Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Братенкова С.И.,
членов президиума Сосновского А.В., Барабанова С.Г.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора города Хабаровска в интересах А. к администрации города Хабаровска о возложении обязанности по совершению действий.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя администрации г. Хабаровска З., действовавшего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ А., являющаяся нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> обратилась в администрацию г. Хабаровска с заявлением о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса о признании жилого дома, в котором она проживает, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу, данному на ее обращение первым заместителем мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, А. предложено представить в городскую межведомственную комиссию дополнительные документы: нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом (оригинал).
На повторное обращение А. по данному вопросу был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ N о необходимости представить дополнительные документы: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, сведения из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с тем, что заявление А. о проведении обследования жилого дома по существу не рассмотрено, решение о пригодности жилого дома для проживания межведомственной комиссией не принято, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением, полагая, что администрацией г. Хабаровска не исполняется обязанность по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и в результате бездействия администрации города нарушаются права инвалида второй группы А., проживающей в жилом помещении социального использования.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2014 года, в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с существенными нарушениями судами, разрешившими дело, норм материального права, изложена просьба о принятии нового решения по делу об удовлетворении заявления.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 06 июня 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие А., уведомленной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании заместитель прокурора Хабаровского края Когай С.Н. поддержал кассационное представление, просил отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Представитель администрации г. Хабаровска З. возражал против удовлетворения кассационного представления прокурора, суду пояснил, что вопрос об оценке пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенных в этом доме жилых помещений, межведомственной комиссией не рассматривался и будет рассмотрен на ближайшем ее заседании.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационное представление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Жилищным Кодексом Российской Федерации предусматривается, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, изданным, в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных ст. ст. 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям (п. 42).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из приведенных положений также следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.
Последующее заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома и дальнейшем использовании помещений в нем, сроках отселения лиц, проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N создана городская межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, утвержден Порядок ее работы, соответствующими распоряжениями мэра города Хабаровска утверждается состав комиссии.
Вместе с тем, исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в отношении содержания муниципального жилищного фонда и обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в нем, не ограничивается, вопреки утверждению судов, разрешивших данное дело, только принятием решения о создании межведомственной комиссии.
Обращаясь с заявлением в администрацию города о проведении оценки состояния жилого дома и признании его аварийным, заявитель А. ссылалась на то, что многоквартирный жилой дом по <адрес>, большая часть квартир в котором входит в состав муниципального жилищного фонда, имеет значительный физический износ строительных конструкций - 76%, что может привести к их обрушению, эксплуатация жилого дома осуществляется с нарушением правил и норм технической эксплуатации, имеются данные о непригодности жилого дома для постоянного проживания.
Как установлено судами, заявление А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, в котором она проживает по договору социального найма, по существу рассмотрено не было; заявителю предложено представить дополнительные документы, а именно, заключение специализированной организации, сведения из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Действительно, пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусматривается, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявителю необходимо представить в комиссию вместе с заявлением, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
В то же время, названное Положение не содержит норм, исключающих организацию проведения такого обследования в отношении жилого дома и жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, самой администрацией муниципального образования как органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом. Кроме того, из пункта 46 Положения следует, что межведомственная комиссия вправе назначить обследование и испытания для оценки состояния жилого дома и находящихся в нем жилых помещений.
Требование администрации муниципального образования к инвалиду А., являющейся нанимателем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, о предварительном представлении заключения специализированной организации по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Представление сведений из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним также не может быть признано необходимым условием для принятия к рассмотрению заявления А., поскольку заявитель является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, о чем администрации было известно.
Ссылка суда апелляционной инстанции на наличие решения о признании данного жилого дома ветхим не может быть признана обоснованной, так как в материалах дела такое решение отсутствует, и не свидетельствует о правомерности бездействия администрации муниципального образования, не исполнившей вытекающую из ее полномочий как органа местного самоуправления обязанность рассмотреть по существу заявление гражданина, проживающего в жилом помещении муниципального жилищного фонда, о проведении обследования жилого дома и принятии решения о его пригодности для постоянного проживания.
Таким образом, поводом для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд явилось бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности рассмотреть обращение гражданина.
Право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации и является важным средством осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия в управлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам.
С правом граждан на обращение, как оно урегулировано названным Федеральным законом, соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности по рассмотрению обращений граждан, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (статьи 10 - 12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятое по обращению решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением этого обращения (пункт 4 статьи 5).
Согласно статье 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина.
Исходя из установленных законом требований именно на администрацию города Хабаровска как орган местного самоуправления возлагается обязанность по рассмотрению поступающих обращений граждан по вопросам, относящимся к ее ведению.
Из содержания ответов, данных на обращение А. должностными лицами администрации муниципального образования, приобщенных к материалам гражданского дела и исследованных судами, видно, что данная обязанность не была выполнена надлежащим образом.
Поскольку в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Постановлением мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N городская межведомственная комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, создаваемая по распоряжению главы муниципального образования, самостоятельным органом местного самоуправления не является, гражданской процессуальной правоспособностью не обладает, то заявление прокурора, направленное на защиту конституционных прав гражданина, правомерно предъявлено к администрации муниципального образования.
Принимая во внимание публичный характер возникшего спорного правоотношения, орган местного самоуправления в силу требований статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязан доказать законность обжалуемого бездействия.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Так, установив, что письменное обращение гражданина, поступившее соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления, должностному лицу, не рассмотрено, суд признает бездействие этого органа, должностного лица, незаконным и обязывает его рассмотреть обращение заявителя в установленный срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Предусмотренные законом требования не были учтены судами при разрешении настоящего дела и судебная защита прав гражданина обеспечена не была.
В силу положений статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности, статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
С учетом изложенного президиум Хабаровского краевого суда с целью исправления допущенной судебной ошибки и обеспечения судебной защиты прав гражданина полагает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и, не направляя дело на новое судебное рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора, поданного в интересах А.
В соответствии с требованиями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит направлению для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационное представление прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. удовлетворить, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление прокурора города Хабаровска в интересах А. к администрации города Хабаровска о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска по рассмотрению заявления А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Хабаровска рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания заявление А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.БРАТЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.06.2014 N 44-Г-74/14
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N 44-г-74/14
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Братенкова С.И.,
членов президиума Сосновского А.В., Барабанова С.Г.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора города Хабаровска в интересах А. к администрации города Хабаровска о возложении обязанности по совершению действий.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя администрации г. Хабаровска З., действовавшего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ А., являющаяся нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> обратилась в администрацию г. Хабаровска с заявлением о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса о признании жилого дома, в котором она проживает, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу, данному на ее обращение первым заместителем мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, А. предложено представить в городскую межведомственную комиссию дополнительные документы: нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом (оригинал).
На повторное обращение А. по данному вопросу был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ N о необходимости представить дополнительные документы: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, сведения из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с тем, что заявление А. о проведении обследования жилого дома по существу не рассмотрено, решение о пригодности жилого дома для проживания межведомственной комиссией не принято, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением, полагая, что администрацией г. Хабаровска не исполняется обязанность по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и в результате бездействия администрации города нарушаются права инвалида второй группы А., проживающей в жилом помещении социального использования.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2014 года, в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с существенными нарушениями судами, разрешившими дело, норм материального права, изложена просьба о принятии нового решения по делу об удовлетворении заявления.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 06 июня 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие А., уведомленной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании заместитель прокурора Хабаровского края Когай С.Н. поддержал кассационное представление, просил отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Представитель администрации г. Хабаровска З. возражал против удовлетворения кассационного представления прокурора, суду пояснил, что вопрос об оценке пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенных в этом доме жилых помещений, межведомственной комиссией не рассматривался и будет рассмотрен на ближайшем ее заседании.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационное представление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Жилищным Кодексом Российской Федерации предусматривается, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, изданным, в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных ст. ст. 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям (п. 42).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из приведенных положений также следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.
Последующее заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома и дальнейшем использовании помещений в нем, сроках отселения лиц, проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N создана городская межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, утвержден Порядок ее работы, соответствующими распоряжениями мэра города Хабаровска утверждается состав комиссии.
Вместе с тем, исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в отношении содержания муниципального жилищного фонда и обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в нем, не ограничивается, вопреки утверждению судов, разрешивших данное дело, только принятием решения о создании межведомственной комиссии.
Обращаясь с заявлением в администрацию города о проведении оценки состояния жилого дома и признании его аварийным, заявитель А. ссылалась на то, что многоквартирный жилой дом по <адрес>, большая часть квартир в котором входит в состав муниципального жилищного фонда, имеет значительный физический износ строительных конструкций - 76%, что может привести к их обрушению, эксплуатация жилого дома осуществляется с нарушением правил и норм технической эксплуатации, имеются данные о непригодности жилого дома для постоянного проживания.
Как установлено судами, заявление А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, в котором она проживает по договору социального найма, по существу рассмотрено не было; заявителю предложено представить дополнительные документы, а именно, заключение специализированной организации, сведения из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Действительно, пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусматривается, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявителю необходимо представить в комиссию вместе с заявлением, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
В то же время, названное Положение не содержит норм, исключающих организацию проведения такого обследования в отношении жилого дома и жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, самой администрацией муниципального образования как органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом. Кроме того, из пункта 46 Положения следует, что межведомственная комиссия вправе назначить обследование и испытания для оценки состояния жилого дома и находящихся в нем жилых помещений.
Требование администрации муниципального образования к инвалиду А., являющейся нанимателем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, о предварительном представлении заключения специализированной организации по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Представление сведений из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним также не может быть признано необходимым условием для принятия к рассмотрению заявления А., поскольку заявитель является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, о чем администрации было известно.
Ссылка суда апелляционной инстанции на наличие решения о признании данного жилого дома ветхим не может быть признана обоснованной, так как в материалах дела такое решение отсутствует, и не свидетельствует о правомерности бездействия администрации муниципального образования, не исполнившей вытекающую из ее полномочий как органа местного самоуправления обязанность рассмотреть по существу заявление гражданина, проживающего в жилом помещении муниципального жилищного фонда, о проведении обследования жилого дома и принятии решения о его пригодности для постоянного проживания.
Таким образом, поводом для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд явилось бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности рассмотреть обращение гражданина.
Право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации и является важным средством осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия в управлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам.
С правом граждан на обращение, как оно урегулировано названным Федеральным законом, соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности по рассмотрению обращений граждан, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (статьи 10 - 12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятое по обращению решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением этого обращения (пункт 4 статьи 5).
Согласно статье 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина.
Исходя из установленных законом требований именно на администрацию города Хабаровска как орган местного самоуправления возлагается обязанность по рассмотрению поступающих обращений граждан по вопросам, относящимся к ее ведению.
Из содержания ответов, данных на обращение А. должностными лицами администрации муниципального образования, приобщенных к материалам гражданского дела и исследованных судами, видно, что данная обязанность не была выполнена надлежащим образом.
Поскольку в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Постановлением мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N городская межведомственная комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, создаваемая по распоряжению главы муниципального образования, самостоятельным органом местного самоуправления не является, гражданской процессуальной правоспособностью не обладает, то заявление прокурора, направленное на защиту конституционных прав гражданина, правомерно предъявлено к администрации муниципального образования.
Принимая во внимание публичный характер возникшего спорного правоотношения, орган местного самоуправления в силу требований статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязан доказать законность обжалуемого бездействия.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Так, установив, что письменное обращение гражданина, поступившее соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления, должностному лицу, не рассмотрено, суд признает бездействие этого органа, должностного лица, незаконным и обязывает его рассмотреть обращение заявителя в установленный срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Предусмотренные законом требования не были учтены судами при разрешении настоящего дела и судебная защита прав гражданина обеспечена не была.
В силу положений статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности, статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
С учетом изложенного президиум Хабаровского краевого суда с целью исправления допущенной судебной ошибки и обеспечения судебной защиты прав гражданина полагает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и, не направляя дело на новое судебное рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора, поданного в интересах А.
В соответствии с требованиями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит направлению для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационное представление прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. удовлетворить, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление прокурора города Хабаровска в интересах А. к администрации города Хабаровска о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска по рассмотрению заявления А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Хабаровска рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания заявление А. о проведении обследования и оценки пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.БРАТЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)