей.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)