Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3031/2015

Требование: Об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылалась на то, что она подлежала включению в реестр, поскольку была признана потерпевшей в рамках уголовного дела.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N 33-3031/2015


Судья: Сурков В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Родиной Т.А., Толмосовой А.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе У. на решение Ленинского районного суда г. Самара Самарской области от 13 января 2015 года, с участием У., ее представителя Г.

установила:

У. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, указав, что 22.05.2014 г. она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по объекту незавершенного строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Согласно полученному сообщению, ей отказано во включении в реестр на основании подп. 4 п. 14 Правил ведения реестра. Считает отказ незаконным, поскольку она является участником долевого строительства на основании договора долевого строительства от 21.07.2011 г. N 66/1, заключенного с застройщиком ООО "Монтэк". В качестве оплаты за приобретаемое жилье ею внесена сумма в размере 730 000 руб. В настоящее время против руководителя ООО "Монтэк" возбуждено уголовное дело, в рамках которого заявитель признана потерпевшей. Считает, что подлежит включению в реестр на основании двух критериев: поскольку она признана потерпевшей в рамках возбужденного уголовного дела и поскольку в отношении ООО "Монтэк" проведена процедура банкротства. Ссылается на отсутствие в решении конкретных пунктов закона, в нарушение которых, по мнению Министерства, привлечены денежные средства.
У. просила признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области по отказу во включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; возложить на Министерство строительства Самарской области обязанность по включению ее в указанный реестр; взыскать с Министерства расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Самара от 13 января 2015 года заявление У. оставлено без удовлетворения. Суд пришел к выводу о законности отказа во включении в реестр, поскольку подписанный сторонами договор о долевом участии в строительстве в установленном порядке не зарегистрирован.
В апелляционной жалобе У. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом и Министерством норм права. Полагает, что юридически значимым для включения в реестр обстоятельством является факт внесения ею денежных средств по договору долевого участия, а не регистрация договора, которая имеет значение для возникновения прав на приобретаемое жилье.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель и ее представитель доводы жалобы поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Из материалов дела следует, что 21.07.2011 г. между У. и ООО "Монтэк" подписан договор N 66/1 о долевом участии в строительстве многоэтажного дома по <адрес>, в соответствии с которым после окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию заявителю должна быть передана в собственность однокомнатная квартира N 66 (строительный) общей площадью 39,17 кв. м. Обязательства по оплате квартиры У. выполнены в полном объеме.
Установлено, что застройщик обязательства по строительству жилого дома не выполнил, квартиру в собственность заявителя не передал.
В отношении руководителя ООО "Монтэк" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в рамках которого постановлением следователя от 23.05.2014 г. заявитель признана потерпевшей, поскольку в результате преступных действий ей, как участнику долевого строительства, причинен имущественный ущерб.
Также из материалов дела следует, что определением арбитражного суда Самарской области от 17.08.2011 г. в отношении ООО "Монтэк" введена процедура наблюдения.
Определением арбитражного суда Самарской области от 14.09.2012 г. требование У. о передаче жилого помещения - однокомнатной квартиры в подъезде N 1 строительный номер 66 на 9 этаже, общей приведенной площадью 39,17 кв. м, в жилом доме по <адрес>, с оплатой доли в размере 730 000, включено в реестр требований передачи жилых помещений ООО "Монтэк".
22.05.2014 г. У. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно сообщению Министерства от 04.08.2014 г. У. отказано во включении в реестр на основании подп. 4 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 N 403.
В соответствии с подп. 4 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, основанием для отказа во включении заявителя в Реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Установлено, что подписанный после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ между У. и ООО "Монтэк" договор о долевом участии в строительстве в установленном законом порядке не зарегистрирован.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении У. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, основан на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие или отсутствие регистрации договора не имеет правового значения для включения в реестр, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Приказ Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 издан во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который содержит прямое требование об обязательной государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве. В отсутствие такой регистрации договор не считается заключенным, а заявитель не является дольщиком по смыслу указанного Закона.
Нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что она подлежит включению в реестр, поскольку отвечает критериям отнесения лиц, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, к числу пострадавших.
Само по себе признание заявителя потерпевшей по уголовному делу по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, равно как и проведение в отношении ООО "Монтэк" процедуры банкротства, в отрыве от других требований закона к договору участия в долевом строительстве, не свидетельствует о праве заявителя быть включенной в указанный реестр. Самостоятельным основанием для отказа во включении в реестр в соответствии с пп. 4 п. 14 Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 г. N 119-ФЗ.































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)