Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: представитель Тимощенко Ю.В. по доверенности от 04.02.2015 г., паспорт; представитель Саввина З.А. по доверенности от 01.02.2015 г., паспорт;
- от ответчика: представитель Сергиенко С.В. по доверенности от 24.12.2014 г., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.11.2014 по делу N А32-25060/2014
по иску Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
о признании, обязании
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационного предприятие N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) о признании незаконным произведенного ответчиком в период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно расчета платы за водоотведение по договору с истцом от 01.03.2009 N 6637 "На отпуск питьевой воды и сточных вод"; об обязании общество произвести перерасчет в соответствии с представленным истцом расчетом за водоотведение за период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно, в сторону уменьшения на стоимость неправомерно предъявленных к оплате услуг водоотведения, в размере 2 040 284,93 рублей за излишне предъявленный к оплате объем водоотведения 150 755,47 куб. м; а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 26.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. С муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар (ИНН 2308012549, ОГРН 1022301212185) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 201 руб. 42 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что истец не является абонентом ответчика, не приобретает коммунальный ресурс по договору водоснабжения, поскольку является исполнителем коммунальных услуг, потребителями являются собственники. Заявитель полагает, что п. 11 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ на отношения между истцом и ответчиком не распространяется, не подлежал применению. Заявитель полагает выполненный ответчиком расчет объема и стоимости водоотведения неверным, за период с января по июнь 2014 объем составляет 570 850, 43 куб. м стоимостью 7 700 772, 27 руб., в связи с чем, оплата подлежит уменьшению на сумм 2 040 284, 93 руб., истец не учитывает в расчетах показания индивидуальных приборов учета потребленной воды.
Представитель истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие является управляющей компанией, в управлении которой находится 53 многоквартирных жилых дома.
01.03.2009 водоканал (поставщик) и предприятие (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с жилищными и управляющими организациями N 6637 (с протоколом разногласий).
Договор заключен в целях обеспечения потребителей-граждан, собственников жилья, объединенных в ТСЖ (ЖСК) либо заключившими договор на обслуживание с управляющими компаниями водоснабжением и водоотведением. Абонент производит оплату поставщику: за отпуск питьевой воды; прием сточных вод; прием атмосферных осадков и дренажных вод, при отсутствии ливневой канализации (статья 1 договора).
В силу пункта 3.1 договора абонент обеспечивает учет количества потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод приборами учета, установленными по адресам, указанным в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 4.1.1 договора оплата услуг производится абонентом за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством для соответствующей группы потребителей на основании данных приборов учета, а при отсутствии приборов учета в порядке, предусмотренном пунктами 3.6 - 3.9 договора. Размер платы за сточные воды при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды определяется как сумма показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и нормативов потребления.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках договора водоканал оказал предприятию услуги по подаче холодной питьевой воды и водоотведению и предъявил к оплате за период с января 2014 года по июнь 2014 года объем водоотведения в количестве 721 605,90 куб. м на сумму 9 741 057 рублей 20 копеек. При этом объем водоотведения равен объему потребления по показаниям общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
По мнению предприятия, при расчетах истца с ответчиком за водоотведение объем сточных вод должен быть рассчитан таким же способом, как и предъявляемый к оплате гражданам-потребителям, т.е. как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в жилых помещениях, и определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. С учетом этого объем водоотведения за данный период составляет 570 850,43 куб. м стоимостью 7 700 772 рубля 27 копеек.
Предприятие обращалось к водоканалу с претензией от 07.05.2014 N 01-1006 о перерасчете объема водоотведения за спорный период.
В письме о корректировке начислений от 14.05.2014 исх. N 04.01.02.3599 водоканал отказал предприятию в перерасчете объемов сточных вод от жилых домов истца.
Полагая, что объем водоотведения в количестве 150 755,47 куб. м стоимостью 2 040 284 рублей 93 копеек, необоснованно предъявлен ответчиком к оплате, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со статьей 20 Закона о водоснабжении и водоотведении коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения; сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. При отсутствии прибора учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Из материалов дела видно, что жилые дома, находящиеся в управлении предприятия, оборудованы общедомовыми приборами учета воды. Объем потребленной спорными домами воды, определенный на основании общедомовых приборов учета, сторонами не оспаривается.
Также судом установлено, что многоквартирные дома, в которых установлены общедомовые приборы учета воды, не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод.
Спорным является объем сточных вод в части превышения объема сточных вод, определенного в размере равном объему потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета, над объемом сточных вод в размере равном объему воды, потребленной по жилым и нежилым помещениям (включая холодную и горячую воду).
Поскольку жилые дома не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод, водоканал, руководствуясь пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, обоснованно производил расчет водоотведения в спорный период расчетным способом. При этом объем отведенных сточных вод водоканал принял равным объему воды, поданной предприятию из всех источников централизованного водоснабжения. Данный порядок не противоречит ни нормам Закона о водоснабжении, ни жилищному законодательству.
Такой подход соответствует сложившейся практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2014 по делу N 307-ЭС14-222).
Правовая позиция заявителя сводится к тому, что требования Закона о водоснабжении и водоотведении к отношениям сторон не применяются, а Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) определяют иной порядок расчета.
Данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, "14" февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации N 124 были утверждены Правила N 124.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, учитывающей, в частности:
- 1. Показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в помещениях);
- 2. Среднемесячное потребление коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- 3. Норматив потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (в помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 4. Расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 5. Объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
При этом, не учитываются объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, объем водоснабжения в многоквартирных домах, где установлен коллективный (общедомовой) прибор учета определяется исходя из показаний этого прибора учета, а в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета определяется исходя из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
В силу пункта 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении, к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Доводы жалобы подлежат отклонению.
В соответствии с подп. в) п. 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
Vд= + + + + + + ,
где:
- Vп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- Vсред- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- Vн- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- Vрасч- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
- Vкр- объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- V1одн- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
- V2одн- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
- Величины Vп, Vсред, Vрасч не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями;
- Между тем, заявитель в расчетах использует не показания индивидуальных приборов учета сточных вод (которые отсутствуют), а показания приборов учета потребленной воды, что по смыслу п. 21 указанных Правил недопустимо. Кроме того, не применимы иные составляющие расчета.
Фактически заявитель не оспаривает порядок определения объема сточных вод как равный потребленной воде, между тем считает, что для данного ресурса потребление воды подлежит учету по индивидуальным приборам учета.
Между тем, указанное противоречит Жилищному кодексу РФ, и подп.а) п. 21 Правил 124, согласно которым во внимание принимаются именно показания общедомового прибора учета при его наличии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предприятия о перерасчете в соответствии с представленным истцом расчетом за водоотведение за период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно, в сторону уменьшения на стоимость предъявленных к оплате услуг водоотведения, в размере 2 040 284,93 рублей за излишне предъявленный к оплате объем водоотведения 150 755,47 куб. м.
Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения произведен ООО "Краснодар Водоканал" в соответствии с действующим жилищным законодательством и условиями договора от 01.03.2009.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 по делу N А32-25060/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 15АП-623/2015 ПО ДЕЛУ N А32-25060/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N 15АП-623/2015
Дело N А32-25060/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: представитель Тимощенко Ю.В. по доверенности от 04.02.2015 г., паспорт; представитель Саввина З.А. по доверенности от 01.02.2015 г., паспорт;
- от ответчика: представитель Сергиенко С.В. по доверенности от 24.12.2014 г., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.11.2014 по делу N А32-25060/2014
по иску Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
о признании, обязании
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационного предприятие N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) о признании незаконным произведенного ответчиком в период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно расчета платы за водоотведение по договору с истцом от 01.03.2009 N 6637 "На отпуск питьевой воды и сточных вод"; об обязании общество произвести перерасчет в соответствии с представленным истцом расчетом за водоотведение за период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно, в сторону уменьшения на стоимость неправомерно предъявленных к оплате услуг водоотведения, в размере 2 040 284,93 рублей за излишне предъявленный к оплате объем водоотведения 150 755,47 куб. м; а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 26.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. С муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар (ИНН 2308012549, ОГРН 1022301212185) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 201 руб. 42 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что истец не является абонентом ответчика, не приобретает коммунальный ресурс по договору водоснабжения, поскольку является исполнителем коммунальных услуг, потребителями являются собственники. Заявитель полагает, что п. 11 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ на отношения между истцом и ответчиком не распространяется, не подлежал применению. Заявитель полагает выполненный ответчиком расчет объема и стоимости водоотведения неверным, за период с января по июнь 2014 объем составляет 570 850, 43 куб. м стоимостью 7 700 772, 27 руб., в связи с чем, оплата подлежит уменьшению на сумм 2 040 284, 93 руб., истец не учитывает в расчетах показания индивидуальных приборов учета потребленной воды.
Представитель истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие является управляющей компанией, в управлении которой находится 53 многоквартирных жилых дома.
01.03.2009 водоканал (поставщик) и предприятие (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с жилищными и управляющими организациями N 6637 (с протоколом разногласий).
Договор заключен в целях обеспечения потребителей-граждан, собственников жилья, объединенных в ТСЖ (ЖСК) либо заключившими договор на обслуживание с управляющими компаниями водоснабжением и водоотведением. Абонент производит оплату поставщику: за отпуск питьевой воды; прием сточных вод; прием атмосферных осадков и дренажных вод, при отсутствии ливневой канализации (статья 1 договора).
В силу пункта 3.1 договора абонент обеспечивает учет количества потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод приборами учета, установленными по адресам, указанным в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 4.1.1 договора оплата услуг производится абонентом за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством для соответствующей группы потребителей на основании данных приборов учета, а при отсутствии приборов учета в порядке, предусмотренном пунктами 3.6 - 3.9 договора. Размер платы за сточные воды при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды определяется как сумма показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и нормативов потребления.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках договора водоканал оказал предприятию услуги по подаче холодной питьевой воды и водоотведению и предъявил к оплате за период с января 2014 года по июнь 2014 года объем водоотведения в количестве 721 605,90 куб. м на сумму 9 741 057 рублей 20 копеек. При этом объем водоотведения равен объему потребления по показаниям общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
По мнению предприятия, при расчетах истца с ответчиком за водоотведение объем сточных вод должен быть рассчитан таким же способом, как и предъявляемый к оплате гражданам-потребителям, т.е. как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в жилых помещениях, и определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. С учетом этого объем водоотведения за данный период составляет 570 850,43 куб. м стоимостью 7 700 772 рубля 27 копеек.
Предприятие обращалось к водоканалу с претензией от 07.05.2014 N 01-1006 о перерасчете объема водоотведения за спорный период.
В письме о корректировке начислений от 14.05.2014 исх. N 04.01.02.3599 водоканал отказал предприятию в перерасчете объемов сточных вод от жилых домов истца.
Полагая, что объем водоотведения в количестве 150 755,47 куб. м стоимостью 2 040 284 рублей 93 копеек, необоснованно предъявлен ответчиком к оплате, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со статьей 20 Закона о водоснабжении и водоотведении коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения; сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. При отсутствии прибора учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Из материалов дела видно, что жилые дома, находящиеся в управлении предприятия, оборудованы общедомовыми приборами учета воды. Объем потребленной спорными домами воды, определенный на основании общедомовых приборов учета, сторонами не оспаривается.
Также судом установлено, что многоквартирные дома, в которых установлены общедомовые приборы учета воды, не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод.
Спорным является объем сточных вод в части превышения объема сточных вод, определенного в размере равном объему потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета, над объемом сточных вод в размере равном объему воды, потребленной по жилым и нежилым помещениям (включая холодную и горячую воду).
Поскольку жилые дома не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод, водоканал, руководствуясь пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, обоснованно производил расчет водоотведения в спорный период расчетным способом. При этом объем отведенных сточных вод водоканал принял равным объему воды, поданной предприятию из всех источников централизованного водоснабжения. Данный порядок не противоречит ни нормам Закона о водоснабжении, ни жилищному законодательству.
Такой подход соответствует сложившейся практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2014 по делу N 307-ЭС14-222).
Правовая позиция заявителя сводится к тому, что требования Закона о водоснабжении и водоотведении к отношениям сторон не применяются, а Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) определяют иной порядок расчета.
Данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, "14" февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации N 124 были утверждены Правила N 124.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, учитывающей, в частности:
- 1. Показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в помещениях);
- 2. Среднемесячное потребление коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- 3. Норматив потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (в помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 4. Расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 5. Объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
При этом, не учитываются объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, объем водоснабжения в многоквартирных домах, где установлен коллективный (общедомовой) прибор учета определяется исходя из показаний этого прибора учета, а в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета определяется исходя из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
В силу пункта 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении, к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Доводы жалобы подлежат отклонению.
В соответствии с подп. в) п. 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
Vд= + + + + + + ,
где:
- Vп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- Vсред- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- Vн- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- Vрасч- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
- Vкр- объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- V1одн- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
- V2одн- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
- Величины Vп, Vсред, Vрасч не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями;
- Между тем, заявитель в расчетах использует не показания индивидуальных приборов учета сточных вод (которые отсутствуют), а показания приборов учета потребленной воды, что по смыслу п. 21 указанных Правил недопустимо. Кроме того, не применимы иные составляющие расчета.
Фактически заявитель не оспаривает порядок определения объема сточных вод как равный потребленной воде, между тем считает, что для данного ресурса потребление воды подлежит учету по индивидуальным приборам учета.
Между тем, указанное противоречит Жилищному кодексу РФ, и подп.а) п. 21 Правил 124, согласно которым во внимание принимаются именно показания общедомового прибора учета при его наличии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предприятия о перерасчете в соответствии с представленным истцом расчетом за водоотведение за период с января 2014 г. по июнь 2014 г. включительно, в сторону уменьшения на стоимость предъявленных к оплате услуг водоотведения, в размере 2 040 284,93 рублей за излишне предъявленный к оплате объем водоотведения 150 755,47 куб. м.
Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения произведен ООО "Краснодар Водоканал" в соответствии с действующим жилищным законодательством и условиями договора от 01.03.2009.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 по делу N А32-25060/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)