Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара - Богданова М.А., доверенность от 02.07.2014 г. N 2545;
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился;
- от Крикулевича Владимира Павловича - извещен, не явился;
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, (ИНН 6316033540), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Крикулевича Владимира Павловича, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области, в котором просило признать недействительным и отменить предписание N СПр -3818 от 02.04.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что с момента приватизации у собственника жилого помещения в жилом доме возникают обязанности вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности, а, не исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя инспекции.
Представитель Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", осуществляет МПЭСО г. о. Самары.
Согласно информации, представленной в адрес жилищной инспекции МПЭСО г. о. Самары, многоквартирный дом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (Э/Э). В доме имеются нежилые помещения занимаемые спортивными клубами.
На основании распоряжения N СПр-3818 от 18.03.2014 г. руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара.
Поводом для проведения проверки послужило обращение потребителя (вх. N 4728-ц от 06.03.2014 г.) на действия общества по начислению платы за коммунальные услуги.
В ходе документарной проверки установлены факты несоблюдения МПЭСО г.о.Самара жилищного законодательства, а именно, нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 г. N 197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области" порядка начисления платы за электроэнергию.
Государственная жилищная инспекция Самарской области выдала МПЭСО г.о.Самара предписание N СПр-3818 от 02.04.2014 г. об устранении нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части не правомерного расчета платы за коммунальные услуги.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность производить начисления платы за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" в помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии в соответствии с пунктами 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 и требованиями Приказа N 197 от 27.08.2012 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области".
При принятии решения об удовлетворении заявленных Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требований о признании указанного предписания незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пункты 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г., (далее - Правила), по которым Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, предписано начислять плату за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", распространяются на потребителей коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/58444 от 18.12.2013 г. объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" является общежитием.
Данный дом передан на эксплуатацию Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на основании Договора N 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного фонда от 01.05.2008 г. по Акту приема-передачи от 30.12.2005 г.
Передан данный дом как здание общежития. Жилые помещения в общежитии не соответствуют характеристикам квартиры и не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии.
В соответствии с п. 1.3. Положения о порядке изменения правового статуса муниципальных общежитий в городе Самаре изменение статуса муниципальных общежитий в городе Самаре осуществляется на основании Постановления Самарской Государственной Думы в соответствии с Уставом города Самары.
В соответствии с п. 2.2. Положения техническими условиями, при наличии которых допускается изменение правового статуса муниципального общежития, являются: возможность обеспечения поквартирного (покомнатного) учета потребляемой электроэнергии.
Судом верно указано на то, что Общежитие по адресу г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", не соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 4.1. Положения Постановление Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития является основанием для внесения соответствующих сведений в материалы технического учета органом технической инвентаризации жилищного фонда, в реестр муниципальной собственности города Самары и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4.2 Положения Копия Постановления Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития направляется в управляющую организацию.
Постановление Самарской Городской Думы об исключении данного общежития из состава специализированного жилищного фонда и о включении его в состав муниципального жилищного фонда социального использования как многоквартирного дома в соответствии с п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в материалах дела отсутствует.
Судом правильно отмечено в решении, что при указанных обстоятельствах основания применять в отношении данного объекта недвижимости правовые нормы (пп. 40 и 44 Правил), предназначенные для потребителей коммунальных услуг проживающих в многоквартирных домах, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 51 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 50 Правил Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Как указывает заявитель, между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара и Муниципальным предприятием городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" был заключен Агентский договор, который действовал с января 2013 по декабрь 2013 года. В соответствии с условиями данного Договора МП ЕИРЦ производило начисление платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях. МП ЕИРЦ до заключения Агентского договора с Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не работало со специализированным жилым фондом и при расчете платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях, применяло нормы законодательства применимые для многоквартирных домов и граждан потребляемых коммунальные услуги в изолированных квартирах.
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, расторгнув Агентский договор с МП ЕИРЦ, начало производить начисление за электроэнергию в соответствии со специальными нормами законодательства - Пунктами 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
До заключения Агентского договора с МП ЕИРЦ в 2012 году начисления за электроэнергию, гражданам проживающим в общежитии по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", производилось Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара аналогичным образом, что и в 2014 году.
В феврале, марте, апреле 2014 года начисление платы за электроэнергию производилось согласно пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в которых предусмотрено, что расчет размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в данном случае - общедомовым прибором учета, и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю.
Судом первой инстанции правильно учтено, что В настоящее время данное соглашение между жильцами общежития отсутствует, вследствие чего расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к вышеуказанным Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии, то есть равными долями между всеми жильцами общежития.
В феврале 2014 года показание общедомового прибора учета - 44000 кВт распределилось между 289 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 152,2491 кВт на человека (конкретно по к. 44-152,2491кВт*4 чел. = 608,46 кВт (1849,72 рублей).
В марте 2014 года показание общедомового прибора учета - 36000 кВт плюс 1771 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 291 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 129,7972 кВт на человека (конкретно по к. 44-129,77972 кВт*4 чел. = 519,19 кВт (1578,35 рублей).
В апреле 2014 года показание общедомового прибора учета - 22000 кВт плюс 996 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 288 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 79,8475 кВт на человека (конкретно по к. 44-79,8475 кВт*4 чел. = 319,39 кВт (970,93 рублей).
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N СПр-3818 от 02.04.2014 не соответствует требованиям ст. ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса РФ" законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве РСФСР, который не был определен правовым режимом жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких помещениях граждане, которым жилье было предоставлено на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют особую категорию субъектов правоотношений и подлежат защите при реализации своего конституционного права. Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2011 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" При этом, Конституционный суд РФ, разъясняя изложенную правовую позицию, в определениях от 01.03.2012 г. N 390-0-0 и N 391-0-0 указал, что оспариваемая норма призванная, с учетом приведенной правовой позиции, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилой фонд" ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений этого фонда. Распространение норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях по сути означало бы лишение муниципального образования специализированного жилищного фонда.
Согласно положениям п. 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.09.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления конкретного жилого помещения.
Таким образом, права отдельных граждан, проживающих в общежитиях, не могут отражаться на решении вопроса об изменении статуса всего жилого дома.
Соответственно, не может быть изменен правовой режим содержания общего имущества в доме.
Данная правовая позиции находит свое отражение в судебной практике Самарского областного суда - постановление Президиума Самарского областного суда N 44 г - 76/2012 29.11.2012 г.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А55-8216/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А55-8216/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара - Богданова М.А., доверенность от 02.07.2014 г. N 2545;
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился;
- от Крикулевича Владимира Павловича - извещен, не явился;
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, (ИНН 6316033540), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Крикулевича Владимира Павловича, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области, в котором просило признать недействительным и отменить предписание N СПр -3818 от 02.04.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что с момента приватизации у собственника жилого помещения в жилом доме возникают обязанности вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности, а, не исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя инспекции.
Представитель Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", осуществляет МПЭСО г. о. Самары.
Согласно информации, представленной в адрес жилищной инспекции МПЭСО г. о. Самары, многоквартирный дом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (Э/Э). В доме имеются нежилые помещения занимаемые спортивными клубами.
На основании распоряжения N СПр-3818 от 18.03.2014 г. руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара.
Поводом для проведения проверки послужило обращение потребителя (вх. N 4728-ц от 06.03.2014 г.) на действия общества по начислению платы за коммунальные услуги.
В ходе документарной проверки установлены факты несоблюдения МПЭСО г.о.Самара жилищного законодательства, а именно, нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 г. N 197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области" порядка начисления платы за электроэнергию.
Государственная жилищная инспекция Самарской области выдала МПЭСО г.о.Самара предписание N СПр-3818 от 02.04.2014 г. об устранении нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части не правомерного расчета платы за коммунальные услуги.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность производить начисления платы за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" в помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии в соответствии с пунктами 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 и требованиями Приказа N 197 от 27.08.2012 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области".
При принятии решения об удовлетворении заявленных Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требований о признании указанного предписания незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пункты 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г., (далее - Правила), по которым Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, предписано начислять плату за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", распространяются на потребителей коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/58444 от 18.12.2013 г. объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" является общежитием.
Данный дом передан на эксплуатацию Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на основании Договора N 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного фонда от 01.05.2008 г. по Акту приема-передачи от 30.12.2005 г.
Передан данный дом как здание общежития. Жилые помещения в общежитии не соответствуют характеристикам квартиры и не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии.
В соответствии с п. 1.3. Положения о порядке изменения правового статуса муниципальных общежитий в городе Самаре изменение статуса муниципальных общежитий в городе Самаре осуществляется на основании Постановления Самарской Государственной Думы в соответствии с Уставом города Самары.
В соответствии с п. 2.2. Положения техническими условиями, при наличии которых допускается изменение правового статуса муниципального общежития, являются: возможность обеспечения поквартирного (покомнатного) учета потребляемой электроэнергии.
Судом верно указано на то, что Общежитие по адресу г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", не соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 4.1. Положения Постановление Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития является основанием для внесения соответствующих сведений в материалы технического учета органом технической инвентаризации жилищного фонда, в реестр муниципальной собственности города Самары и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4.2 Положения Копия Постановления Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития направляется в управляющую организацию.
Постановление Самарской Городской Думы об исключении данного общежития из состава специализированного жилищного фонда и о включении его в состав муниципального жилищного фонда социального использования как многоквартирного дома в соответствии с п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в материалах дела отсутствует.
Судом правильно отмечено в решении, что при указанных обстоятельствах основания применять в отношении данного объекта недвижимости правовые нормы (пп. 40 и 44 Правил), предназначенные для потребителей коммунальных услуг проживающих в многоквартирных домах, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 51 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 50 Правил Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Как указывает заявитель, между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара и Муниципальным предприятием городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" был заключен Агентский договор, который действовал с января 2013 по декабрь 2013 года. В соответствии с условиями данного Договора МП ЕИРЦ производило начисление платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях. МП ЕИРЦ до заключения Агентского договора с Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не работало со специализированным жилым фондом и при расчете платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях, применяло нормы законодательства применимые для многоквартирных домов и граждан потребляемых коммунальные услуги в изолированных квартирах.
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, расторгнув Агентский договор с МП ЕИРЦ, начало производить начисление за электроэнергию в соответствии со специальными нормами законодательства - Пунктами 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
До заключения Агентского договора с МП ЕИРЦ в 2012 году начисления за электроэнергию, гражданам проживающим в общежитии по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", производилось Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара аналогичным образом, что и в 2014 году.
В феврале, марте, апреле 2014 года начисление платы за электроэнергию производилось согласно пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в которых предусмотрено, что расчет размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в данном случае - общедомовым прибором учета, и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю.
Судом первой инстанции правильно учтено, что В настоящее время данное соглашение между жильцами общежития отсутствует, вследствие чего расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к вышеуказанным Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии, то есть равными долями между всеми жильцами общежития.
В феврале 2014 года показание общедомового прибора учета - 44000 кВт распределилось между 289 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 152,2491 кВт на человека (конкретно по к. 44-152,2491кВт*4 чел. = 608,46 кВт (1849,72 рублей).
В марте 2014 года показание общедомового прибора учета - 36000 кВт плюс 1771 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 291 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 129,7972 кВт на человека (конкретно по к. 44-129,77972 кВт*4 чел. = 519,19 кВт (1578,35 рублей).
В апреле 2014 года показание общедомового прибора учета - 22000 кВт плюс 996 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 288 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 79,8475 кВт на человека (конкретно по к. 44-79,8475 кВт*4 чел. = 319,39 кВт (970,93 рублей).
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N СПр-3818 от 02.04.2014 не соответствует требованиям ст. ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса РФ" законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве РСФСР, который не был определен правовым режимом жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких помещениях граждане, которым жилье было предоставлено на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют особую категорию субъектов правоотношений и подлежат защите при реализации своего конституционного права. Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2011 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" При этом, Конституционный суд РФ, разъясняя изложенную правовую позицию, в определениях от 01.03.2012 г. N 390-0-0 и N 391-0-0 указал, что оспариваемая норма призванная, с учетом приведенной правовой позиции, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилой фонд" ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений этого фонда. Распространение норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях по сути означало бы лишение муниципального образования специализированного жилищного фонда.
Согласно положениям п. 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.09.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления конкретного жилого помещения.
Таким образом, права отдельных граждан, проживающих в общежитиях, не могут отражаться на решении вопроса об изменении статуса всего жилого дома.
Соответственно, не может быть изменен правовой режим содержания общего имущества в доме.
Данная правовая позиции находит свое отражение в судебной практике Самарского областного суда - постановление Президиума Самарского областного суда N 44 г - 76/2012 29.11.2012 г.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)