Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании недействительным предписания N 740/13-П от 05.12.2013,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Утенков А.Н. - представитель по доверенности от 21.03.2013;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208 ИНН 0326002067): не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее заявитель, ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее Госжилинспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N 740/13-П от 05.12.2013 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 24 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что требования Госжилинспекции к Обществу, изложенные в оспариваемом предписании, об устранении нарушения пункта 48 Правил N 354 и проведении перерасчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с учетом площади лестниц и лестничных клеток являются обоснованными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Сибири" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, как основанных на неверном толковании и применении норм материального права.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.
Административный орган и третье лицо - Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность решения суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее и письменные объяснения заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя ОАО "МРСК Сибири" пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции N 740-р от 18.11.2013 должностными лицами административного органа в период с 04.12.2013 по 05.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ОАО "МРСК Сибири" по проверке коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева, дом 3, от 07.11.2013 N 001-002139 о нарушении законодательства при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
По результатам проверки составлен Акт N 740/13-А от 05.12.2013, согласно которому в многоквартирном жилом доме N 3, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева, дом 3, расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществляются по нормативу. Плату за коммунальные услуги (электроснабжение) по лицевым счетам жители дома оплачивают в филиал ОАО "МРСК Сибири". Начисления общедомовых нужд собственникам дома производились Обществом за июль, август, сентябрь, октябрь 2013 года по утвержденным нормативам. В расчете учтена площадь общего имущества 1266,4 кв. м, тогда как согласно техническому паспорту дома, площадь лестниц и лестничных клеток, входящих в состав общего имущества, составляет 367 кв. м. В соответствии с приказом РСТ РБ от 14.11.2013 N 5/10 при установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены только площади лестничных площадок и лестниц, следовательно, расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды должен рассчитываться исходя только из этих площадей.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа в адрес ОАО "МРСК Сибири" выдано предписание N 740/13-П от 05.12.2013.
Указанным предписанием Обществу предписано в срок до 09.01.2014 устранить нарушения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с учетом площади лестниц и лестничных клеток.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием выдачи ОАО "МРСК Сибири" оспариваемого предписания N 740/13-П от 05.12.2013 явились выводы Госжилинспекции о нарушении Обществом пункта 48 (с учетом устранения технической ошибки "пункт 44") Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды учитывается площадь общего имущества, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в связи с тем, что ОАО "МРСК Сибири" Приказом Министерства энергетики РФ от 25.04.2013 N 211 с 01.05.2013 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт", Общество вправе с 01.05.2013 производить расчет платы за потребленную электрическую энергию.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 48 Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 приложения N 2 указанных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
Pi одн = Vi одн х Т кр, где:
- Vi одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- T кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 Правил, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса, в том числе электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Vi одн.5 = N oдн х S ои х Si/S об, где:
- N oдн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, из указанных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета установлен приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.08.2012 N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия".
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 3, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребленного коммунального ресурса - электрической энергии.
При расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды указанного жилого дома ОАО "МРСК Сибири" применяет соответствующий норматив, установленный выше названным Приказом, при этом, как установил административный орган, Обществом, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, учитывается площадь общего имущества многоквартирного дома - 1266, 4 кв. м, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому - 367 кв. м.
Согласно техническому паспорту дома, площадь, занятая квартирами (жилыми помещениями) составляет 2636,1 кв. м из общей площади жилого дома 3868,8 кв. м, дом имеет помещения подвала, крыльца.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме:
- - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- - иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- - крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 7 Приказа РСТ РБ от 28.08.2012 N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" при установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены площади следующих помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: площади лестничных площадок и лестниц.
При этом из письма Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" следует, что согласно пункту 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Таким образом, значения общей площади помещений, входящих состав общего имущества в многоквартирном доме определяется на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Как указывалось выше, при определении размера платы за электрическую энергию для общедомовых нужд дому N 3 в г. Улан-Удэ по ул. Чаадаева за июль, август, сентябрь и октябрь 2013 года ОАО "МРСК Сибири" учтена площадь помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, в размере 1266,4 кв. м.
Однако, согласно представленному техническому паспорту указанного дома площадь лестниц и лестничных клеток, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, составляет 367 кв. м.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права ОАО "МРСК Сибири" при расчете размера платы за электроснабжение за июль, август, сентябрь и октябрь 2013 года, предоставленное на общедомовые нужды в рассматриваемом многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, необоснованно учтена площадь помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, в размере 1266,4 кв. м, которая не соответствует значению площади лестниц и лестничных площадок, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, то есть 367 кв. м.
В связи с чем, Госжилинспекция и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении ОАО "МРСК Сибири", в конкретном рассматриваемом случае, положения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, учтя площадь общего имущества, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому.
Следовательно, выданное заявителю предписание N 740/13-П от 05.12.2013 является законным и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "МРСК Сибири".
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельным довод апелляционной жалобы, что при расчете размера платы по электроснабжению на общедомовые нужды ОАО "МРСК Сибири" вправе было включать площади иных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку указанное противоречит действующим нормам права, регулирующего вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Иные доводы, приведенные ОАО "МРСК Сибири" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А10-351/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А10-351/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании недействительным предписания N 740/13-П от 05.12.2013,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Утенков А.Н. - представитель по доверенности от 21.03.2013;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208 ИНН 0326002067): не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее заявитель, ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее Госжилинспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N 740/13-П от 05.12.2013 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 24 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что требования Госжилинспекции к Обществу, изложенные в оспариваемом предписании, об устранении нарушения пункта 48 Правил N 354 и проведении перерасчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с учетом площади лестниц и лестничных клеток являются обоснованными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Сибири" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, как основанных на неверном толковании и применении норм материального права.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.
Административный орган и третье лицо - Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность решения суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее и письменные объяснения заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя ОАО "МРСК Сибири" пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции N 740-р от 18.11.2013 должностными лицами административного органа в период с 04.12.2013 по 05.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ОАО "МРСК Сибири" по проверке коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева, дом 3, от 07.11.2013 N 001-002139 о нарушении законодательства при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
По результатам проверки составлен Акт N 740/13-А от 05.12.2013, согласно которому в многоквартирном жилом доме N 3, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева, дом 3, расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществляются по нормативу. Плату за коммунальные услуги (электроснабжение) по лицевым счетам жители дома оплачивают в филиал ОАО "МРСК Сибири". Начисления общедомовых нужд собственникам дома производились Обществом за июль, август, сентябрь, октябрь 2013 года по утвержденным нормативам. В расчете учтена площадь общего имущества 1266,4 кв. м, тогда как согласно техническому паспорту дома, площадь лестниц и лестничных клеток, входящих в состав общего имущества, составляет 367 кв. м. В соответствии с приказом РСТ РБ от 14.11.2013 N 5/10 при установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены только площади лестничных площадок и лестниц, следовательно, расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды должен рассчитываться исходя только из этих площадей.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа в адрес ОАО "МРСК Сибири" выдано предписание N 740/13-П от 05.12.2013.
Указанным предписанием Обществу предписано в срок до 09.01.2014 устранить нарушения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с учетом площади лестниц и лестничных клеток.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием выдачи ОАО "МРСК Сибири" оспариваемого предписания N 740/13-П от 05.12.2013 явились выводы Госжилинспекции о нарушении Обществом пункта 48 (с учетом устранения технической ошибки "пункт 44") Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды учитывается площадь общего имущества, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в связи с тем, что ОАО "МРСК Сибири" Приказом Министерства энергетики РФ от 25.04.2013 N 211 с 01.05.2013 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт", Общество вправе с 01.05.2013 производить расчет платы за потребленную электрическую энергию.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 48 Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 приложения N 2 указанных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
Pi одн = Vi одн х Т кр, где:
- Vi одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- T кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 Правил, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса, в том числе электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Vi одн.5 = N oдн х S ои х Si/S об, где:
- N oдн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, из указанных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета установлен приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.08.2012 N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия".
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 3, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Чаадаева не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребленного коммунального ресурса - электрической энергии.
При расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды указанного жилого дома ОАО "МРСК Сибири" применяет соответствующий норматив, установленный выше названным Приказом, при этом, как установил административный орган, Обществом, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, учитывается площадь общего имущества многоквартирного дома - 1266, 4 кв. м, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому - 367 кв. м.
Согласно техническому паспорту дома, площадь, занятая квартирами (жилыми помещениями) составляет 2636,1 кв. м из общей площади жилого дома 3868,8 кв. м, дом имеет помещения подвала, крыльца.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме:
- - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- - иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- - крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 7 Приказа РСТ РБ от 28.08.2012 N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" при установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены площади следующих помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: площади лестничных площадок и лестниц.
При этом из письма Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" следует, что согласно пункту 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Таким образом, значения общей площади помещений, входящих состав общего имущества в многоквартирном доме определяется на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Как указывалось выше, при определении размера платы за электрическую энергию для общедомовых нужд дому N 3 в г. Улан-Удэ по ул. Чаадаева за июль, август, сентябрь и октябрь 2013 года ОАО "МРСК Сибири" учтена площадь помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, в размере 1266,4 кв. м.
Однако, согласно представленному техническому паспорту указанного дома площадь лестниц и лестничных клеток, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, составляет 367 кв. м.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права ОАО "МРСК Сибири" при расчете размера платы за электроснабжение за июль, август, сентябрь и октябрь 2013 года, предоставленное на общедомовые нужды в рассматриваемом многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, необоснованно учтена площадь помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, в размере 1266,4 кв. м, которая не соответствует значению площади лестниц и лестничных площадок, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, то есть 367 кв. м.
В связи с чем, Госжилинспекция и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении ОАО "МРСК Сибири", в конкретном рассматриваемом случае, положения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, учтя площадь общего имущества, которая не соответствует данным технического паспорта по многоквартирному дому.
Следовательно, выданное заявителю предписание N 740/13-П от 05.12.2013 является законным и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "МРСК Сибири".
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельным довод апелляционной жалобы, что при расчете размера платы по электроснабжению на общедомовые нужды ОАО "МРСК Сибири" вправе было включать площади иных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку указанное противоречит действующим нормам права, регулирующего вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Иные доводы, приведенные ОАО "МРСК Сибири" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2014 года по делу N А10-351/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)