Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчиков, был признан подлежащим сносу. В рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность было приобретено жилое помещение, в которое ответчики переселяться отказались.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Лозовая Ж.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Утенко Р.В., Харламовой О.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Ленинского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"Администрации <...> в удовлетворении исковых требований к Г.Г., Г.М., Г.Р. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение отказать".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
установила:
Администрация <...> обратилась в суд с иском к Г.Г., Г.М., Г.Р. о прекращении права собственности и выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что Г.Г. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают Г.М., Г.Р. На основании постановления Мэра <...> N 994-п от <...> "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" многоквартирный <...> признан подлежащим сносу. Переселение граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением правительства Омской области от <...> N 140-<...> условиям указанной программы способ переселения граждан для этапа 2013 г. определен как приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. В целях переселения ответчиков приобретено жилое помещение по <...>, которая является благоустроенным и равнозначным по количеству комнат и жилой площади квартире ответчика. Ответчики отказались от переселения в предоставляемое жилое помещение. Своим отказом от переселения в представляемое жилое помещение ответчики препятствуют сносу аварийного домостроения.
Истец просил выселить ответчиков из указанного жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, признать за муниципальным образованием г. Омск право собственности на жилое помещение <...> в <...>, а также признать право собственности за Г.Г. на жилое помещение, расположенное по <...> г. <...>.
Истец Администрация <...> в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и дате слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчики Г.Г., Г.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Г.М., действующая также как представитель Г.Г., в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила свой отказ от переселения в предлагаемую квартиру, поскольку дом построен некачественно, отсутствует инфраструктура, дом находится далеко от центра города. Утверждала, что имеются существенные изменения условий для собственника в новом жилье - установлено индивидуальное газовое отопление. Пояснила, что ее никто не предупреждал о программе по переселению из аварийного жилья, выкупная цена жилья не предлагалась.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Г.Е. просит решение отменить, повторно излагает обстоятельства, на которые указано в иске. Ссылается на то, что региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 г., утв. Постановлением Правительства Омской области от <...> N 140-п, предусмотрен один способ переселения граждан - приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Утверждает, что предоставляемое ответчикам жилое помещение соответствует принципу равноценности как по общей площади, жилой площади, количеству комнат.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Ленинского административного округа г. Омска Н. выражает согласие с постановленным по делу решением суда.
Заслушав Г.М., просившую решение суда оставить без изменения, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшую, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно положениям ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу ч. 1, 8, 9 ЖК РФ (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в ч. 4 названной статьи.
Из материалов дела следует, что Г.Г. является собственником <...> в <...>, площадью <...> кв. м. Согласно копии лицевого счета N <...> в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства Г.Г., Г.М., Г.Р.
В соответствии с постановлением Мэра <...> от <...> N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" указанный дом был признан подлежащим сносу.
<...> аварийных многоквартирных домов, из которых переселение граждан должно производиться с учетом необходимости развития в г. Омске малоэтажного жилищного строительства, установленный региональной адресной программой Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утв. Постановлением Правительства Омской области от <...> N 140-п.
Из искового заявления следует, что с целью предоставления Г.Г. жилого помещения взамен изымаемого, была приобретена <...> в г. Омске, состоящая из трех комнат, общей площадью 69,7 кв. м, жилой площадью 43,8 кв. м,
Обращаясь с названными исковыми требованиями к ответчикам, Администрация <...> ссылалась на отказ Г.Г. от добровольного заключения договора мены квартир и переселения в предоставляемое им жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения права собственности Г.Г. и выселении ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на данное помещение.
Суд первой инстанции правильно указал, что включение многоквартирного дома в перечень домов, являющихся участниками региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не исключает обязанности Администрации г. Омска при изъятии жилого помещения соблюдать права граждан, установленные ст. 32 ЖК РФ.
Пункт 1 ст. 32 ЖК допускает изъятие у гражданина жилого помещения, подлежащего сносу, путем выкупа. Однако согласно п. 8 ст. 32 ЖК по достигнутому с собственником жилого помещения соглашению ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку соглашение между Администрацией г. Омска и ответчиком Г.Г. о предоставлении иного жилья взамен принадлежащего Г.Г. на праве собственности в добровольном порядке не достигнуто, она не может быть принудительно лишен права собственности на имеющееся у нее жилое помещение, и вместе с членами своей семьи не может быть выселена из него с предоставлением другого жилья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда. Постановленное по делу решение является законным и обоснованным, соответствует нормам материального права, основано на представленных сторонами доказательствах.
Апелляционную жалобу Администрации г. Омска судебная коллегия находит подлежащей отклонению.
Выводы суда подтверждаются позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от <...>. В разделе II данного обзора указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно подп. "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N <...> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
С учетом изложенного коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилищных прав собственников в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017, по этапу 2013 г. осуществляется только путем предоставления иного жилого помещения в малоэтажных жилых домах.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения ч. 6 ст. 20.5 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", действовавшей на момент принятия указанной программы, о незаконности принятого по делу решения суда не свидетельствуют.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, настоящий закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, предметом регулирования указанного закона переселение граждан из занимаемых ими аварийных жилых помещений не является, данные правоотношения им не регулируются.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда предполагает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, процедура переселения граждан (выселения из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения) относится к предмету регулирования жилищного права и регулируется нормами Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца в данном споре, они были исследованы и проверены судом первой инстанции, им была дана надлежащая оценка в соответствии с нормами материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Омска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3788/2015
Требование: О прекращении права собственности на жилое помещение, выселении.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчиков, был признан подлежащим сносу. В рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность было приобретено жилое помещение, в которое ответчики переселяться отказались.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N 33-3788/2015
Председательствующий: Лозовая Ж.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Утенко Р.В., Харламовой О.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Ленинского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"Администрации <...> в удовлетворении исковых требований к Г.Г., Г.М., Г.Р. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение отказать".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
установила:
Администрация <...> обратилась в суд с иском к Г.Г., Г.М., Г.Р. о прекращении права собственности и выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что Г.Г. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают Г.М., Г.Р. На основании постановления Мэра <...> N 994-п от <...> "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" многоквартирный <...> признан подлежащим сносу. Переселение граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением правительства Омской области от <...> N 140-<...> условиям указанной программы способ переселения граждан для этапа 2013 г. определен как приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. В целях переселения ответчиков приобретено жилое помещение по <...>, которая является благоустроенным и равнозначным по количеству комнат и жилой площади квартире ответчика. Ответчики отказались от переселения в предоставляемое жилое помещение. Своим отказом от переселения в представляемое жилое помещение ответчики препятствуют сносу аварийного домостроения.
Истец просил выселить ответчиков из указанного жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, признать за муниципальным образованием г. Омск право собственности на жилое помещение <...> в <...>, а также признать право собственности за Г.Г. на жилое помещение, расположенное по <...> г. <...>.
Истец Администрация <...> в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и дате слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчики Г.Г., Г.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Г.М., действующая также как представитель Г.Г., в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила свой отказ от переселения в предлагаемую квартиру, поскольку дом построен некачественно, отсутствует инфраструктура, дом находится далеко от центра города. Утверждала, что имеются существенные изменения условий для собственника в новом жилье - установлено индивидуальное газовое отопление. Пояснила, что ее никто не предупреждал о программе по переселению из аварийного жилья, выкупная цена жилья не предлагалась.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Г.Е. просит решение отменить, повторно излагает обстоятельства, на которые указано в иске. Ссылается на то, что региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 г., утв. Постановлением Правительства Омской области от <...> N 140-п, предусмотрен один способ переселения граждан - приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Утверждает, что предоставляемое ответчикам жилое помещение соответствует принципу равноценности как по общей площади, жилой площади, количеству комнат.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Ленинского административного округа г. Омска Н. выражает согласие с постановленным по делу решением суда.
Заслушав Г.М., просившую решение суда оставить без изменения, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшую, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно положениям ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу ч. 1, 8, 9 ЖК РФ (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в ч. 4 названной статьи.
Из материалов дела следует, что Г.Г. является собственником <...> в <...>, площадью <...> кв. м. Согласно копии лицевого счета N <...> в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства Г.Г., Г.М., Г.Р.
В соответствии с постановлением Мэра <...> от <...> N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" указанный дом был признан подлежащим сносу.
<...> аварийных многоквартирных домов, из которых переселение граждан должно производиться с учетом необходимости развития в г. Омске малоэтажного жилищного строительства, установленный региональной адресной программой Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утв. Постановлением Правительства Омской области от <...> N 140-п.
Из искового заявления следует, что с целью предоставления Г.Г. жилого помещения взамен изымаемого, была приобретена <...> в г. Омске, состоящая из трех комнат, общей площадью 69,7 кв. м, жилой площадью 43,8 кв. м,
Обращаясь с названными исковыми требованиями к ответчикам, Администрация <...> ссылалась на отказ Г.Г. от добровольного заключения договора мены квартир и переселения в предоставляемое им жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения права собственности Г.Г. и выселении ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на данное помещение.
Суд первой инстанции правильно указал, что включение многоквартирного дома в перечень домов, являющихся участниками региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не исключает обязанности Администрации г. Омска при изъятии жилого помещения соблюдать права граждан, установленные ст. 32 ЖК РФ.
Пункт 1 ст. 32 ЖК допускает изъятие у гражданина жилого помещения, подлежащего сносу, путем выкупа. Однако согласно п. 8 ст. 32 ЖК по достигнутому с собственником жилого помещения соглашению ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку соглашение между Администрацией г. Омска и ответчиком Г.Г. о предоставлении иного жилья взамен принадлежащего Г.Г. на праве собственности в добровольном порядке не достигнуто, она не может быть принудительно лишен права собственности на имеющееся у нее жилое помещение, и вместе с членами своей семьи не может быть выселена из него с предоставлением другого жилья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда. Постановленное по делу решение является законным и обоснованным, соответствует нормам материального права, основано на представленных сторонами доказательствах.
Апелляционную жалобу Администрации г. Омска судебная коллегия находит подлежащей отклонению.
Выводы суда подтверждаются позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от <...>. В разделе II данного обзора указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от <...> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно подп. "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N <...> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
С учетом изложенного коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилищных прав собственников в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017, по этапу 2013 г. осуществляется только путем предоставления иного жилого помещения в малоэтажных жилых домах.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения ч. 6 ст. 20.5 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", действовавшей на момент принятия указанной программы, о незаконности принятого по делу решения суда не свидетельствуют.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, настоящий закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, предметом регулирования указанного закона переселение граждан из занимаемых ими аварийных жилых помещений не является, данные правоотношения им не регулируются.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда предполагает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, процедура переселения граждан (выселения из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения) относится к предмету регулирования жилищного права и регулируется нормами Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца в данном споре, они были исследованы и проверены судом первой инстанции, им была дана надлежащая оценка в соответствии с нормами материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Омска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)