Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края: представителей Костырина И.И., Еремина Д.А.;
- от Министерства финансов Хабаровского края: Власенко Н.В., Шевченко М.П., Нагорного С.В.;
- от Открытого акционерного общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал: не явились
- от Общества с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго": не явились;
- от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Нарожного Е.П., Проказовой И.А.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
на решение от 17.12.2014
по делу N А73-13137/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
к Министерству финансов Хабаровского края
о признании недействительными акта проверки и представления
третьи лица: Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал; Общество с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго"; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,
установил:
Администрация Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным акта проверки от 16.08.2014 и представления Министерства финансов Хабаровского края (далее - министерство) от 11.09.2014 N 20.
К участию в деле привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго" (далее - ООО "Охотскэнерго"), Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал (далее - ОАО "Теплоэнергосервис" Охотский филиал), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ).
Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным представления от 11.09.2014 отказано; в части требования о признании недействительным акта проверки от 16.08.2014 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части, администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просила его изменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования о признании недействительным представления от 11.09.2014 N 20, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполное выяснение всех обстоятельств спора.
В суде апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы в полном объеме, представив дополнения от 03.02.2015 и 16.02.2015.
Представители министерства финансов в судебном заседании выразили несогласие с позицией заявителя, огласив отзыв с учетом дополнений от 17.02.2015.
Министерство ЖКХ отклонило доводы заявителя, просило решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.
Иные участники процесса участия в судебном заседании не принимали, отзывы не представили.
Возражения относительно прекращения производства по делу в части акта проверки не высказано.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы администрации с учетом дополнений к ней, отзывов на жалобу, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании обращения Министерства ЖКХ Хабаровского края о начислении субвенции, на возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов за тепловую и электрическую энергию Министерством финансов Хабаровского края проведена внеплановая выездная проверка Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края.
По итогам проверочных мероприятий составлен акт от 16.08.2014, в котором отражено, что имело место неправомерное завышение размера субвенции на тепловую и электрическую энергию.
На основании акта проверки и представленных разногласий администрации, уполномоченным органом в адрес администрации вынесено представление от 11.09.2014 N 20 о ненадлежащем исполнении бюджета с предложением принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Приложением к данному документу указан перечень нарушений, выявленных в ходе проверки.
Полагая акт и представление недействительными, администрация оспорила их в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным указанного акта. В этой части судебный акт не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В части требования о признании недействительным представления N 20 арбитражный суд отказал, мотивировав тем, что он соответствии требованиям действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы заявителя по делу.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности данных требований. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Из оспариваемого представления усматривается, что пунктом 1 установлено нарушение, выразившиеся в неправомерности завышения размера субвенции на тепловую энергию в связи с включением в расчет потребности в субвенции объемов тепловой энергии, предъявленных к оплате населению, проживающему в жилых помещениях, отключенных от централизованного отопления; пунктом 2 - завышение размера субвенции на электрическую энергию в связи с включением в расчет потребности в субвенции, объемов отпущенной населению электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления; пунктом 3 - завышение размера субвенции на электрическую энергию в связи с в расчетом платы населению по тарифам на электроэнергию для населения с учетом понижающего коэффициента 0,7; пунктом 4 - представление достоверных данных в Министерство ЖКХ в части объемов реализованной населению тепловой и электрической энергии за 2012 и 2013 годы.
Пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на цели возмещения убытков организациям.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка расчет фактической суммы возмещения убытков организации от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению на отопление, производится по утвержденной формуле, в которой используется такой показатель как количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с пунктом "е" пункта 4 которого потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определены следующие понятия: теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание определенной мощности.
Отсутствия радиатора отопления в жилых помещениях означает отсутствие теплопотребляющей установки и отсутствие подачи тепловой энергии определенной мощности.
Материалами дела подтверждается, что Охотским филиалом ОАО "Теплоэнергосерсвис" предоставлялись услуги теплоснабжения населению Охотского муниципального района Хабаровского края, а начисление платы населению за отопление производилось Охотским участком Энергосбыта ОАО АК "Якутскэнерго".
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий министерством установлено, что администрацией для расчета субвенции включен объем тепловой энергии за отопление по жилым помещениям, отключенным от системы централизованного отопления.
Судом первой инстанции правильно сделана ссылка на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которыми не предполагается начисления платы за жилые помещения, не оборудованные централизованной системой отопления, либо получающими частичное теплоснабжение от каких-либо элементов системы теплоснабжения.
Учитывая, что администрацией муниципального района неправомерно завышен размер субвенции на тепловую энергию, в связи с включением в расчет объема отпущенной населению тепловой энергии по жилым помещениям, отключенным от централизованного отопления на сумму 413,36 тыс. руб., то оспариваемое представление в данной части признается законным и обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы на то, что со стороны уполномоченного не доказано фактическое количество отключенных от центрального отопления жилых помещений, не принимается во внимание, так как в ходе проверки на запрос министерства именно администрацией были представлены соответствующие реестры.
Доводы о необходимости применения к спорным отношениям Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, судебная коллегия отклоняет, как данные нормативные акты регулируют иные правоотношения, не связанные с предоставлением спорных субвенций.
По второму пункту перечня нарушений, выявленных в результате проверки.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 142 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения" возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, является расходным обязательством края (статья 3).
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.01.2007 N 143 органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по возмещению организациям указанных убытков.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 N 73-пр утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям и Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета утверждены.
Получателями субвенции на электрическую энергию в Охотском районе являлось, в том числе и ООО "Охотскэнерго".
В ходе проведения проверки установлено, что Охотском районе 230 жилых помещений переведены на электроотопление, то есть отключены от централизованного отопления путем демонтажа радиаторов водяного отопления.
В соответствии с пунктом 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, и пунктами 2, 3, 7, 8, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для перевода помещения на отопление с использованием электрических обогревателей необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора.
Вместе с тем, ходе проверки министерством установлено, что, утвержденная проектная документация на переоборудование сполрного многоквартирного дома, соответствующие технические условия энергоснабжающей организации и заключения органов Ростехнадзора о приемке электроотопительного оборудования (электроустановок) по отключенным от системы централизованного отопления жилым помещениям, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, в то числе обогревающие элементы (радиаторы отопления).
В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Отключение отдельных помещений от централизованного отопления, без получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, без оформления и согласования в установленном порядке проектной документации на проведение таких работ, не только нарушает интересы собственников помещений, но и представляет угрозу безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края N 73-пр расчет субвенции производится исходя из экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию, тарифа на электрическую энергию для населения, объема электрической энергии, отпущенной (реализованной) населению.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011 N 52/2, от 20.12.2012 N 40/2 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю..." установлено, что тарифы на электрическую энергию "для населения" применяются при использовании электрической энергии населением и потребителями, приравненными к категории "население", исключительно на коммунально-бытовые нужды.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 157 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, законодательством предусмотрена сопоставимость условий и направлений (целей) использования электрической энергии как при наличии в жилом помещении (многоквартирном доме) приборов учета коммунальных услуг, так и при их отсутствии.
Направления (цели) использования электрической энергии населением определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, пунктом 27 которых, в редакции, действовавший в спорный период, в норматив потребления электроснабжения в жилых помещениях учитывается только расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
В ходе проверки объем электрической энергии по жилым помещениям, переведенным на электрическое отопление, определялся расчетно как произведение количества проживающих в жилых помещениях граждан на норматив потребления электрической энергии.
При расчете использованы постановления Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета", от 28.06.2013 N 174-пр "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению".
В расчет субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, администрацией района включены объемы электрической энергии, потребленные в жилых помещениях для нужд отопления за 2013 год в размере 1 758 512 кВт. час.
Объем электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления, включенных администрацией района в расчет субвенции на электрическую энергию за 2012 год, составил 740 472 кВт.час.
В расчет субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, администрацией района неправомерно включены объемы электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления в размере 2 498 984 кВт.час., в том числе за 2012 год - 740 472 кВт.час, за 2013 год - 1 758 512 кВт. час.
Учитывая выше установленное, вторая инстанция соглашается с выводом первой инстанции, что администрацией района неправомерно завышен размер субвенции на электрическую энергию, в связи с включением в расчете объема отпущенной населению электрической энергии, потребленного в жилых помещениях для нужд отопления, на сумму 45 521,75 тыс. руб.
Проверяя обоснованность довода заявителя апелляционной жалобы, касающегося пункта 3 перечня нарушений, выявленных в результате проверки, апелляционная инстанция также не принимает их во внимание в связи со следующим.
Согласно пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства края от 26.12.2011 N 52/2, и от 20.12.2012 N 40/2 утверждены, соответственно, тарифы на 2012 и 2013 годы.
Несмотря на отсутствие прямого указания в тексте на применение понижающего коэффициента 0,7 в Постановлении N 52/2 и первой редакции Постановления N 40/2 такой коэффициент применен в самих тарифах, установленных в указанных актах.
Из приведенных норм федеральных и региональных нормативных актов следует, что применение понижающего коэффициента возможно при начислении платы за электроэнергию только в том случае, если стационарными электроплитами или электроотопительными установками: оборудованы полностью дома (но не отдельные жилые помещения); дома оборудованы в установленном порядке.
В рассматриваемом случае, электроотопительными установками оснащены только некоторые квартиры, при этом в целом дома продолжают получать тепловую энергию от тепловой сети, и являются оборудованными системой теплоснабжения.
При этом согласно пункту 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
В ходе проверочных мероприятий уполномоченным органом установлено, что в технические паспорта многоквартирных домов не внесены изменения с учетом изменения схемы электроснабжения многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах вывод первой инстанции, что у администрации муниципального района не было законных оснований для применения понижающего коэффициента 0,7, признается законным и обоснованным.
Возражения администрации, касаемые включения в расчет излишне начисленной субвенции по электроэнергии квартиры N 77 дома 18 по улице Ленина в поселке Охотск, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данное жилое помещение не поименовано в данном расчете, то естсь не является спорным.
По пункту 4 перечня нарушений.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства края от 01.02.2008 N 35-пр и пунктом 5.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства края от 11.03.2008 N 73-пр, органы местного самоуправления муниципальных образований края несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность представляемых сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных норм администрацией Охотского района допускалось предоставление недостоверных данных в части объемов реализованной населению тепловой и электрической энергии, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела письменными доказательствами, оцененными судом первой инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ.
Утверждение заявителя жалобы о том, что имело место несколько проверок со стороны министерства отношении одного и того же периода - 2013 год, отклоняется судебной коллегией, так как цели и предмет проверочных мероприятий, проведенных как в 2013, так и в 2014 году, были различными.
Ссылка заявителя на иную судебную практику по аналогичным, по его мнению, эпизодам, не принимается, поскольку в каждом конкретном случае арбитражный суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое представление министерства финансов о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении администрации вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.12.2014 по делу N А73-13137/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 06АП-223/2015 ПО ДЕЛУ N А73-13137/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 06АП-223/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края: представителей Костырина И.И., Еремина Д.А.;
- от Министерства финансов Хабаровского края: Власенко Н.В., Шевченко М.П., Нагорного С.В.;
- от Открытого акционерного общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал: не явились
- от Общества с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго": не явились;
- от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Нарожного Е.П., Проказовой И.А.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
на решение от 17.12.2014
по делу N А73-13137/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
к Министерству финансов Хабаровского края
о признании недействительными акта проверки и представления
третьи лица: Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал; Общество с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго"; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,
установил:
Администрация Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным акта проверки от 16.08.2014 и представления Министерства финансов Хабаровского края (далее - министерство) от 11.09.2014 N 20.
К участию в деле привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго" (далее - ООО "Охотскэнерго"), Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" - Охотский филиал (далее - ОАО "Теплоэнергосервис" Охотский филиал), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ).
Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным представления от 11.09.2014 отказано; в части требования о признании недействительным акта проверки от 16.08.2014 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части, администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просила его изменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования о признании недействительным представления от 11.09.2014 N 20, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполное выяснение всех обстоятельств спора.
В суде апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы в полном объеме, представив дополнения от 03.02.2015 и 16.02.2015.
Представители министерства финансов в судебном заседании выразили несогласие с позицией заявителя, огласив отзыв с учетом дополнений от 17.02.2015.
Министерство ЖКХ отклонило доводы заявителя, просило решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.
Иные участники процесса участия в судебном заседании не принимали, отзывы не представили.
Возражения относительно прекращения производства по делу в части акта проверки не высказано.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы администрации с учетом дополнений к ней, отзывов на жалобу, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании обращения Министерства ЖКХ Хабаровского края о начислении субвенции, на возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов за тепловую и электрическую энергию Министерством финансов Хабаровского края проведена внеплановая выездная проверка Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края.
По итогам проверочных мероприятий составлен акт от 16.08.2014, в котором отражено, что имело место неправомерное завышение размера субвенции на тепловую и электрическую энергию.
На основании акта проверки и представленных разногласий администрации, уполномоченным органом в адрес администрации вынесено представление от 11.09.2014 N 20 о ненадлежащем исполнении бюджета с предложением принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Приложением к данному документу указан перечень нарушений, выявленных в ходе проверки.
Полагая акт и представление недействительными, администрация оспорила их в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным указанного акта. В этой части судебный акт не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В части требования о признании недействительным представления N 20 арбитражный суд отказал, мотивировав тем, что он соответствии требованиям действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы заявителя по делу.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности данных требований. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Из оспариваемого представления усматривается, что пунктом 1 установлено нарушение, выразившиеся в неправомерности завышения размера субвенции на тепловую энергию в связи с включением в расчет потребности в субвенции объемов тепловой энергии, предъявленных к оплате населению, проживающему в жилых помещениях, отключенных от централизованного отопления; пунктом 2 - завышение размера субвенции на электрическую энергию в связи с включением в расчет потребности в субвенции, объемов отпущенной населению электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления; пунктом 3 - завышение размера субвенции на электрическую энергию в связи с в расчетом платы населению по тарифам на электроэнергию для населения с учетом понижающего коэффициента 0,7; пунктом 4 - представление достоверных данных в Министерство ЖКХ в части объемов реализованной населению тепловой и электрической энергии за 2012 и 2013 годы.
Пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на цели возмещения убытков организациям.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка расчет фактической суммы возмещения убытков организации от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению на отопление, производится по утвержденной формуле, в которой используется такой показатель как количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с пунктом "е" пункта 4 которого потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определены следующие понятия: теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание определенной мощности.
Отсутствия радиатора отопления в жилых помещениях означает отсутствие теплопотребляющей установки и отсутствие подачи тепловой энергии определенной мощности.
Материалами дела подтверждается, что Охотским филиалом ОАО "Теплоэнергосерсвис" предоставлялись услуги теплоснабжения населению Охотского муниципального района Хабаровского края, а начисление платы населению за отопление производилось Охотским участком Энергосбыта ОАО АК "Якутскэнерго".
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий министерством установлено, что администрацией для расчета субвенции включен объем тепловой энергии за отопление по жилым помещениям, отключенным от системы централизованного отопления.
Судом первой инстанции правильно сделана ссылка на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которыми не предполагается начисления платы за жилые помещения, не оборудованные централизованной системой отопления, либо получающими частичное теплоснабжение от каких-либо элементов системы теплоснабжения.
Учитывая, что администрацией муниципального района неправомерно завышен размер субвенции на тепловую энергию, в связи с включением в расчет объема отпущенной населению тепловой энергии по жилым помещениям, отключенным от централизованного отопления на сумму 413,36 тыс. руб., то оспариваемое представление в данной части признается законным и обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы на то, что со стороны уполномоченного не доказано фактическое количество отключенных от центрального отопления жилых помещений, не принимается во внимание, так как в ходе проверки на запрос министерства именно администрацией были представлены соответствующие реестры.
Доводы о необходимости применения к спорным отношениям Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, судебная коллегия отклоняет, как данные нормативные акты регулируют иные правоотношения, не связанные с предоставлением спорных субвенций.
По второму пункту перечня нарушений, выявленных в результате проверки.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 142 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения" возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, является расходным обязательством края (статья 3).
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.01.2007 N 143 органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по возмещению организациям указанных убытков.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 N 73-пр утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям и Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета утверждены.
Получателями субвенции на электрическую энергию в Охотском районе являлось, в том числе и ООО "Охотскэнерго".
В ходе проведения проверки установлено, что Охотском районе 230 жилых помещений переведены на электроотопление, то есть отключены от централизованного отопления путем демонтажа радиаторов водяного отопления.
В соответствии с пунктом 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, и пунктами 2, 3, 7, 8, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для перевода помещения на отопление с использованием электрических обогревателей необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора.
Вместе с тем, ходе проверки министерством установлено, что, утвержденная проектная документация на переоборудование сполрного многоквартирного дома, соответствующие технические условия энергоснабжающей организации и заключения органов Ростехнадзора о приемке электроотопительного оборудования (электроустановок) по отключенным от системы централизованного отопления жилым помещениям, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, в то числе обогревающие элементы (радиаторы отопления).
В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Отключение отдельных помещений от централизованного отопления, без получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, без оформления и согласования в установленном порядке проектной документации на проведение таких работ, не только нарушает интересы собственников помещений, но и представляет угрозу безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края N 73-пр расчет субвенции производится исходя из экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию, тарифа на электрическую энергию для населения, объема электрической энергии, отпущенной (реализованной) населению.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011 N 52/2, от 20.12.2012 N 40/2 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю..." установлено, что тарифы на электрическую энергию "для населения" применяются при использовании электрической энергии населением и потребителями, приравненными к категории "население", исключительно на коммунально-бытовые нужды.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 157 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, законодательством предусмотрена сопоставимость условий и направлений (целей) использования электрической энергии как при наличии в жилом помещении (многоквартирном доме) приборов учета коммунальных услуг, так и при их отсутствии.
Направления (цели) использования электрической энергии населением определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, пунктом 27 которых, в редакции, действовавший в спорный период, в норматив потребления электроснабжения в жилых помещениях учитывается только расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
В ходе проверки объем электрической энергии по жилым помещениям, переведенным на электрическое отопление, определялся расчетно как произведение количества проживающих в жилых помещениях граждан на норматив потребления электрической энергии.
При расчете использованы постановления Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета", от 28.06.2013 N 174-пр "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению".
В расчет субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, администрацией района включены объемы электрической энергии, потребленные в жилых помещениях для нужд отопления за 2013 год в размере 1 758 512 кВт. час.
Объем электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления, включенных администрацией района в расчет субвенции на электрическую энергию за 2012 год, составил 740 472 кВт.час.
В расчет субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, администрацией района неправомерно включены объемы электрической энергии, потребленной в жилых помещениях для нужд отопления в размере 2 498 984 кВт.час., в том числе за 2012 год - 740 472 кВт.час, за 2013 год - 1 758 512 кВт. час.
Учитывая выше установленное, вторая инстанция соглашается с выводом первой инстанции, что администрацией района неправомерно завышен размер субвенции на электрическую энергию, в связи с включением в расчете объема отпущенной населению электрической энергии, потребленного в жилых помещениях для нужд отопления, на сумму 45 521,75 тыс. руб.
Проверяя обоснованность довода заявителя апелляционной жалобы, касающегося пункта 3 перечня нарушений, выявленных в результате проверки, апелляционная инстанция также не принимает их во внимание в связи со следующим.
Согласно пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства края от 26.12.2011 N 52/2, и от 20.12.2012 N 40/2 утверждены, соответственно, тарифы на 2012 и 2013 годы.
Несмотря на отсутствие прямого указания в тексте на применение понижающего коэффициента 0,7 в Постановлении N 52/2 и первой редакции Постановления N 40/2 такой коэффициент применен в самих тарифах, установленных в указанных актах.
Из приведенных норм федеральных и региональных нормативных актов следует, что применение понижающего коэффициента возможно при начислении платы за электроэнергию только в том случае, если стационарными электроплитами или электроотопительными установками: оборудованы полностью дома (но не отдельные жилые помещения); дома оборудованы в установленном порядке.
В рассматриваемом случае, электроотопительными установками оснащены только некоторые квартиры, при этом в целом дома продолжают получать тепловую энергию от тепловой сети, и являются оборудованными системой теплоснабжения.
При этом согласно пункту 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
В ходе проверочных мероприятий уполномоченным органом установлено, что в технические паспорта многоквартирных домов не внесены изменения с учетом изменения схемы электроснабжения многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах вывод первой инстанции, что у администрации муниципального района не было законных оснований для применения понижающего коэффициента 0,7, признается законным и обоснованным.
Возражения администрации, касаемые включения в расчет излишне начисленной субвенции по электроэнергии квартиры N 77 дома 18 по улице Ленина в поселке Охотск, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данное жилое помещение не поименовано в данном расчете, то естсь не является спорным.
По пункту 4 перечня нарушений.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства края от 01.02.2008 N 35-пр и пунктом 5.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства края от 11.03.2008 N 73-пр, органы местного самоуправления муниципальных образований края несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность представляемых сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных норм администрацией Охотского района допускалось предоставление недостоверных данных в части объемов реализованной населению тепловой и электрической энергии, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела письменными доказательствами, оцененными судом первой инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ.
Утверждение заявителя жалобы о том, что имело место несколько проверок со стороны министерства отношении одного и того же периода - 2013 год, отклоняется судебной коллегией, так как цели и предмет проверочных мероприятий, проведенных как в 2013, так и в 2014 году, были различными.
Ссылка заявителя на иную судебную практику по аналогичным, по его мнению, эпизодам, не принимается, поскольку в каждом конкретном случае арбитражный суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое представление министерства финансов о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении администрации вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.12.2014 по делу N А73-13137/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)