Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гульчук М.М.,
при участии:
от заявителя: Вымятнина В.Ю., доверенность от 26.09.2014 года,
от заинтересованного лица: Черновой Т.А., доверенность N 43 от 18.12.2014 года,
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное"
на решение Арбитражного суда Томской области от 04 июля 2014 года по делу N А67-830/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное" (ИНН 7017120796, ОГРН 1057002496297, 634050, г. Томск, ул. Татарская, 37/1) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944, 634069, г. Томск, пр. Кирова, 41)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центр сервисного обслуживания" (ОГРН 1077017007110, ИНН 7017173692, 634024, г. Томск, ул. Профсоюзная, 28/1, оф. 8,
об отмене постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное" (далее - ООО "УК Источное", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр сервисного обслуживания" (далее - ООО "Центр сервисного обслуживания", ООО "ЦСМ").
Решением Арбитражного суда Томской области от 04 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств. Кроме того, указывает на отсутствие вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Департамент и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апеллянта, считая решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Источное" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жильца квартиры N 48, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 10 по вопросу несоблюдения обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в указанном доме Департаментом проведена проверка в отношении ООО "УК "Источное".
Исходя из распоряжения от 15.10.2013 N 3238, проверка проведена с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных услуг.
19.12.2013 государственным жилищным инспектором Томской области по данному факту в отношении ООО "УК "Источное" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
17.01.2013 заместителем Департамента вынесено постановление о назначении административного наказания N 9, которым ООО "УК "Источное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Признание незаконным и отмена постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях ООО "УК "Источное" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с Принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В части 7 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ указано, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утвержден Постановлением Администрации Томской области от 22.12.2010 N 262а.
Из пункта 4 этого Перечня мероприятий по энергосбережению следует, что в эксплуатацию многоквартирного дома входит также установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в целях учета тепловой энергии с периодически осмотром, поверкой и ремонтом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 5 часть 1 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. "ж" пункт 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с подп. "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу перечисленных положений в рамках эксплуатации многоквартирного дома должны быть установлены коллективные приборы учета тепловой энергии, которые должны находиться в рабочем состоянии, подлежать периодическому осмотру, поверке и ремонту. При этом за несоблюдение данных требований несут ответственность управляющие организации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 10 по ул. Елизаровых, в г. Томске находится в управлении и на обслуживании ООО "УК "Источное" на основании договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.04.2011.
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель (ООО "УК "Источное") обязуется по заданию собственников помещений в многоквартирном доме оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно приложения N 2 к договору.
Таким образом, ООО "УК "Источное" на основании данного договора приняло на себя обязанность по управлению указанным многоквартирным домом и в силу приведенных норм является лицом, принявшим на себя функцию по обслуживанию и содержанию многоквартирного дома, соответственно, на него возложена обязанность обеспечить контроль за надлежащим состоянием жилищного фонда, находящегося на его балансе и соблюдать требования действующего законодательства в части обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно оспариваемому постановлению об административном правонарушении, заявителю вменяется нарушение, выразившееся в несвоевременности принятия мер по обеспечению работоспособности приборов узла учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 10, что относится к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности представитель заявителя указал, что в спорном периоде имущество не относилось общедомовому имуществу, приборы учета принадлежали на праве собственности Муниципальному образованию "Город Томск" и находились в аренде у ООО "Центр сервисного обслуживания".
Данный факт не оспаривался сторонами, подтвержден договором аренды муниципального движимого имущества г. Томска от 24.01.2008 N 165-45.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, между ООО "Центр сервисного обслуживания" (исполнитель) и ООО "УК "Источное" 18.01.2010 заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и передаче данных с узлов учета тепловой энергии", предметом которого является оказание ООО "ЦСМ" ООО "УК "Источное" услуг по техническому обслуживанию и передаче данных с узлов учета тепловой энергии.
Исходя из пункта 2.1 договора, заказчик обязан: обеспечить Условия эксплуатации узлов учета, предусмотренные настоящим договором; обеспечить сохранность узлов учета и целостность пломб; обеспечить бесперебойное электроснабжение узлов учета, а при возникновении неисправности в электроснабжении, незамедлительно ставить в известность об этом Исполнителя и самостоятельно устранить неисправность.
По предварительной заявке (может быть подана посредством почтовой, факсимильной связи, телефонограммы) Исполнителя:
- - обеспечить свободный доступ представителей Исполнителя к приборам и оборудованию узлов учета;
- - осуществить отключение отопления и дренаж теплоносителя в части отопительной системы, непосредственно связанной с узлом учета;,
- - подготовить узел учета к демонтажу, монтажу приборов;
- - обеспечить присутствие своего представителя при проведении работ на узлах учета;
- - запустить систему отопления по окончании работ;
- - при необходимости обеспечить точку подключения сварочного оборудования (подпункта 2.1.4 договора).
Согласно пункту 3 договора заказчик обязуется уплачивать исполнителю вознаграждение исходя из тарифа 0,53 коп. за квадратный метр площади.
Таким образом, из заключенного договора следует, что заказчик (ООО "УК "Источное") со своей стороны в рамках договора обязан обеспечить условия эксплуатации узлов учета, а также по предварительной заявке Исполнителя обеспечить свободный доступ представителей Исполнителя к приборам и оборудованию узлов учета, согласовывать с Исполнителем любые работы, проведение которых может нарушить условия эксплуатации.
Из представленных в материалы дела актов следует, что 11.02.2013 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию и опломбирован. Исходя из акта от 01.03.2013, узел учета может служить для коммерческого расчета тепловой энергии.
11.03.2013 установлена неисправность теплосчетчика, в связи с чем, в акте от 11.03.2013 указано, что узел учета не может служить для коммерческого расчета тепловой энергии по пункту 32 Постановления от 23.05.2006 N 307.
02.10.2013 ООО "ЦСО" произведен демонтаж узла, что подтверждается актом приема приборов.
Таким образом, в период с 11.03.2013 по 01.10.2013 узел учета тепловой энергии находился в нерабочем состоянии в связи с чем, показания прибора учета тепловой энергии в указанный период времени не могли служить в качестве расчетных и подлежащих коммерческому учету.
При этом, заявителем не представлено доказательств осуществления действий, направленных на ремонт прибора учета в указанный период.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что доказательств невозможности обеспечения доступа в подвал работников ООО "ЦСО" ООО "УК "Источное" в материалы дела не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, направление письма от 24.01.2013 N 97 о необходимости модернизации узла учета тепловой энергии не свидетельствует о выполнении ООО "УК "Источное" своих обязанностей в рамках заключенных договоров.
ООО "УК Источное" также не было лишена возможности инициировать проведение общего собрания жильцов в целях решения вопроса по замене узлов учета тепловой энергии.
Совершение заявителем указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актами проверки приборов узла учета, договорами, протоколом об административном правонарушении от 19.12.2013 N 257/1, постановлением от 17.01.2014 N 9.
Следовательно, факт нарушения Обществом требований Федерального закона N 261-ФЗ, пункта 4 Перечня мероприятий по энергосбережению при осуществлении технической эксплуатации жилищного фонда подтвержден материалами дела об административном правонарушении, Обществом соответствующими доказательствами не опровергнут.
В связи с указанным, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УК "Источное" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Заявитель жалобы также ссылается на отсутствие вины во вменяемом ему административном правонарушении.
С таким выводом также нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения ООО "УК "Источное" требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина ООО "УК "Источное" в его совершении доказаны.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено.
Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 мая 2014 года по делу N А27-6419/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 ПО ДЕЛУ N А67-830/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. по делу N А67-830/2014
резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гульчук М.М.,
при участии:
от заявителя: Вымятнина В.Ю., доверенность от 26.09.2014 года,
от заинтересованного лица: Черновой Т.А., доверенность N 43 от 18.12.2014 года,
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное"
на решение Арбитражного суда Томской области от 04 июля 2014 года по делу N А67-830/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное" (ИНН 7017120796, ОГРН 1057002496297, 634050, г. Томск, ул. Татарская, 37/1) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944, 634069, г. Томск, пр. Кирова, 41)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центр сервисного обслуживания" (ОГРН 1077017007110, ИНН 7017173692, 634024, г. Томск, ул. Профсоюзная, 28/1, оф. 8,
об отмене постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Источное" (далее - ООО "УК Источное", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр сервисного обслуживания" (далее - ООО "Центр сервисного обслуживания", ООО "ЦСМ").
Решением Арбитражного суда Томской области от 04 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств. Кроме того, указывает на отсутствие вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Департамент и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апеллянта, считая решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Источное" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жильца квартиры N 48, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 10 по вопросу несоблюдения обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в указанном доме Департаментом проведена проверка в отношении ООО "УК "Источное".
Исходя из распоряжения от 15.10.2013 N 3238, проверка проведена с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных услуг.
19.12.2013 государственным жилищным инспектором Томской области по данному факту в отношении ООО "УК "Источное" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
17.01.2013 заместителем Департамента вынесено постановление о назначении административного наказания N 9, которым ООО "УК "Источное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Признание незаконным и отмена постановления от 17.01.2014 N 9 о назначении административного наказания является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях ООО "УК "Источное" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с Принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В части 7 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ указано, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утвержден Постановлением Администрации Томской области от 22.12.2010 N 262а.
Из пункта 4 этого Перечня мероприятий по энергосбережению следует, что в эксплуатацию многоквартирного дома входит также установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в целях учета тепловой энергии с периодически осмотром, поверкой и ремонтом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 5 часть 1 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. "ж" пункт 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с подп. "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу перечисленных положений в рамках эксплуатации многоквартирного дома должны быть установлены коллективные приборы учета тепловой энергии, которые должны находиться в рабочем состоянии, подлежать периодическому осмотру, поверке и ремонту. При этом за несоблюдение данных требований несут ответственность управляющие организации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 10 по ул. Елизаровых, в г. Томске находится в управлении и на обслуживании ООО "УК "Источное" на основании договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.04.2011.
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель (ООО "УК "Источное") обязуется по заданию собственников помещений в многоквартирном доме оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно приложения N 2 к договору.
Таким образом, ООО "УК "Источное" на основании данного договора приняло на себя обязанность по управлению указанным многоквартирным домом и в силу приведенных норм является лицом, принявшим на себя функцию по обслуживанию и содержанию многоквартирного дома, соответственно, на него возложена обязанность обеспечить контроль за надлежащим состоянием жилищного фонда, находящегося на его балансе и соблюдать требования действующего законодательства в части обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно оспариваемому постановлению об административном правонарушении, заявителю вменяется нарушение, выразившееся в несвоевременности принятия мер по обеспечению работоспособности приборов узла учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 10, что относится к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности представитель заявителя указал, что в спорном периоде имущество не относилось общедомовому имуществу, приборы учета принадлежали на праве собственности Муниципальному образованию "Город Томск" и находились в аренде у ООО "Центр сервисного обслуживания".
Данный факт не оспаривался сторонами, подтвержден договором аренды муниципального движимого имущества г. Томска от 24.01.2008 N 165-45.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, между ООО "Центр сервисного обслуживания" (исполнитель) и ООО "УК "Источное" 18.01.2010 заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и передаче данных с узлов учета тепловой энергии", предметом которого является оказание ООО "ЦСМ" ООО "УК "Источное" услуг по техническому обслуживанию и передаче данных с узлов учета тепловой энергии.
Исходя из пункта 2.1 договора, заказчик обязан: обеспечить Условия эксплуатации узлов учета, предусмотренные настоящим договором; обеспечить сохранность узлов учета и целостность пломб; обеспечить бесперебойное электроснабжение узлов учета, а при возникновении неисправности в электроснабжении, незамедлительно ставить в известность об этом Исполнителя и самостоятельно устранить неисправность.
По предварительной заявке (может быть подана посредством почтовой, факсимильной связи, телефонограммы) Исполнителя:
- - обеспечить свободный доступ представителей Исполнителя к приборам и оборудованию узлов учета;
- - осуществить отключение отопления и дренаж теплоносителя в части отопительной системы, непосредственно связанной с узлом учета;,
- - подготовить узел учета к демонтажу, монтажу приборов;
- - обеспечить присутствие своего представителя при проведении работ на узлах учета;
- - запустить систему отопления по окончании работ;
- - при необходимости обеспечить точку подключения сварочного оборудования (подпункта 2.1.4 договора).
Согласно пункту 3 договора заказчик обязуется уплачивать исполнителю вознаграждение исходя из тарифа 0,53 коп. за квадратный метр площади.
Таким образом, из заключенного договора следует, что заказчик (ООО "УК "Источное") со своей стороны в рамках договора обязан обеспечить условия эксплуатации узлов учета, а также по предварительной заявке Исполнителя обеспечить свободный доступ представителей Исполнителя к приборам и оборудованию узлов учета, согласовывать с Исполнителем любые работы, проведение которых может нарушить условия эксплуатации.
Из представленных в материалы дела актов следует, что 11.02.2013 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию и опломбирован. Исходя из акта от 01.03.2013, узел учета может служить для коммерческого расчета тепловой энергии.
11.03.2013 установлена неисправность теплосчетчика, в связи с чем, в акте от 11.03.2013 указано, что узел учета не может служить для коммерческого расчета тепловой энергии по пункту 32 Постановления от 23.05.2006 N 307.
02.10.2013 ООО "ЦСО" произведен демонтаж узла, что подтверждается актом приема приборов.
Таким образом, в период с 11.03.2013 по 01.10.2013 узел учета тепловой энергии находился в нерабочем состоянии в связи с чем, показания прибора учета тепловой энергии в указанный период времени не могли служить в качестве расчетных и подлежащих коммерческому учету.
При этом, заявителем не представлено доказательств осуществления действий, направленных на ремонт прибора учета в указанный период.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что доказательств невозможности обеспечения доступа в подвал работников ООО "ЦСО" ООО "УК "Источное" в материалы дела не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, направление письма от 24.01.2013 N 97 о необходимости модернизации узла учета тепловой энергии не свидетельствует о выполнении ООО "УК "Источное" своих обязанностей в рамках заключенных договоров.
ООО "УК Источное" также не было лишена возможности инициировать проведение общего собрания жильцов в целях решения вопроса по замене узлов учета тепловой энергии.
Совершение заявителем указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актами проверки приборов узла учета, договорами, протоколом об административном правонарушении от 19.12.2013 N 257/1, постановлением от 17.01.2014 N 9.
Следовательно, факт нарушения Обществом требований Федерального закона N 261-ФЗ, пункта 4 Перечня мероприятий по энергосбережению при осуществлении технической эксплуатации жилищного фонда подтвержден материалами дела об административном правонарушении, Обществом соответствующими доказательствами не опровергнут.
В связи с указанным, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УК "Источное" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Заявитель жалобы также ссылается на отсутствие вины во вменяемом ему административном правонарушении.
С таким выводом также нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения ООО "УК "Источное" требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина ООО "УК "Источное" в его совершении доказаны.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено.
Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 мая 2014 года по делу N А27-6419/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)