Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (Инн 3436016974 ОГРН 1073453000015),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года по делу N А12-30626/2014, судья И.В. Кулик,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭП N 2", г. Камышин Волгоградской области (ИНН 343611517 ОГРН 1113453000803),
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (Инн 3436016974 ОГРН 1073453000015),
о признании недействительным предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица: Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "РЭП N 2" к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N 58-рк от 19.05.2014 об устранении выявленных нарушений, выданное обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, комитетом по результатам проведенной внеплановой проверки выдано предписание N 58-рк от 19.05.2014 г. обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2", согласно которому заявителю предписано выполнить мероприятия по заключению договора с ресурсоснабжающими организациями по холодному водоснабжению и электроэнергии для целей оказания коммунальных услуг потребителям МКД N 47, расположенного в 4-м микрорайоне г. Камышин.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на следующее.
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (пункт 31 (б, г) Правил N 354).
В связи с вступлением с июня 2011 года в силу пункта 6.3 статьи 155 ЖК РФ, членам товарищества собственников жилья, являющихся потребителями коммунальных услуг, предоставлено право перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 17 Правил N 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых отнесен порядок оплаты коммунального ресурса, при этом в силу пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение в соответствии с частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом суд сделал вывод о том, что собственники жилья могут заключать договоры ресурсоснабжения без участия управляющей компании, что не противоречит нормам закона.
Указанный вывод не соответствует действующему законодательству.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, но не заключать соответствующие договоры если выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (статья 426). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 157).
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены вышеназванные Правила.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исполнителем по договору о предоставлении коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Раздел IV Правил определяет права и обязанности исполнителя.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 названного Кодекса при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Законодательство допускает внесение жителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям или их агентам. Однако, при наличии в многоквартирном доме исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании такой способ расчетов возможен только по основаниям, предусмотренным пунктом 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354.
Кроме того следует принять во внимание, что ООО "РЭП N 2" обращался в ресурсоснабжающие организации: ОАО "Волгоградэнергосбыт" и МУП г. Камышина "ПУ водопроводно-канализационного хозяйства" с намерениями заключить соответствующие договоры.
При таких обстоятельствах на управляющей компании лежит обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года по делу N А12-30626/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать ООО "РЭП N 2" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N 58-рк 2 от 19.05.2014 об устранении выявленных нарушений, выданное обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2"..
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N А12-30626/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А12-30626/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "22" декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (Инн 3436016974 ОГРН 1073453000015),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года по делу N А12-30626/2014, судья И.В. Кулик,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭП N 2", г. Камышин Волгоградской области (ИНН 343611517 ОГРН 1113453000803),
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (Инн 3436016974 ОГРН 1073453000015),
о признании недействительным предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица: Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "РЭП N 2" к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N 58-рк от 19.05.2014 об устранении выявленных нарушений, выданное обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, комитетом по результатам проведенной внеплановой проверки выдано предписание N 58-рк от 19.05.2014 г. обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2", согласно которому заявителю предписано выполнить мероприятия по заключению договора с ресурсоснабжающими организациями по холодному водоснабжению и электроэнергии для целей оказания коммунальных услуг потребителям МКД N 47, расположенного в 4-м микрорайоне г. Камышин.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на следующее.
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (пункт 31 (б, г) Правил N 354).
В связи с вступлением с июня 2011 года в силу пункта 6.3 статьи 155 ЖК РФ, членам товарищества собственников жилья, являющихся потребителями коммунальных услуг, предоставлено право перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 17 Правил N 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых отнесен порядок оплаты коммунального ресурса, при этом в силу пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение в соответствии с частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом суд сделал вывод о том, что собственники жилья могут заключать договоры ресурсоснабжения без участия управляющей компании, что не противоречит нормам закона.
Указанный вывод не соответствует действующему законодательству.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, но не заключать соответствующие договоры если выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (статья 426). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 157).
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены вышеназванные Правила.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исполнителем по договору о предоставлении коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Раздел IV Правил определяет права и обязанности исполнителя.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 названного Кодекса при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Законодательство допускает внесение жителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям или их агентам. Однако, при наличии в многоквартирном доме исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании такой способ расчетов возможен только по основаниям, предусмотренным пунктом 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354.
Кроме того следует принять во внимание, что ООО "РЭП N 2" обращался в ресурсоснабжающие организации: ОАО "Волгоградэнергосбыт" и МУП г. Камышина "ПУ водопроводно-канализационного хозяйства" с намерениями заключить соответствующие договоры.
При таких обстоятельствах на управляющей компании лежит обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2014 года по делу N А12-30626/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать ООО "РЭП N 2" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N 58-рк 2 от 19.05.2014 об устранении выявленных нарушений, выданное обществу с ограниченной ответственностью "РЭП N 2"..
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)