Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-635

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N 33-635


Судья Комаренко О.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В., при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 января 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора Мотовилихинского района г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.11.2013 г., которым постановлено:
"Отказать прокурору Мотовилихинского района г. Перми в удовлетворении иска к Администрации Мотовилихинского района г. Перми о понуждении к проведению мероприятий, предусмотренных Регламентом приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 22 февраля 2008 года N 130".
Заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., прокурора Севастьяновой М.А., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя третьего лица ТСЖ и НП <...> С., согласного с доводами представления, представителя третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми по доверенности К., возражавшей против удовлетворения представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился с иском к Администрации Мотовилихинского района г. Перми об обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, предусмотренные Регламентом приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, утв. постановлением Администрации г. Перми N 130 от 22.02.2008 г., а именно направить в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия участка тепловой сети длиной 74, 8 кв. м от жилого дома по адресу: <...> до теплового пункта жилого дома по ул. <...> (далее - тепловая сеть), в муниципальную собственность.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка по обращению ТСЖ <...> о наличии бесхозяйного имущества - участка тепловой сети длиной 74,8 м от жилого дома по адресу: <...> до теплового пункта жилого дома по ул. <...>. В ходе проверки установлено, что спорный участок тепловой сети не имеет собственника, никем не обслуживается, что может привести к возникновению аварийных ситуаций. ТСЖ <...> 12.01.2012 г. обращалось в администрацию Мотовилихинского района г. Перми с заявлением о проведении необходимых мероприятий для принятия в муниципальную собственность участка тепловой сети длиной 74,8 м от жилого дома по ул. <...> в г. Перми до теплового пункта жилого дома по ул. <...>, однако администрацией района до настоящего времени каких-либо мер не принято. Бездействие администрации Мотовилихинского района г. Перми по выявлению и приему в муниципальную собственность тепловых сетей создает угрозу безопасности граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что по данным уполномоченных органов рассматриваемый участок тепловой сети не имеет собственника, на балансе у ТСЖ <...> не состоит. Со ссылкой на положения п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 6, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г., указывает, что в состав общего имущества дома могут входит только внутридомовые инженерные системы теплоснабжения, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Следовательно, спорный участок тепловой сети не принадлежит собственникам помещений в доме. Факт нахождения спорного объекта в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по ул. <...> в г. Перми, в судебном заседании также не исследован и не установлен.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционного представления (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит по следующим основаниям.
Согласно п. 3.2.5.2 Типового положения о территориальных органах администрации г. Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (далее - Типовое положение) Администрация Мотовилихинского района проводит работу по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, за исключением тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения, в пределах границ района (поселка <...>), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.2.6.9 Типового положения Администрация Мотовилихинского района г. Перми проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района (поселка <...>), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.
Регламентом предусмотрено, что Территориальный орган администрации города Перми (п. 3.2.2) в течение 3 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта составляет акт осмотра технического состояния бесхозяйного объекта, в котором указывает основные характеристики, позволяющие идентифицировать его (наименование, местоположение, ориентировочные сведения о технических характеристиках и техническом состоянии).
- При выявлении бесхозяйных объектов газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - бесхозяйные объекты инженерно-технического обеспечения) в течение 3 рабочих дней со дня выявления направляет запрос в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с бесхозяйным объектом инженерно-технического обеспечения, либо в специализированную муниципальную организацию о проведении совместного обследования бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения с составлением акта осмотра технического состояния бесхозяйного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (п. 3.2.3);
- в течение 15 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта осуществляет сбор документов, подтверждающих, что бесхозяйный объект не имеет собственника или его собственник неизвестен: документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что выявленный бесхозяйный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждающие, что права на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы; документы, подтверждающие отсутствие правообладателей выявленных бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения; документы, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подтверждающие, что права собственности на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы;
- после поступления документов, указанных в п. 3.2.3 настоящего Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган администрации города Перми (далее - функциональный орган) документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию), с представлением: схемы линейного бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения в масштабе не менее 1:1000;
- документации о правообладателях сетей, к которым бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединен (информация по каждой точке присоединения бесхозяйного объекта);
- документации об организации, получившей и(или) выполнившей технические условия на строительство бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения;
- актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения (п. 3.2.4).
Из положений указанных выше нормативных актов (Типового положения и Регламента) следует, что определение правового статуса объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества отнесено к компетенции территориального органа администрации г. Перми, в рассматриваемой ситуации - к компетенции администрации Мотовилихинского района г. Перми. В случае определения статуса объекта недвижимости в качестве бесхозяйного территориальный орган начинает процедуру приема объектов в муниципальную собственность, предусмотренную Регламентом. Таким образом, обращение администрации района в соответствующий функциональный орган администрации г. Перми (Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми) в соответствии с п. 3.2.4 Регламента осуществляется в отношении не любого объекта недвижимости, по поводу которого в администрацию поступило заявление заинтересованного лица, а лишь в отношении объекта, статус которого администрацией определен в качестве бесхозяйного.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Из материалов дела следует, что 12.01.2012 г. в администрацию Мотовилихинского района г. Перми (л.д. 8) поступило заявление от председателя ТСЖ и НП <...> с просьбой уточнить наличие собственника участка тепловой сети протяженностью 74, 8 м от наружной стены здания по ул. <...> до ЦТП ж.д. <...>, в случае отсутствия собственника - принять объект в муниципальную собственность.
20.01.2012 г. Администрация Мотовилихинского района г. Перми письмом N СЭД-07-47-51 (л.д. 10) сообщила председателю ТСЖ и НП <...>, что вышеуказанная сеть теплоснабжения является вводом тепла на ЦТП жилого дома по ул. <...>. Следовательно правообладателем инфраструктуры является ТСЖ <...>, так как он был построен вместе с ЦТП и жилым домом по ул. <...> на основании технических условий и разрешения на строительство, обслуживает исключительно жилой дом N <...> по ул. <...>. По решению собственника имущество может быть передано в муниципальную собственность в порядке, установленном решением Пермской городской Думы N 13 от 29.01.2008 г.
Из указанного следует, что обращение председателя ТСЖ и НП <...> Администрацией Мотовилихинского района г. Перми рассмотрено, тепловые сети не были квалифицированы в качестве бесхозяйного имущества, в связи с чем процедура, предусмотренная Регламентом, администрацией Мотовилихинского района не инициирована. При обращении с настоящим иском прокурором не представлено доказательств, что статус тепловых сетей можно квалифицировать в качестве бесхозяйного имущества, в том числе не представлено доказательств, опровергающих доводы администрации о том, что строительство сетей осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство дома по ул. <...> за счет средств собственников помещений в доме, в связи с чем оснований для возложения на администрацию обязанности по обращению в соответствующий функциональный орган администрации г. Перми с целью решения вопроса о целесообразности приема сетей в муниципальную собственность на дату рассмотрения спора не имелось. При этом коллегия учитывает также позицию Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, об отсутствии оснований для приема указываемых прокурором тепловых сетей в муниципальную собственность.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, коллегия считает необходимым указать, что в данном споре фактически рассматривается вопрос об отнесении тепловой сети к бесхозяйному имуществу, безусловных доказательств этому не представлено, что признается прокурором при участии в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поэтому избранный способ защиты права путем возложения обязанности на ответчика обратиться в Департамент жилищно-коммунального хозяйства в рамках одного из промежуточных этапов процедуры, предусмотренной Регламентом, не может быть определен в качестве надлежащего.
Коллегия соглашается с доводами представления о том, что вывод суда о принадлежности тепловых сетей протяженностью 74, 8 м от наружной стены здания по ул. <...> до ЦТП ж.д. <...> ТСЖ и НП <...> не основан на законе и материалах дела, поскольку застройщиком жилого дома данное юридическое лицо не являлось, создано после завершения строительства жилого дома по ул. <...> в г. Перми, денежные средства в строительство с целью приобретения права собственности не вкладывало; факт управления имуществом многоквартирного дома правообразующим для возникновения права собственности не является. Вместе с тем, ошибочность выводов суда в данной части на законность решения суда не повлияла. Прокурор не лишен возможности защиты прав неопределенного круга лиц в рассматриваемой ситуации на будущее время в случае доказанности статуса тепловых сетей в качестве бесхозяйного имущества и выбора надлежащего способа защиты.
Ссылка прокурора в устных пояснениях в суде апелляционной инстанции на имеющееся несоответствие резолютивной части решения суда редакции заявленных требований, основанием к отмене решения не является, поскольку редакция резолютивной части решения существо требований фактически не изменила.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Мотовилихинского района г. Перми - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)