Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 августа 2012 г. N 17/27 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по отоплению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета" в редакции приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 31 мая 2013 г. N 6/3, по апелляционной жалобе Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Есаковой И.И., Шаповаловой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
заместитель прокурора Белгородской области обратился в Белгородский областной суд с заявлением о признании недействующим приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 августа 2012 г. N 17/27 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по отоплению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета" в редакции приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 31 мая 2013 г. N 6/3.
В приложении к указанному приказу установлены единые нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению во всех районах области в размере 0,029 Гкал/кв. м в месяц, за исключением городского округа "Город Белгород" (0,0257 Гкал/кв. м), которые подлежат применению с 1 января 2015 г.
В обоснование своего требования заместитель прокурора Белгородской области сослался на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен без соответствующей дифференциации в соответствии с категориями многоквартирных и жилых домов, что не соответствует положениям пунктов 4, 11 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Решением Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отношении апелляционной жалобы прокуратурой Белгородской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В Белгородской области нормативы потребления коммунальных услуг утверждает Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 3 июня 2013 г. N 204-ПП.
Таким образом, оспариваемый приказ издан в пределах предоставленных полномочий.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В возражениях на заявленное требование регулирующий орган указывает на то, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применение расчетного метода является правом уполномоченного органа. При этом применение расчетного метода обосновано тем, что в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 г. N 80-ПП "О подпрограмме перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов в Белгородской области на 2009 - 2012 годы" оснащенность приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов на момент принятия оспариваемого приказа составляла 20%, что, по мнению регулирующего органа, не является достаточным для применения метода аналогов.
Между тем в материалах дела не имеется доказательств того, что регулирующим органом запрашивались сведения о наличии (отсутствии) таких приборов учета в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья или теплосетевых организациях.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель регулирующего органа пояснил, что процент оснащенности приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов был рассчитан по области в целом, за исключением г. Белгорода, поскольку в отношении данного образования имелось больше информации. Дома, в которых необходимо установить приборы учета, были определены управлением ЖКХ по Белгородской на основании ответов районов области при обследовании жилищного фонда, связанном с предоставлением денег на капитальный ремонт при условии установки приборов учета. Работа по сбору информации проводилась в 2008 г. Оспариваемый приказ был издан в 2012 г. по данным упомянутого постановления Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 г. N 80-ПП, в которое постоянно вносились соответствующие изменения, то есть каждый год корректировались цифры относительно установки приборов учета в разбивке по домам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению регулирующий орган необоснованно применил расчетный метод.
Обоснованно не принят судом первой инстанции довод Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о том, что в настоящее время в Правила N 306 внесены изменения, обязывающие привести нормативы в соответствие с новыми требованиями до 31 декабря 2016 г., поскольку оспариваемый приказ не соответствовал требованиям Правил, действовавших на момент его принятия. Кроме того, новые положения пункта Правил N 306 также предусматривают дифференциацию нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводов, которые могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.07.2015 N 57-АПГ15-3
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 57-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 августа 2012 г. N 17/27 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по отоплению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета" в редакции приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 31 мая 2013 г. N 6/3, по апелляционной жалобе Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Есаковой И.И., Шаповаловой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
заместитель прокурора Белгородской области обратился в Белгородский областной суд с заявлением о признании недействующим приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 августа 2012 г. N 17/27 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по отоплению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета" в редакции приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 31 мая 2013 г. N 6/3.
В приложении к указанному приказу установлены единые нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению во всех районах области в размере 0,029 Гкал/кв. м в месяц, за исключением городского округа "Город Белгород" (0,0257 Гкал/кв. м), которые подлежат применению с 1 января 2015 г.
В обоснование своего требования заместитель прокурора Белгородской области сослался на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен без соответствующей дифференциации в соответствии с категориями многоквартирных и жилых домов, что не соответствует положениям пунктов 4, 11 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Решением Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отношении апелляционной жалобы прокуратурой Белгородской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В Белгородской области нормативы потребления коммунальных услуг утверждает Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 3 июня 2013 г. N 204-ПП.
Таким образом, оспариваемый приказ издан в пределах предоставленных полномочий.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В возражениях на заявленное требование регулирующий орган указывает на то, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применение расчетного метода является правом уполномоченного органа. При этом применение расчетного метода обосновано тем, что в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 г. N 80-ПП "О подпрограмме перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов в Белгородской области на 2009 - 2012 годы" оснащенность приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов на момент принятия оспариваемого приказа составляла 20%, что, по мнению регулирующего органа, не является достаточным для применения метода аналогов.
Между тем в материалах дела не имеется доказательств того, что регулирующим органом запрашивались сведения о наличии (отсутствии) таких приборов учета в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья или теплосетевых организациях.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель регулирующего органа пояснил, что процент оснащенности приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов был рассчитан по области в целом, за исключением г. Белгорода, поскольку в отношении данного образования имелось больше информации. Дома, в которых необходимо установить приборы учета, были определены управлением ЖКХ по Белгородской на основании ответов районов области при обследовании жилищного фонда, связанном с предоставлением денег на капитальный ремонт при условии установки приборов учета. Работа по сбору информации проводилась в 2008 г. Оспариваемый приказ был издан в 2012 г. по данным упомянутого постановления Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 г. N 80-ПП, в которое постоянно вносились соответствующие изменения, то есть каждый год корректировались цифры относительно установки приборов учета в разбивке по домам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению регулирующий орган необоснованно применил расчетный метод.
Обоснованно не принят судом первой инстанции довод Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о том, что в настоящее время в Правила N 306 внесены изменения, обязывающие привести нормативы в соответствие с новыми требованиями до 31 декабря 2016 г., поскольку оспариваемый приказ не соответствовал требованиям Правил, действовавших на момент его принятия. Кроме того, новые положения пункта Правил N 306 также предусматривают дифференциацию нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводов, которые могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Белгородского областного суда от 18 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)