Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бунькова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Белеванцевой О.А.,
при секретаре Косенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконным приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району
по апелляционной жалобе представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.10.2013.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
У К., <...> года рождения, мать умерла <...>, отец умер <...> (л. д. 16 - 17). Заявитель, имея на основании постановления главы муниципального образования от <...> N закрепленное муниципальное жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: <...> (л. д. 24), который признан аварийным, проживает в комнате общежития по адресу: <...>, на основании срочного (на год) договора найма жилого помещения маневренного фонда от <...> (л. д. 22 - 23). На основании приказа начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району (далее - Управление социальной политики) от <...> N К. была принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области. <...> данный приказ был отменен руководителем того же Управления приказом N, заявитель снята с учета для целей предоставления жилого помещения (л. д. 6 - 7, 12).
К. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным приказ N и восстановить ее в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ссылалась на то, что дом, в котором она имеет закрепленное за ней жилое помещение, подлежит сносу, поскольку является аварийным, а его ремонт невозможен.
Решением суда заявление К. удовлетворено. Признан незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району от <...> N об отмене приказа от <...> N. На Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району возложена обязанность устранить допущенное нарушение, восстановив на учете в целях предоставления жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, К., <...> года рождения, и сообщить суду об исполнении не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба представителем ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. В жалобе ее автор, требуя решение отменить, настаивает, что Управление социальной политики не имело законных оснований для принятия на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области К., достигшей на момент обращения в Управление социальной политики - <...> - возраста 23 лет, поскольку самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Управление социальной политики не может установить факт того, что по достижению 23 лет было нарушено право заявителя на принятие на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда в соответствии с законом и продлить сроки для принятия на такой учет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны - заявитель К., заинтересованные лица ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, Администрация муниципального образования "город Ирбит" - не явились.
Как следует из материалов дела, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам по почте <...>. Кроме того, <...> заинтересованным лицам судебное извещение было дополнительно направлено по факсимильной связи, а заявитель была извещена телефонограммой.
От Управления социальной политики поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя. Заявитель К. и заинтересованное лицо Администрация муниципального образования "город Ирбит" за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявителем оспаривается приказ N от <...> ТОИОГВ Свердловской области - Управления социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, которым отменен приказ N от <...> "О принятии К. на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Свердловской области", а К. снята с учета для целей предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Действительно в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется по достижении 23 лет только за теми лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые реализовали свое право до 23 лет путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Из материалов дела следует, что 23 года К. исполнилось <...>.
За К. до достижения ею возраста 23 лет было закреплено жилое помещение по адресу: <...>, однако, <...> по заключению межведомственной комиссии дом <...> признан подлежащим капитальному ремонту, а впоследствии - <...> - аварийным.
Судом установлено, что <...> К. обращалась к главе Администрации муниципального образования город Ирбит по вопросу предоставления временного жилья (л. д. 45). <...> заявителю по договору найма жилого помещения маневренного фонда была предоставлена комната в общежитии. Таким образом, уполномоченным органом фактически была признана невозможность проживания в закрепленном за заявителем жилом помещении, до достижении К. возраста 23 лет.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что К. ранее в <...> обращалась в Администрацию муниципального образования <...> в целях постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, однако неправомерно не была поставлена на такой учет.
Исходя из установленных обстоятельств и правил п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, принимая во внимание, что право К., которая относилась к категории лиц из числа детей-сирот, на получение жилого помещения не реализовано, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району N от <...>, в соответствии с которым К. снята с учета для целей предоставления жилого помещения, и возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение.
Нарушения норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального отраслевой исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
О.А.БЕЛЕВАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-15992/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N 33-15992/2013
Судья Бунькова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Белеванцевой О.А.,
при секретаре Косенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконным приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району
по апелляционной жалобе представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.10.2013.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
У К., <...> года рождения, мать умерла <...>, отец умер <...> (л. д. 16 - 17). Заявитель, имея на основании постановления главы муниципального образования от <...> N закрепленное муниципальное жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: <...> (л. д. 24), который признан аварийным, проживает в комнате общежития по адресу: <...>, на основании срочного (на год) договора найма жилого помещения маневренного фонда от <...> (л. д. 22 - 23). На основании приказа начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району (далее - Управление социальной политики) от <...> N К. была принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области. <...> данный приказ был отменен руководителем того же Управления приказом N, заявитель снята с учета для целей предоставления жилого помещения (л. д. 6 - 7, 12).
К. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным приказ N и восстановить ее в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ссылалась на то, что дом, в котором она имеет закрепленное за ней жилое помещение, подлежит сносу, поскольку является аварийным, а его ремонт невозможен.
Решением суда заявление К. удовлетворено. Признан незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району от <...> N об отмене приказа от <...> N. На Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району возложена обязанность устранить допущенное нарушение, восстановив на учете в целях предоставления жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, К., <...> года рождения, и сообщить суду об исполнении не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба представителем ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. В жалобе ее автор, требуя решение отменить, настаивает, что Управление социальной политики не имело законных оснований для принятия на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области К., достигшей на момент обращения в Управление социальной политики - <...> - возраста 23 лет, поскольку самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Управление социальной политики не может установить факт того, что по достижению 23 лет было нарушено право заявителя на принятие на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда в соответствии с законом и продлить сроки для принятия на такой учет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны - заявитель К., заинтересованные лица ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, Администрация муниципального образования "город Ирбит" - не явились.
Как следует из материалов дела, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам по почте <...>. Кроме того, <...> заинтересованным лицам судебное извещение было дополнительно направлено по факсимильной связи, а заявитель была извещена телефонограммой.
От Управления социальной политики поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя. Заявитель К. и заинтересованное лицо Администрация муниципального образования "город Ирбит" за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявителем оспаривается приказ N от <...> ТОИОГВ Свердловской области - Управления социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, которым отменен приказ N от <...> "О принятии К. на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Свердловской области", а К. снята с учета для целей предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Действительно в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется по достижении 23 лет только за теми лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые реализовали свое право до 23 лет путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Из материалов дела следует, что 23 года К. исполнилось <...>.
За К. до достижения ею возраста 23 лет было закреплено жилое помещение по адресу: <...>, однако, <...> по заключению межведомственной комиссии дом <...> признан подлежащим капитальному ремонту, а впоследствии - <...> - аварийным.
Судом установлено, что <...> К. обращалась к главе Администрации муниципального образования город Ирбит по вопросу предоставления временного жилья (л. д. 45). <...> заявителю по договору найма жилого помещения маневренного фонда была предоставлена комната в общежитии. Таким образом, уполномоченным органом фактически была признана невозможность проживания в закрепленном за заявителем жилом помещении, до достижении К. возраста 23 лет.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что К. ранее в <...> обращалась в Администрацию муниципального образования <...> в целях постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, однако неправомерно не была поставлена на такой учет.
Исходя из установленных обстоятельств и правил п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, принимая во внимание, что право К., которая относилась к категории лиц из числа детей-сирот, на получение жилого помещения не реализовано, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району N от <...>, в соответствии с которым К. снята с учета для целей предоставления жилого помещения, и возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение.
Нарушения норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального отраслевой исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
О.А.БЕЛЕВАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)