Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.,
при участии:
от истца: Цикина Е.В. по доверенности от 01.10.2014 N 05/3ГДПКВ/348
от ответчика: Полтановой С.Н. по доверенности от 04.04.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19090/2014, 13АП-26961/2014) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2014 по делу N А56-20347/2014 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ООО "Управляющая компания "РЭС ТСВ"
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", энергоснабжающая организация) обратилось в суд с исковым заявлением к общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" (далее - ответчик, ООО "УК "РЭС ТСВ", абонент), в котором с учетом увеличения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цены иска просило взыскать с ответчика 61 541 971,44 руб. задолженности по оплате потребленной по договору N 7816.039.1 от 01.08.2008 тепловой энергии в период с 01.03.2011 по 28.02.2014, в том числе, 51 815 614,24 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, и 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Решением суда от 01.07.2014 принято увеличение цены иска до 61 541 971,44 руб. С ООО "УК "РЭС ТСВ" взыскано в пользу ГУП "ТЭК СПб" 51 815 614,24 руб. задолженности и 200 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционными жалобами обратились ГУП "ТЭК СПб" и ООО "УК "РЭС ТСВ".
ГУП "ТЭК СПб" в апелляционной жалобе, не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности по разнице в тарифах, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение в части отказа во взыскании субсидии на возмещение разницы в тарифах, взыскать с ответчика задолженность по субсидии на возмещение разницы в тарифах в размере 9 726 357,20 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее.
Подача тепловой энергии осуществляется истцом непосредственно ответчику, который относится категории потребителей, для которых установлены тарифы для ГУП "ТЭК СПб". Межтарифную разницу (субсидию) ответчик получает из бюджета Санкт-Петербурга и обязуется перечислить ее истцу, в связи с чем поставляемая тепловая энергия должна оплачиваться ответчиком по тарифам, установленным для ГУП "ТЭК СПб". В свою очередь, у истца не имеется правовых оснований для самостоятельного получения субсидий и применения для расчета стоимости тепловой энергии тарифов, отличных от установленных для ГУП "ТЭК СПб".
ООО "УК "РЭС ТСВ" в отзыве на апелляционную жалобу ГУП "ТЭК СПб" возражает против доводов истца, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ГУП "ТЭК СПб" отказать.
ООО "УК "РЭС ТСВ" в апелляционной жалобе, указывая, что в части задолженности по отоплению ООО "УК "РЭС ТСВ" не возражает, ссылаясь на то, что в части задолженности за ГВС судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно отклонено ходатайство о проведении инженерно-технической экспертизы, на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда от 01.07.2014 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "УК "РЭС ТСВ" указывает следующее.
В связи с тем, что в многоквартирных домах, расположенных по адреса: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 116; пр. Стачек, д. 150, 144, 140, 158, 156, 152, 146, 160, 168, 170, 148, 154, 164, 142, была произведена реконструкция системы водоснабжения, и система подачи горячей воды с открытого типа заменена на систему подачи горячей воды закрытого типа, при закрытой системе ГВС, по мнению ответчика, должен применяться другой порядок расчетов, нежели чем при открытой системе водоснабжения.
Кроме того, ООО "УК "РЭС ТСВ" считает, что ГУП "ТЭК СПб" умышленно не подает сведения в Комитет по тарифам для согласования тарифа при закрытой системе подачи горячей воды, для установления данного факта необходимо проведение инженерно-технической экспертизы.
ГУП "ТЭК СПб" в отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "РЭС ТСВ" возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда в обжалуемой ответчиком части без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
27.11.2014 в судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика возражал по мотивам, указанным в отзыве, считает жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "РЭС ТСВ", а также доводы отзыва на апелляционную жалобу истца, в котором просит жалобу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
01.08.2008 между ГУП "ТЭК СПб" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "РЭС ТСВ" (абонент) был заключен договор N 7816.039.1 теплоснабжения в горячей воде (далее - договор N 7816.039.1), в соответствии с пунктом 1.1. которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресам: проспект Стачек, дом 140, дом 142, дом 144 (субабонент), дом 146, дом 148, дом 150, дом 152, дом 154, дом 156, литер И, дом 158, дом 160, дом 164, дом 168, дом 170, Ленинский проспект, дом 116 (жилые дома), а абонент обязался своевременно оплачивать за потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Порядок расчетов установлен сторонами в разделе 5 данного договора, в том числе: расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, и осуществляются в акцептном порядке согласно платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией. Расчетным периодом для оплаты потребленной тепловой энергии является месяц (пункт 5.1.); при изменении тарифов на тепловую энергию новые тарифы доводятся до сведения абонента путем публикации их в средствах массовой информации (пункт 5.2.); с даты, установленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, тарифы становятся обязательными как для энергоснабжающей организации, так и для абонента, и дополнительному согласованию не подлежат (пункт 5.3.).
К договору N 7816.039.1 в период его действия сторонами заключались дополнительные соглашения: б/н от 01.10.2013, N 1 от 01.12.2008, N 2 от 30.03.2009, N 3 от 10.09.2009, N 4 от 01.08.2010, N 5 от 01.08.2011, N 6 от 28.02.2012, N 6.1. от 01.08.2012, 3 7 от 01.09.2013, соглашение от 01.10.2012.
ГУП "ТЭК СПб" принятые на себя по указанному договору обязательства исполнило надлежащим образом, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Из материалов дела следует, что за период с 01.03.2011 по 28.02.2014 истцом поставлена ответчику тепловая энергия в количестве 43 279,00 Гкал на общую сумму 73 843 238,80 руб., из которых истцом рассчитана стоимость поставленной тепловой энергии по тарифу для населения на сумму 56 146 889,82 руб. и по разнице в тарифах на сумму 17 696 348,98 руб.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 302-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2011 год" (далее - Распоряжение N 302-р) установлен тариф в размере 1207,34 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.12.2010 N 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год" (далее - Распоряжение N 334-р) установлен тариф в размере 1050,00 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2011 N 510-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2012 год" (далее - Распоряжение N 510-р) в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф в размере 1207, 34 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 установлен тариф в размере 1300,42 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф в размере 1339,84 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" (далее - Распоряжение N 497-р) в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф в размере 1050,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 установлен тариф в размере 1113,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф в размере 1175,00 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2012 N 576-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжением N 576-р) в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1339,84 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1541,20 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2012 N 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжение N 589-р) в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1175,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1351,25 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" (далее - Распоряжение N 502-р) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1541,20 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" (далее - Распоряжение N 527-р) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1351,25 руб./Гкал (без учета НДС).
ООО "УК "РЭС ТСВ" стоимость тепловой энергии, поставленной в период с 01.03.2011 по 28.02.2014 на общую сумму 73 843 238,80 руб., оплачена не в полном объеме. Оплата за спорный период произведена ответчиком в размере 22 202 064,15 руб., из которых по тарифу для населения оплачено тепловой энергии на сумму 11 793 048,70 руб., по разнице в тарифах на сумму 10 409 015,45 руб.
Согласно расчету ГУП "ТЭК СПб" сумма задолженности ООО "УК "РЭС ТСВ" складывается из суммы, начисленной по тарифу для населения, в размере 51815614,24 руб., в том числе 22 669 447,59 руб. за ГВС и 29 146 166,65 руб. за отопление, и суммы по разнице в тарифах в размере 9 726 357,20 руб.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные исковые требования ГУП "ТЭК СПб", удовлетворил их частично, признав обоснованным требование о взыскании 51 815 614,24 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, и отказав во взыскании 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части отказа в удовлетворении требования ГУП "ТЭК СПб" о взыскании 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в спорный период ГУП "ТЭК СПб" производило расчет платы за поставляемую ООО "УК "РЭС ТСВ" тепловую энергию с применением тарифов, установленных для ГУП "ТЭК СПб" Распоряжение N 302-р, Распоряжением N 334-р, Распоряжением N 510-р, Распоряжением N 497-р, Распоряжением N 576-р, Распоряжением N 589-р, Распоряжением N 502-р, Распоряжением N 527-р.
В связи с тем, что между тарифами на тепловую энергию, установленными для потребителей (поставщиков коммунальных ресурсов населению) и для населения имеется разница, на основании положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 на 2011, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 на 2012, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 на 2013 установлено, что разница между указанными тарифами подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Установление порядка компенсации такой выпадающей разницы произведено в соответствии с действующим законодательством и направлено на соблюдение прав и законных интересов организаций, непосредственно обеспечивающих коммунальными ресурсами население (управляющих компаний, ТСЖ, ЖК, ЖСК).
Каждым из указанных выше Постановлений утвержден Порядок предоставления в соответствующем году спорного периода субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - Порядок)
В пункте 1.2 Порядка (содержат аналогичные положения) определен перечень лиц, являющихся получателями субсидий, в числе которых названы управляющие организации, заключившие договор с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов (отнесены к категории - получатели 1).
В разделе 2 Порядка установлены цели предоставления субсидий: субсидии предоставляются получателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения следующих затрат: получателям 1, получателям 2 и получателям 3 - в целях возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию (пункт 2.1); 2.2. величина субсидий, предоставляемых получателям 1 и получателям 4, определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного данными получателями у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций, заключивших договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские (далее - абоненты ресурсоснабжающих организаций), объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (пункт 2.2).
Согласно разделу 3 Порядка условиями предоставления субсидий являются: приобретение получателями субсидий у ресурсоснабжающих организаций тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями, потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год; заключение получателями субсидий договоров, указанных в пункте 4.3 названного Порядка, с государственным унитарным предприятием ВЦКП "Жилищное хозяйство" на получение указанных средств.
При соблюдении ответчиком указанных требований он несет затраты по оплате потребленной тепловой энергии лишь в части стоимости, определенной по тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения.
В разделе 4 Порядка предусмотрен порядок предоставления субсидий.
Сведения о том, что ООО "УК "РЭС ТСВ" требования Постановлений N 50, 95, 179 выполнило, получило субсидии в полном объеме и перечислило их ресурсоснабжающей организации, в материалах дела отсутствуют.
При этом правовых оснований для самостоятельного получения субсидий и для продажи тепловой энергии по тарифам, отличным от установленных для ГУП "ТЭК СПб" Комитетом, у истца не имелось.
Данные выводы апелляционного суда соответствуют правовым подходам, изложенным в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2014 по делу N А56-38285/2012.
Таким образом, ГУП "ТЭК СПб" за спорный период расчет задолженности за поставленную тепловую энергию правомерно производило с применением тарифов, установленных для Предприятия Распоряжениями Комитета по тарифам.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования ГУП "ТЭК СПб" о взыскании с ООО "УК "РЭС ТСВ" 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах. Апелляционная жалобы истца обоснованна и подлежит удовлетворению.
В связи с указанным исковые требования ГУП "ТЭК СПб" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев апелляционную жалобу ООО "УК "РЭС ТСВ", коллегия судей не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, применительно к спорным правоотношениям руководствовался нормами пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544, пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", условиями заключенных между сторонами договора N 7816.039.1 и дополнительных соглашений.
Судом установлено, не оспорено сторонами, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет управлением многоквартирными домами по адресам, перечисленным в договоре теплоснабжения в горячей воде.
ООО "УК "РЭС ТСВ" полагает, что начисления, произведенные ГУП "ТЭК СПб" за ГВС подлежат уменьшению в связи с необходимостью применения другого порядка расчетов, исходя из того, что в ряде многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, была произведена реконструкция системы водоснабжения, и система подачи горячей воды с открытого типа заменена на систему подачи горячей воды закрытого типа.
При этом ответчиком не учтены положения статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 приложения 2 к Правилам N 307, пункта 3 приложения 2 к Правилам N 354, устанавливающие порядок определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Расчет начислений, произведенный ГУП "ТЭК СПб" за оказание услуг по горячему водоснабжению произведен в соответствии с положениями законодательства, действовавшего в спорный период, по тарифам, установленным Комитетом по тарифам для ГУП "ТЭК СПб".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Комитетом по тарифам для ГУП "ТЭК СПб" установлены специальные тарифы для закрытой системы горячего водоснабжения, отличные от тарифов для открытой системы горячего водоснабжения.
В отсутствие установленных тарифов у энергоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для определения стоимости услуг ГВС в каком-либо ином порядке, исходя из положений статьи 32 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на которую ссылается ООО "УК "РЭС ТСВ".
В связи с отсутствием правовых оснований для применения иного порядка начислений коллегия суда согласна с судом первой инстанции, который отказал в удовлетворении ходатайства ООО "УК "РЭС ТСВ" о назначении судебной инженерно-технологической экспертизы на предмет определения показателей, необходимых для расчета объема коммунального ресурса (тепловой энергии), использованного для производства коммунальной услуги (горячей воды) при закрытой системе горячего водоснабжения.
Апелляционный суд полагает, что при указанных обстоятельствах и исходя из предмета настоящего спора, необходимости в проведении подобной экспертизы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2014 по делу N А56-20347/2014 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 61 541 971 рубль 44 копейки задолженности по тепловой энергии, потребленной по договору от 01.08.2008 N 7816.039.1 за период с 01.03.2011 по 28.02.2014, в том числе 51 815 614 рублей 24 копейки задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, 9 726 357 рублей 20 копеек разницы в тарифах, 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-20347/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. по делу N А56-20347/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.,
при участии:
от истца: Цикина Е.В. по доверенности от 01.10.2014 N 05/3ГДПКВ/348
от ответчика: Полтановой С.Н. по доверенности от 04.04.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19090/2014, 13АП-26961/2014) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2014 по делу N А56-20347/2014 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ООО "Управляющая компания "РЭС ТСВ"
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", энергоснабжающая организация) обратилось в суд с исковым заявлением к общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" (далее - ответчик, ООО "УК "РЭС ТСВ", абонент), в котором с учетом увеличения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цены иска просило взыскать с ответчика 61 541 971,44 руб. задолженности по оплате потребленной по договору N 7816.039.1 от 01.08.2008 тепловой энергии в период с 01.03.2011 по 28.02.2014, в том числе, 51 815 614,24 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, и 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Решением суда от 01.07.2014 принято увеличение цены иска до 61 541 971,44 руб. С ООО "УК "РЭС ТСВ" взыскано в пользу ГУП "ТЭК СПб" 51 815 614,24 руб. задолженности и 200 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционными жалобами обратились ГУП "ТЭК СПб" и ООО "УК "РЭС ТСВ".
ГУП "ТЭК СПб" в апелляционной жалобе, не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности по разнице в тарифах, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение в части отказа во взыскании субсидии на возмещение разницы в тарифах, взыскать с ответчика задолженность по субсидии на возмещение разницы в тарифах в размере 9 726 357,20 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее.
Подача тепловой энергии осуществляется истцом непосредственно ответчику, который относится категории потребителей, для которых установлены тарифы для ГУП "ТЭК СПб". Межтарифную разницу (субсидию) ответчик получает из бюджета Санкт-Петербурга и обязуется перечислить ее истцу, в связи с чем поставляемая тепловая энергия должна оплачиваться ответчиком по тарифам, установленным для ГУП "ТЭК СПб". В свою очередь, у истца не имеется правовых оснований для самостоятельного получения субсидий и применения для расчета стоимости тепловой энергии тарифов, отличных от установленных для ГУП "ТЭК СПб".
ООО "УК "РЭС ТСВ" в отзыве на апелляционную жалобу ГУП "ТЭК СПб" возражает против доводов истца, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ГУП "ТЭК СПб" отказать.
ООО "УК "РЭС ТСВ" в апелляционной жалобе, указывая, что в части задолженности по отоплению ООО "УК "РЭС ТСВ" не возражает, ссылаясь на то, что в части задолженности за ГВС судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно отклонено ходатайство о проведении инженерно-технической экспертизы, на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда от 01.07.2014 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "УК "РЭС ТСВ" указывает следующее.
В связи с тем, что в многоквартирных домах, расположенных по адреса: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 116; пр. Стачек, д. 150, 144, 140, 158, 156, 152, 146, 160, 168, 170, 148, 154, 164, 142, была произведена реконструкция системы водоснабжения, и система подачи горячей воды с открытого типа заменена на систему подачи горячей воды закрытого типа, при закрытой системе ГВС, по мнению ответчика, должен применяться другой порядок расчетов, нежели чем при открытой системе водоснабжения.
Кроме того, ООО "УК "РЭС ТСВ" считает, что ГУП "ТЭК СПб" умышленно не подает сведения в Комитет по тарифам для согласования тарифа при закрытой системе подачи горячей воды, для установления данного факта необходимо проведение инженерно-технической экспертизы.
ГУП "ТЭК СПб" в отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "РЭС ТСВ" возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда в обжалуемой ответчиком части без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
27.11.2014 в судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика возражал по мотивам, указанным в отзыве, считает жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "РЭС ТСВ", а также доводы отзыва на апелляционную жалобу истца, в котором просит жалобу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
01.08.2008 между ГУП "ТЭК СПб" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "РЭС ТСВ" (абонент) был заключен договор N 7816.039.1 теплоснабжения в горячей воде (далее - договор N 7816.039.1), в соответствии с пунктом 1.1. которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресам: проспект Стачек, дом 140, дом 142, дом 144 (субабонент), дом 146, дом 148, дом 150, дом 152, дом 154, дом 156, литер И, дом 158, дом 160, дом 164, дом 168, дом 170, Ленинский проспект, дом 116 (жилые дома), а абонент обязался своевременно оплачивать за потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Порядок расчетов установлен сторонами в разделе 5 данного договора, в том числе: расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, и осуществляются в акцептном порядке согласно платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией. Расчетным периодом для оплаты потребленной тепловой энергии является месяц (пункт 5.1.); при изменении тарифов на тепловую энергию новые тарифы доводятся до сведения абонента путем публикации их в средствах массовой информации (пункт 5.2.); с даты, установленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, тарифы становятся обязательными как для энергоснабжающей организации, так и для абонента, и дополнительному согласованию не подлежат (пункт 5.3.).
К договору N 7816.039.1 в период его действия сторонами заключались дополнительные соглашения: б/н от 01.10.2013, N 1 от 01.12.2008, N 2 от 30.03.2009, N 3 от 10.09.2009, N 4 от 01.08.2010, N 5 от 01.08.2011, N 6 от 28.02.2012, N 6.1. от 01.08.2012, 3 7 от 01.09.2013, соглашение от 01.10.2012.
ГУП "ТЭК СПб" принятые на себя по указанному договору обязательства исполнило надлежащим образом, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Из материалов дела следует, что за период с 01.03.2011 по 28.02.2014 истцом поставлена ответчику тепловая энергия в количестве 43 279,00 Гкал на общую сумму 73 843 238,80 руб., из которых истцом рассчитана стоимость поставленной тепловой энергии по тарифу для населения на сумму 56 146 889,82 руб. и по разнице в тарифах на сумму 17 696 348,98 руб.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 302-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2011 год" (далее - Распоряжение N 302-р) установлен тариф в размере 1207,34 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.12.2010 N 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год" (далее - Распоряжение N 334-р) установлен тариф в размере 1050,00 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2011 N 510-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2012 год" (далее - Распоряжение N 510-р) в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф в размере 1207, 34 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 установлен тариф в размере 1300,42 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф в размере 1339,84 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" (далее - Распоряжение N 497-р) в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф в размере 1050,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 установлен тариф в размере 1113,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф в размере 1175,00 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2012 N 576-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжением N 576-р) в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1339,84 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1541,20 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2012 N 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжение N 589-р) в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1175,00 руб./Гкал (без учета НДС); в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1351,25 руб./Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" (далее - Распоряжение N 502-р) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1541,20 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" (далее - Распоряжение N 527-р) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1351,25 руб./Гкал (без учета НДС).
ООО "УК "РЭС ТСВ" стоимость тепловой энергии, поставленной в период с 01.03.2011 по 28.02.2014 на общую сумму 73 843 238,80 руб., оплачена не в полном объеме. Оплата за спорный период произведена ответчиком в размере 22 202 064,15 руб., из которых по тарифу для населения оплачено тепловой энергии на сумму 11 793 048,70 руб., по разнице в тарифах на сумму 10 409 015,45 руб.
Согласно расчету ГУП "ТЭК СПб" сумма задолженности ООО "УК "РЭС ТСВ" складывается из суммы, начисленной по тарифу для населения, в размере 51815614,24 руб., в том числе 22 669 447,59 руб. за ГВС и 29 146 166,65 руб. за отопление, и суммы по разнице в тарифах в размере 9 726 357,20 руб.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные исковые требования ГУП "ТЭК СПб", удовлетворил их частично, признав обоснованным требование о взыскании 51 815 614,24 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, и отказав во взыскании 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части отказа в удовлетворении требования ГУП "ТЭК СПб" о взыскании 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в спорный период ГУП "ТЭК СПб" производило расчет платы за поставляемую ООО "УК "РЭС ТСВ" тепловую энергию с применением тарифов, установленных для ГУП "ТЭК СПб" Распоряжение N 302-р, Распоряжением N 334-р, Распоряжением N 510-р, Распоряжением N 497-р, Распоряжением N 576-р, Распоряжением N 589-р, Распоряжением N 502-р, Распоряжением N 527-р.
В связи с тем, что между тарифами на тепловую энергию, установленными для потребителей (поставщиков коммунальных ресурсов населению) и для населения имеется разница, на основании положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 на 2011, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 на 2012, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 на 2013 установлено, что разница между указанными тарифами подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Установление порядка компенсации такой выпадающей разницы произведено в соответствии с действующим законодательством и направлено на соблюдение прав и законных интересов организаций, непосредственно обеспечивающих коммунальными ресурсами население (управляющих компаний, ТСЖ, ЖК, ЖСК).
Каждым из указанных выше Постановлений утвержден Порядок предоставления в соответствующем году спорного периода субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - Порядок)
В пункте 1.2 Порядка (содержат аналогичные положения) определен перечень лиц, являющихся получателями субсидий, в числе которых названы управляющие организации, заключившие договор с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов (отнесены к категории - получатели 1).
В разделе 2 Порядка установлены цели предоставления субсидий: субсидии предоставляются получателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения следующих затрат: получателям 1, получателям 2 и получателям 3 - в целях возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию (пункт 2.1); 2.2. величина субсидий, предоставляемых получателям 1 и получателям 4, определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного данными получателями у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций, заключивших договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские (далее - абоненты ресурсоснабжающих организаций), объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (пункт 2.2).
Согласно разделу 3 Порядка условиями предоставления субсидий являются: приобретение получателями субсидий у ресурсоснабжающих организаций тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями, потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год; заключение получателями субсидий договоров, указанных в пункте 4.3 названного Порядка, с государственным унитарным предприятием ВЦКП "Жилищное хозяйство" на получение указанных средств.
При соблюдении ответчиком указанных требований он несет затраты по оплате потребленной тепловой энергии лишь в части стоимости, определенной по тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения.
В разделе 4 Порядка предусмотрен порядок предоставления субсидий.
Сведения о том, что ООО "УК "РЭС ТСВ" требования Постановлений N 50, 95, 179 выполнило, получило субсидии в полном объеме и перечислило их ресурсоснабжающей организации, в материалах дела отсутствуют.
При этом правовых оснований для самостоятельного получения субсидий и для продажи тепловой энергии по тарифам, отличным от установленных для ГУП "ТЭК СПб" Комитетом, у истца не имелось.
Данные выводы апелляционного суда соответствуют правовым подходам, изложенным в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2014 по делу N А56-38285/2012.
Таким образом, ГУП "ТЭК СПб" за спорный период расчет задолженности за поставленную тепловую энергию правомерно производило с применением тарифов, установленных для Предприятия Распоряжениями Комитета по тарифам.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования ГУП "ТЭК СПб" о взыскании с ООО "УК "РЭС ТСВ" 9 726 357,20 руб. по разнице в тарифах. Апелляционная жалобы истца обоснованна и подлежит удовлетворению.
В связи с указанным исковые требования ГУП "ТЭК СПб" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев апелляционную жалобу ООО "УК "РЭС ТСВ", коллегия судей не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, применительно к спорным правоотношениям руководствовался нормами пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544, пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", условиями заключенных между сторонами договора N 7816.039.1 и дополнительных соглашений.
Судом установлено, не оспорено сторонами, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет управлением многоквартирными домами по адресам, перечисленным в договоре теплоснабжения в горячей воде.
ООО "УК "РЭС ТСВ" полагает, что начисления, произведенные ГУП "ТЭК СПб" за ГВС подлежат уменьшению в связи с необходимостью применения другого порядка расчетов, исходя из того, что в ряде многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, была произведена реконструкция системы водоснабжения, и система подачи горячей воды с открытого типа заменена на систему подачи горячей воды закрытого типа.
При этом ответчиком не учтены положения статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 приложения 2 к Правилам N 307, пункта 3 приложения 2 к Правилам N 354, устанавливающие порядок определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Расчет начислений, произведенный ГУП "ТЭК СПб" за оказание услуг по горячему водоснабжению произведен в соответствии с положениями законодательства, действовавшего в спорный период, по тарифам, установленным Комитетом по тарифам для ГУП "ТЭК СПб".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Комитетом по тарифам для ГУП "ТЭК СПб" установлены специальные тарифы для закрытой системы горячего водоснабжения, отличные от тарифов для открытой системы горячего водоснабжения.
В отсутствие установленных тарифов у энергоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для определения стоимости услуг ГВС в каком-либо ином порядке, исходя из положений статьи 32 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на которую ссылается ООО "УК "РЭС ТСВ".
В связи с отсутствием правовых оснований для применения иного порядка начислений коллегия суда согласна с судом первой инстанции, который отказал в удовлетворении ходатайства ООО "УК "РЭС ТСВ" о назначении судебной инженерно-технологической экспертизы на предмет определения показателей, необходимых для расчета объема коммунального ресурса (тепловой энергии), использованного для производства коммунальной услуги (горячей воды) при закрытой системе горячего водоснабжения.
Апелляционный суд полагает, что при указанных обстоятельствах и исходя из предмета настоящего спора, необходимости в проведении подобной экспертизы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2014 по делу N А56-20347/2014 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 61 541 971 рубль 44 копейки задолженности по тепловой энергии, потребленной по договору от 01.08.2008 N 7816.039.1 за период с 01.03.2011 по 28.02.2014, в том числе 51 815 614 рублей 24 копейки задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, 9 726 357 рублей 20 копеек разницы в тарифах, 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭС ТСВ" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)