Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2015 N 09АП-7251/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-48581/14

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. N 09АП-7251/2015-ГК

Дело N А40-48581/14

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
Судей: Лящевского И.С., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Специальное ТУИО" МО РФ и Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-48581/14, принятое судьей Яниной Е.Н. (шифр 28-405)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-эксплуатационное управление "Фундаментстрой-6" (125414, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 73, коп. 1)
к ответчикам: Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное ТУИО" МО РФ (105175, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62) и Министерству обороны РФ (19160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании задолженности и процентов,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Бойченко Г.В. по доверенности N 2 от 09.01.2015;
- от ответчиков: 1. Назаров А.А. по доверенности N 7 от 12.01.2015, 2. Харламов А.В. по доверенности от 22.08.2014,

установил:

ООО "Строительно-эксплуатационное управление "Фундаментстрой-6" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны РФ и Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, с учетом изменений, принятых в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с Министерства обороны РФ задолженности в размере 1 194 901 руб. 71 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 93 321 руб. 82 коп., о взыскании с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" задолженности в размер 636 427 руб. 94 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 951 руб. 31 коп.
Решением от 22.12.2014 исковые требования удовлетворены частично, с Министерства обороны РФ в пользу ООО "Строительно-эксплуатационное управление "Фундаментстрой-6" взыскан долг в размере 1 194 901 руб. 71 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 93 321 руб. 82 коп., расходы по уплате госпошлины в сумме 21 412 руб. 20 коп., а также с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-эксплуатационное управление "Фундаментстрой-6" долг в сумме 548 888 руб. 35 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9 481 руб. 40 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 9 286 руб.
Не согласившись с принятым решение ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам изложенным в апелляционных жалобах.
Представители ответчиков в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалоб поддержали, представитель истца против доводов жалоб возражал, представил отзыв.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, повторно изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат 54 квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Гризодубовой, д. 32, корп. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, представленными в материалы дела.
В соответствии с протоколом собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. Гризодубовой, д. 2 от 24.02.2008, управление и эксплуатация многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу осуществляет ООО "СЭУ "Фундаментстрой-6".
При исследовании материалов дела также установлено, что 23.03.2002 между Министерством обороны РФ в лице Главного квартирно-эксплуатационного управления (заказчиком) и Закрытым акционерным обществом "Мосфундаментстрой-6" (инвестором) заключен инвестиционный контракт N 3/МЖС-1, предметом которого является: реализация инвестиционного проекта по проектированию и строительству в 2002 - 2005 г.г. жилых домов ориентировочной общей площадью 390 000 кв. м на территории Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе (Ходынское поле) площадью около 32 га и на прилегающей к аэродрому территории площадью 2 га.
В соответствии с протоколом распределения общей жилой площади объекта по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38а, квартал 58 "Г", корпуса 1-14, от 22.03.2004, стороны распределили общую жилую площадь объекта в соотношении: 67,83% в собственность инвестора, 32,17 в собственность заказчика.
Из материалов дела также видно, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Москва, улица Гризодубовой, дом N 2, был возведен на земельном участке (местонахождение: Хорошевскому шоссе, владение 38А), предоставленном во временное пользование на основании Постановления Правительства Москвы N 2 от 09.01.1996, что оговорено п. 2.3 Инвестиционного контракта N З/МЖС-1 от 23.03.2002, и введен в эксплуатацию в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU77213000-000445, зарегистрированного 24.12.2007 за N 77-ГК/3.7.2.000425.
В соответствии с Инвестиционным контрактом, Приложениям к инвестиционному контракту N 1 от 22.03.2004, N 2 от 06.06.2005, Дополнительными соглашениями к инвестиционному контракту N 1 от 03.12.2004, N 2 от 15.02.2005, N 3 от 15.08.2005, N 4 от 16.09.2005, N 5 от 28.08.2006, Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU77213000-000445, зарегистрированного 24.12.2007 за N 77-ГК/3.7.2.000425, Актом от 10.06.2011 о результатах частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту N З/МЖС-1 от 23.03.2002 (в редакции дополнительных соглашений N 1-5) в части жилого дома по адресу: город Москва, улица Гризодубовой, дом N 2 (строительный адрес: Хорошевское шоссе, владение 38, квартал 58 Г, корпус 17 (территория Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе (Ходынское поле), Итоговым протоколом распределения квартир жилого дома по адресу: город Москва, улица Гризодубовой, дом N 2 (строительный адрес: Хорошевское шоссе, владение 38, квартал 58 Г, корпус 17 (территория Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе (Ходынское поле) по инвестиционному контракту N З/МЖС-1 от 23.03.2002 (в редакции дополнительных соглашений N 1-5) от 10.06.2011, Протоколом о разделе долей участников по Инвестиционному контракту N З/МЖС-1 от 23.03.2002 общей площади квартир (включая летние помещения) жилого дома по адресу: город Москва, улица Гризодубовой, дом N 2, корпус N 1 (строительный адрес: город Москва, Хорошевское шоссе, владение 38, квартал 58 Г, корпус 17) Министерство обороны Российской Федерации обладает правом общей долевой собственности на 54 жилых помещения в многоквартирном доме N 2 по улице Гризодубовой, общей площадью 6282,3 кв. м.
Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 19.09.2013 N 1140 о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления закреплены 27 квартир, общей площадью 3202 кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Гризодубовой, д. 2, от 24.02.2008.
Актом приема-передачи подтверждается, что фактическая передача указанных помещений от Минобороны РФ к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России была совершена 27.09.2013, из чего следует, что обязанность по содержанию 27 квартир, общей площадью 3202 кв. м и несению расходов связанных с их эксплуатацией с 01.10.2013 возлагается на ответчика ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В силу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" органом, наделенным осуществлять в пределах своей компетенции полномочия собственника спорных жилых помещений, является Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, несет обязательство по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, находящегося в его собственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик, как собственник спорного недвижимого имущества, обязан нести обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Из обжалуемого решения видно, что истец понес расходы за период с 01.01.2013 по 30.09.2013 в сумме 1 194 901 руб. 71 коп., связанные с содержанием общего имущества.
Однако ответчиком обязанность, прямо предусмотренная действующим законодательством, исполнена не была, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 1 194 901 руб. 71 коп.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ на имущество, в отношении которого принято решение о закреплении за унитарным предприятием и учреждением, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникает у этого предприятия и учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из материалов дела усматривается, что за ФГКУ "Специальное ТУИО" право оперативного управления на квартиры зарегистрировано 18.10.2013, в связи с чем именно с этой даты указанное лицо несет спорные обязательства перед истцом в размере 548 888 руб. 35 коп.
Кроме того истец предъявил ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами с Минобороны РФ за период с 10.02.2013 по 24.03.2014 в размере 93 321 руб. 82 коп., с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации за период с 10.11.2013 по 24.03.2014 в размере 13 319 руб. 72 коп.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Расчет процентов судом первой инстанции проверен, признан не правильным в части расчета процентов в отношении второго ответчика, в связи с чем судом произведен перерасчет процентов за пользование чужими денежными средствами и суд признал подлежащим взысканию с Министерства обороны РФ в размере 93 321 руб. 82 коп., с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в размере 9 481 руб. 40 коп.
Вопреки доводам апелляционных жалоб в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации (жилье приобреталось для нужд Министерства обороны РФ). Согласно нормам п. 9, пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно пп. 71 п. 7 того же Положения, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателями лежит на их собственнике, которым в соответствии с представленными в материалы дела доказательствами является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, а далее после передачи в оперативное управление на втором ответчике.
Ссылка заявителей жалоб на отсутствие договорных отношений на поставку коммунального ресурса в письменном виде, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не влияет на характер фактических правоотношений сторон и не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим обязанность оплатить оказанные услуги.
Отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание услуг не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность вынесенного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-48581/14 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Специальное ТУИО" МО РФ и Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное ТУИО" МО РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
Н.В.ЮРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)