Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит": Равкина О.В., представителя по доверенности от 06.09.2014;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит"
на решение от 01.10.2014
по делу N А73-10144/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (ОГРН 1092724005989, ИНН 2724133457, место нахождения: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Санитарная, 16, кв. 36)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, офис 600)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (далее - общество, ООО "УК "Магнит", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Управление) N 336ж/14-ю от 11.07.2014 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции установил в бездействии общества, являющегося управляющей компанией нарушения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Магнит" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать незаконным решение суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В жалобе, общество, ссылаясь на пункты 4.8.1, 4.8.4, 4.7.2 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее -Правила), утверждает, что все неисправности надлежало устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего разрушения (дальнейшего развития), таким образом, выявленные прокуратурой нарушения, должны были быть выявлены по мере их появления. Кроме того, общество указывает, что нарушения выявлены 14.05.2014, устранены в полном объеме 16.05.2014, при таких обстоятельствах, учитывая, что негативные последствия не наступили, правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и возможно было вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Общество заявляет о том, что судом при вынесении решения, также не учтено отсутствие умысла у общества на совершение правонарушения, и то, что часть выявленных нарушений совершены неустановленными лицами.
Управление в своем отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы, изложенные в ней; считает решение суда законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска, по обращению гражданина о нарушении жилищного законодательства при содержании и ремонте общедомового имущества дома N 19 по улице Санитарной в городе Хабаровске, находящегося в управлении ООО "УК "Магнит", проведена проверка соблюдений требований жилищного законодательства.
14.05.2014 произведен осмотр помещений общего пользования вышеуказанного многоквартирного дома, в ходе которого установлено:
- - неполное прилегание оконных рам в первом подъезде на этажах: 4, 8, межэтажная площадка 9, 9, 10;
- - отсутствие фурнитуры на окнах в первом подъезде на этажах: 5, 6, межэтажная площадка 7, 7, межэтажная площадка 8, 8, межэтажная площадка 9, 9, межэтажная площадка 10; во втором подъезде на этажах: 1, межэтажная площадка 1, 2, межэтажная площадка 2, 3, межэтажная площадка 3, 4, межэтажная площадка 4, 5, межэтажная площадка 5, межэтажная площадка 6, 6, межэтажная площадка 7, 7, межэтажная площадка 8, 8, 9, межэтажная площадка 9, 10, межэтажная площадка 10;
- - отсутствие штаников на окнах в первом подъезде на межэтажной площадке 10 этажа;
- - зазор между оконной рамой и рамой в первом подъезде на 9 этаже;
- - разрушение цементного покрытая пола (выбоины) в первом подъезде на 5, 6, 7 этажах; во втором подъезде на 2, 3, 8 этажах;
- - скол ступеней на 6 этаже;
- - отсутствие элементов лестничного марша на 2 этаже;
- - отсутствие остекления рамы во втором подъезде на 10 этаже;
- - отсутствует освещение и плафоны в первом подъезде на межэтажной площадке 2, межэтажной площадке 4, межэтажной площадке 5, межэтажной площадке 6, межэтажной площадке 7, межэтажной площадке 8, межэтажной площадке 9 этажей; во втором подъезде на межэтажной площадке 2, межэтажной площадке 3, межэтажной площадке 4, межэтажной площадке 5, межэтажной площадке 6, межэтажной площадке 7, межэтажной площадке 8, межэтажной площадке 9, межэтажной площадке 10 этажей;
- - следы от протечки с потолка тамбура второго подъезда.
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2014.
11.06.2014 прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска в присутствии законного представителя общества (генеральный директор Казбан О.А.) вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, действия которого квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края Определением Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 20.06.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 июля 2014 года на 10 часов 45 минут (указанное определение получено лично Казбан О.А. 02.07.2014, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением).
11.07.2014 Управлением по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствии представителя общества, вынесено постановление N 336ж/14-ю от 11.07.2014 по делу об административном правонарушении, которым последнее привлечено к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективная сторона состава рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта, регулирует правонарушения в сфере содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также переустройства и (или) перепланировки жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1.2 "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 N 312), настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
- Согласно пункта 11 указанных Правил содержания имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2.3, 4.2.2.1 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда; окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; в отношении деревянных стен - при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию.
В соответствии с пунктами 4.7.1, 4.7.2 этих же Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.; неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В силу пункта 4.8.1. данных Правил, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
- В соответствии с пунктом 5.6.2 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Согласно пункту 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.06.2014, актом проверки от 14.05.2014, письменными объяснениями, договором управления N 1 от 01.07.2010, жалобой в полицию, подтверждается и не опровергнуто заявителем, что ООО "УК "Магнит", как управляющей компанией, нарушены вышеприведенные нормы действующего законодательства.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является верным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в совокупности с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено, процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что нарушения выявлены 14.05.2014 и устранены в полном объеме 16.05.2014, что указывает на отсутствие негативных последствий и не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, возможно было вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Материалы дела не содержат доказательств устранения обществом всех выявленных недостатков, кроме того согласно пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 такое обстоятельство, как добровольное устранение последствий правонарушения, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (обществу назначено наказание в виде минимального размера санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции, проверка проводилась по жалобе гражданина, что указывает на нарушение его прав и законных интересов.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с пунктами 4.8.1, 4.8.4, 4.7.2 Правил, все неисправности надлежало устранять по мере их накопления, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку положения данных пунктов Правил не дают права лицам, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений накапливать такое количество неисправностей, не устраняя их неограниченный период времени.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были исследованы в Арбитражном суде Хабаровского края, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционного инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции принял правильное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 октября 2014 года по делу N А73-10144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 N 06АП-6047/2014 ПО ДЕЛУ N А73-10144/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. N 06АП-6047/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит": Равкина О.В., представителя по доверенности от 06.09.2014;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит"
на решение от 01.10.2014
по делу N А73-10144/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (ОГРН 1092724005989, ИНН 2724133457, место нахождения: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Санитарная, 16, кв. 36)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, офис 600)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (далее - общество, ООО "УК "Магнит", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Управление) N 336ж/14-ю от 11.07.2014 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции установил в бездействии общества, являющегося управляющей компанией нарушения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Магнит" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать незаконным решение суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В жалобе, общество, ссылаясь на пункты 4.8.1, 4.8.4, 4.7.2 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее -Правила), утверждает, что все неисправности надлежало устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего разрушения (дальнейшего развития), таким образом, выявленные прокуратурой нарушения, должны были быть выявлены по мере их появления. Кроме того, общество указывает, что нарушения выявлены 14.05.2014, устранены в полном объеме 16.05.2014, при таких обстоятельствах, учитывая, что негативные последствия не наступили, правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и возможно было вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Общество заявляет о том, что судом при вынесении решения, также не учтено отсутствие умысла у общества на совершение правонарушения, и то, что часть выявленных нарушений совершены неустановленными лицами.
Управление в своем отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы, изложенные в ней; считает решение суда законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска, по обращению гражданина о нарушении жилищного законодательства при содержании и ремонте общедомового имущества дома N 19 по улице Санитарной в городе Хабаровске, находящегося в управлении ООО "УК "Магнит", проведена проверка соблюдений требований жилищного законодательства.
14.05.2014 произведен осмотр помещений общего пользования вышеуказанного многоквартирного дома, в ходе которого установлено:
- - неполное прилегание оконных рам в первом подъезде на этажах: 4, 8, межэтажная площадка 9, 9, 10;
- - отсутствие фурнитуры на окнах в первом подъезде на этажах: 5, 6, межэтажная площадка 7, 7, межэтажная площадка 8, 8, межэтажная площадка 9, 9, межэтажная площадка 10; во втором подъезде на этажах: 1, межэтажная площадка 1, 2, межэтажная площадка 2, 3, межэтажная площадка 3, 4, межэтажная площадка 4, 5, межэтажная площадка 5, межэтажная площадка 6, 6, межэтажная площадка 7, 7, межэтажная площадка 8, 8, 9, межэтажная площадка 9, 10, межэтажная площадка 10;
- - отсутствие штаников на окнах в первом подъезде на межэтажной площадке 10 этажа;
- - зазор между оконной рамой и рамой в первом подъезде на 9 этаже;
- - разрушение цементного покрытая пола (выбоины) в первом подъезде на 5, 6, 7 этажах; во втором подъезде на 2, 3, 8 этажах;
- - скол ступеней на 6 этаже;
- - отсутствие элементов лестничного марша на 2 этаже;
- - отсутствие остекления рамы во втором подъезде на 10 этаже;
- - отсутствует освещение и плафоны в первом подъезде на межэтажной площадке 2, межэтажной площадке 4, межэтажной площадке 5, межэтажной площадке 6, межэтажной площадке 7, межэтажной площадке 8, межэтажной площадке 9 этажей; во втором подъезде на межэтажной площадке 2, межэтажной площадке 3, межэтажной площадке 4, межэтажной площадке 5, межэтажной площадке 6, межэтажной площадке 7, межэтажной площадке 8, межэтажной площадке 9, межэтажной площадке 10 этажей;
- - следы от протечки с потолка тамбура второго подъезда.
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2014.
11.06.2014 прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска в присутствии законного представителя общества (генеральный директор Казбан О.А.) вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, действия которого квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края Определением Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 20.06.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 июля 2014 года на 10 часов 45 минут (указанное определение получено лично Казбан О.А. 02.07.2014, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением).
11.07.2014 Управлением по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствии представителя общества, вынесено постановление N 336ж/14-ю от 11.07.2014 по делу об административном правонарушении, которым последнее привлечено к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективная сторона состава рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта, регулирует правонарушения в сфере содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также переустройства и (или) перепланировки жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1.2 "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 N 312), настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
- Согласно пункта 11 указанных Правил содержания имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2.3, 4.2.2.1 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда; окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; в отношении деревянных стен - при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию.
В соответствии с пунктами 4.7.1, 4.7.2 этих же Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.; неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В силу пункта 4.8.1. данных Правил, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
- В соответствии с пунктом 5.6.2 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Согласно пункту 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.06.2014, актом проверки от 14.05.2014, письменными объяснениями, договором управления N 1 от 01.07.2010, жалобой в полицию, подтверждается и не опровергнуто заявителем, что ООО "УК "Магнит", как управляющей компанией, нарушены вышеприведенные нормы действующего законодательства.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является верным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в совокупности с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено, процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что нарушения выявлены 14.05.2014 и устранены в полном объеме 16.05.2014, что указывает на отсутствие негативных последствий и не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, возможно было вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Материалы дела не содержат доказательств устранения обществом всех выявленных недостатков, кроме того согласно пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 такое обстоятельство, как добровольное устранение последствий правонарушения, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (обществу назначено наказание в виде минимального размера санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции, проверка проводилась по жалобе гражданина, что указывает на нарушение его прав и законных интересов.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с пунктами 4.8.1, 4.8.4, 4.7.2 Правил, все неисправности надлежало устранять по мере их накопления, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку положения данных пунктов Правил не дают права лицам, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений накапливать такое количество неисправностей, не устраняя их неограниченный период времени.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были исследованы в Арбитражном суде Хабаровского края, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционного инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции принял правильное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 октября 2014 года по делу N А73-10144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)