Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ООО "АтомТеплоЭлектросеть" не явился, извещен
от ответчика
ООО "УК "Городской Сервис-Центр" не явился, извещен
от третьего лица
Управление жилищных отношений администрации ГО г. Воронеж не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК Городской Сервис-Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А14-8489/2013,
установил:
ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" (далее - ООО "АТЭС") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованиями к ООО "Управляющая компания "Городской Сервис-Центр" (далее - ООО "УК ГСЦ") о взыскании 1 815 052 руб. 63 коп. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию по договору N 37 от 15.02.2012 за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 и 155 926 руб. 76 коп. банковского процента за пользование чужими денежными средствами в период с 28.04.2013 г. по 28.10.2013 г. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "УК Городской Сервис-Центр" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
ООО "УК ГСЦ" в кассационной жалобе указывает на то, что показания общедомовых приборов учета не должны приниматься во внимание, поскольку абонентом подписаны не все акты допуска приборов учета в эксплуатацию.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом необоснованно не приняты во внимание произведенные ответчиком истцу с октября по декабрь 2013 года платежи на общую сумму 1 384 867 руб. 13 коп.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 сторонами заключен договор на отпуск тепловой энергии N 37, в соответствии с которым истец (энергоснабжающая организация) через присоединенную сеть обеспечивает абонента (ответчика) тепловой энергией, а абонент в свою очередь принимает и своевременно оплачивает потребляемую тепловую энергию.
Срок действия договора определен с 01.02.2012 г. по 31.12.2012, условиями договора предусмотрено продление его действия при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от договора.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что учет и контроль отпускаемой (поставляемой) энергии и теплоносителя осуществляется приборами учета. При временном отсутствии узлов учета (допускается только с разрешения "энергоснабжающей организации") при расчетах с абонентом принимаются положения п. 5.8 договора.
Как указывал истец, в апреле 2013 г. ответчику поставлено тепловой энергии в количестве 1400,614 Гкал на сумму 2 165 945,07 руб.; в мае 2013 г. в количестве 210,502 Гкал на сумму 325 525,68 руб.; в июне 2013 в количестве 250,217 Гкал на сумму 386 941,89 руб.
Ответчик произвел частичную оплату, его задолженность перед истцом составила 1 815 052 руб. 63 коп.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АтомТеплоЭлектросеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.09.2012 г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу вышеуказанных Правил.
Постановлением Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 (п. "б") органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Министерство регионального развития РФ письмом от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила, которые вступают в силу с 01.09.2012
Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Также Правилами предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того чтобы новые Правила могли применяться, с 1 июля 2012 г. изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 1 июля 2012 г., на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 1 июля 2012 г. устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 г. принято Постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с названным Постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
- 1. применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
- 2. принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
- 3. принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15 сентября 2012 г.
В случае если до 15 сентября 2012 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением правительства Воронежской области N 813 от 14.09.2012 установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Установленный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги определяется исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Таким образом, при отсутствии общедомового прибора учета количество тепловой энергии следует определять исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям действующего законодательства и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 09.06.2009 г. N 525/09.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Как обоснованно указано судом, в материалах дела имеются акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, согласно которым приборы учета в спорных домах были допущены к эксплуатации (т. 1 л.д. 100 - 106), три из которых подписаны представителем управляющей компании.
Остальные четыре акта допуска были составлены с участием застройщика - ОАО "ДСК".
Как свидетельствует акт о приеме-передаче на техническое обслуживание от 10.10.2012 г., жилой дом по ул. Междуреченская, 1и, был передан от застройщика - ОАО "ДСК" управляющей организации - ООО "УК "ГСЦ" с перечнем инженерного оборудования, в котором указан, в том числе, тепловой узел (т. 1 л.д. 107).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
В процессе рассмотрения спора ответчик не представил доказательств того, что установленные в спорных домах приборы учета непригодны для определения объема потребленной тепловой энергии.
Как следует из п. п. 3.2.4, 3.2.6 договора N 37 обязательство вести учет тепловой энергии и сообщать истцу о неисправностях приборов учета принял на себя ответчик.
В п. 5.2 договора (с учетом протоколов разногласий) стороны пришли к соглашению о том, что ответчик производит обработку показаний приборов учета и представляет все данные истцу.
Однако, как свидетельствуют материалы дела, ответчик указанные обязательства должным образом не исполнял, в результате чего акты снятия показаний приборов учета, от подписания которых управляющая компания отказалась, были оформлены теплоснабжающей организацией.
Как правильно установлено арбитражным судом, за весь спорный период - апрель - июнь 2013 года ответчиком без разногласий были подписаны акты приема-передачи тепловой энергии (т. 1 л.д. 34 - 36), составленные на основании показаний приборов учета. Сведения данных актов ответчиком не оспорены.
Доводы ответчика об отсутствии задолженности в связи с тем, что истец необоснованно не отнес в счет оплаты тепловой энергии за спорный период денежные средства в размере 1 384 867 руб. 13 коп., несостоятельны, поскольку указанные платежи, а также передача векселей, произведены должником после обращения с иском.
В результате рассмотрения разногласий сторон в отношении перечисленной управляющей компанией в счет оплаты тепловой энергии суммы арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом назначения платежа, указанного должником в платежных документах - за тепловую энергию и горячую воду, кредитор правомерно зачел платежи в оплату соответствующего вида ресурса.
Акты сверки расчетов в порядке исполнения положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" сторонами за соответствующие, а также предшествующие расчетные периоды не составлялись.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что предъявленные истцом требования подтверждены представленными письменными доказательствами, вследствие чего подлежат удовлетворению.
На основании положений ст. 395 ГК РФ арбитражным судом с ответчика обоснованно также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А14-8489/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2014 ПО ДЕЛУ N А14-8489/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. по делу N А14-8489/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ООО "АтомТеплоЭлектросеть" не явился, извещен
от ответчика
ООО "УК "Городской Сервис-Центр" не явился, извещен
от третьего лица
Управление жилищных отношений администрации ГО г. Воронеж не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК Городской Сервис-Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А14-8489/2013,
установил:
ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" (далее - ООО "АТЭС") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованиями к ООО "Управляющая компания "Городской Сервис-Центр" (далее - ООО "УК ГСЦ") о взыскании 1 815 052 руб. 63 коп. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию по договору N 37 от 15.02.2012 за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 и 155 926 руб. 76 коп. банковского процента за пользование чужими денежными средствами в период с 28.04.2013 г. по 28.10.2013 г. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "УК Городской Сервис-Центр" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
ООО "УК ГСЦ" в кассационной жалобе указывает на то, что показания общедомовых приборов учета не должны приниматься во внимание, поскольку абонентом подписаны не все акты допуска приборов учета в эксплуатацию.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом необоснованно не приняты во внимание произведенные ответчиком истцу с октября по декабрь 2013 года платежи на общую сумму 1 384 867 руб. 13 коп.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 сторонами заключен договор на отпуск тепловой энергии N 37, в соответствии с которым истец (энергоснабжающая организация) через присоединенную сеть обеспечивает абонента (ответчика) тепловой энергией, а абонент в свою очередь принимает и своевременно оплачивает потребляемую тепловую энергию.
Срок действия договора определен с 01.02.2012 г. по 31.12.2012, условиями договора предусмотрено продление его действия при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от договора.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что учет и контроль отпускаемой (поставляемой) энергии и теплоносителя осуществляется приборами учета. При временном отсутствии узлов учета (допускается только с разрешения "энергоснабжающей организации") при расчетах с абонентом принимаются положения п. 5.8 договора.
Как указывал истец, в апреле 2013 г. ответчику поставлено тепловой энергии в количестве 1400,614 Гкал на сумму 2 165 945,07 руб.; в мае 2013 г. в количестве 210,502 Гкал на сумму 325 525,68 руб.; в июне 2013 в количестве 250,217 Гкал на сумму 386 941,89 руб.
Ответчик произвел частичную оплату, его задолженность перед истцом составила 1 815 052 руб. 63 коп.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АтомТеплоЭлектросеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.09.2012 г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу вышеуказанных Правил.
Постановлением Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 (п. "б") органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Министерство регионального развития РФ письмом от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила, которые вступают в силу с 01.09.2012
Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Также Правилами предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того чтобы новые Правила могли применяться, с 1 июля 2012 г. изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 1 июля 2012 г., на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 1 июля 2012 г. устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 г. принято Постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с названным Постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
- 1. применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
- 2. принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
- 3. принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15 сентября 2012 г.
В случае если до 15 сентября 2012 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением правительства Воронежской области N 813 от 14.09.2012 установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Установленный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги определяется исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Таким образом, при отсутствии общедомового прибора учета количество тепловой энергии следует определять исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям действующего законодательства и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 09.06.2009 г. N 525/09.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Как обоснованно указано судом, в материалах дела имеются акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, согласно которым приборы учета в спорных домах были допущены к эксплуатации (т. 1 л.д. 100 - 106), три из которых подписаны представителем управляющей компании.
Остальные четыре акта допуска были составлены с участием застройщика - ОАО "ДСК".
Как свидетельствует акт о приеме-передаче на техническое обслуживание от 10.10.2012 г., жилой дом по ул. Междуреченская, 1и, был передан от застройщика - ОАО "ДСК" управляющей организации - ООО "УК "ГСЦ" с перечнем инженерного оборудования, в котором указан, в том числе, тепловой узел (т. 1 л.д. 107).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
В процессе рассмотрения спора ответчик не представил доказательств того, что установленные в спорных домах приборы учета непригодны для определения объема потребленной тепловой энергии.
Как следует из п. п. 3.2.4, 3.2.6 договора N 37 обязательство вести учет тепловой энергии и сообщать истцу о неисправностях приборов учета принял на себя ответчик.
В п. 5.2 договора (с учетом протоколов разногласий) стороны пришли к соглашению о том, что ответчик производит обработку показаний приборов учета и представляет все данные истцу.
Однако, как свидетельствуют материалы дела, ответчик указанные обязательства должным образом не исполнял, в результате чего акты снятия показаний приборов учета, от подписания которых управляющая компания отказалась, были оформлены теплоснабжающей организацией.
Как правильно установлено арбитражным судом, за весь спорный период - апрель - июнь 2013 года ответчиком без разногласий были подписаны акты приема-передачи тепловой энергии (т. 1 л.д. 34 - 36), составленные на основании показаний приборов учета. Сведения данных актов ответчиком не оспорены.
Доводы ответчика об отсутствии задолженности в связи с тем, что истец необоснованно не отнес в счет оплаты тепловой энергии за спорный период денежные средства в размере 1 384 867 руб. 13 коп., несостоятельны, поскольку указанные платежи, а также передача векселей, произведены должником после обращения с иском.
В результате рассмотрения разногласий сторон в отношении перечисленной управляющей компанией в счет оплаты тепловой энергии суммы арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом назначения платежа, указанного должником в платежных документах - за тепловую энергию и горячую воду, кредитор правомерно зачел платежи в оплату соответствующего вида ресурса.
Акты сверки расчетов в порядке исполнения положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" сторонами за соответствующие, а также предшествующие расчетные периоды не составлялись.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что предъявленные истцом требования подтверждены представленными письменными доказательствами, вследствие чего подлежат удовлетворению.
На основании положений ст. 395 ГК РФ арбитражным судом с ответчика обоснованно также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А14-8489/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)