Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2133/2015

Требование: О понуждении к признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что непринятие ответчиком мер к проведению межведомственной комиссией обследования в отношении многоквартирного дома приводило к нарушению прав граждан на жилище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N 33-2133/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 апреля 2015 года дело
по апелляционной жалобе государственной жилищной инспекции Архангельской области
на решение Котласского городского суда Архангельской области от 10 февраля 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Котлас", межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории МО "Котлас" о понуждении к действию, отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

государственная жилищная инспекция Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с заявлением об обязании администрации муниципального образования "Котлас" (далее - администрация МО "Котлас") в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МО "Котлас" одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, решений в отношении многоквартирного дома N <...> по <...> в <...>.
Требования мотивирует тем, что по результатам проверки, проведенной государственной жилищной инспекцией по обращению жильцов дома N <...> по <...> в <...> установлена необходимость обследования межведомственной комиссией для принятия решения о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим вынесено заключение от 29 января 2014 года о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, которое направлено главе администрации МО "Котлас". В нарушение требований законодательства межведомственной комиссией до настоящего времени по данному заключению не принято ни одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения. Состояние конструкций указанного дома представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Непринятие администрацией МО "Котлас" мер к проведению межведомственной комиссией обследования в отношении многоквартирного дома N <...> по <...> в <...> приводит к нарушению прав граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях.
К участию в деле привлечена межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории МО "Котлас".
Государственная жилищная инспекция Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направила, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела без его участия, требования к администрации МО "Котлас" поддержала, считая ее надлежащим ответчиком по делу, требования к межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории МО "Котлас" не поддержала.
Просила суд обязать администрацию МО "Котлас" в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования "Котлас" одно из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, решений в отношении многоквартирного дома N 17 по ул. Грибоедова в г. Котласе.
Представитель администрации МО "Котлас" и межведомственной комиссии З.С. в судебном заседании требования к администрации МО "Котлас" полагал необоснованными.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась государственная жилищная комиссия Архангельской области, в апелляционной жалобе просит его отменить.
Полагает, что межведомственная комиссия не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не обладает правосубъектностью.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений и именно она обязана проводить обследование жилого помещения, независимо от финансово-экономических возможностей.
Решение о проведении дополнительного обследования является продолжением процедуры оценки жилого помещения и по итогам требует принятия решения в виде заключения.
При этом вопрос о подготовке заключения о пригодности или непригодности данного жилого дома для постоянного проживания граждан и получении результатов дополнительного обследования данного дома не разрешался. До настоящего времени межведомственной комиссией никакого решения не принято.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы администрация МО "Котлас" считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 29 января 2014 года в адрес главы администрации МО "Котлас" государственной жилищной инспекцией Архангельской области было направлено заключение о техническом состоянии жилого дома N <...> по <...> в <...>, которое просили рассмотреть на межведомственной комиссии МО "Котлас".
18 февраля 2014 года межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО "Котлас" при рассмотрении указанного заключения принято решение поручить представителю собственника муниципальных жилых помещений МО "Котлас" в доме N <...> по <...> - МБУ МО "Котлас" "ИРЦ" в срок до 18 марта 2014 года инициировать проведение собрания с собственниками помещений по вопросу получения заключения специализированной организации для передачи его в межведомственную комиссию. 26 февраля 2014 года сообщение о принятом решении было направлено в государственную жилищную инспекцию Архангельской области.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО "Котлас" N 2936 от 16 сентября 2013 года создана постоянно действующая межведомственная комиссия на территории МО "Котлас".
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В п. 49 Положения указано, что на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, при разрешении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что именно к компетенции межведомственной комиссии отнесен вопрос о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания, действующим законодательством администрация МО "Котлас" не наделена правом обязывать межведомственную комиссию принять решение о признании дома ветхим и аварийным, и пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
К органам, бездействие которых может быть оспорено в суде, относятся и органы, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (п. 5).
К таким органам относится и межведомственная комиссия, принимающая носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решения при разрешении вопросов, отнесенных к ее компетенции, в связи с чем, ее действия (бездействие) могут быть обжалованы в суде как к самостоятельному лицу.
В данном случае межведомственная комиссия приняла решение по обращению жилищной инспекции, которое является самостоятельным предметом обжалования.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований к отмене принятого судом решения по доводам жалобы, основанным на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Котласского городского суда Архангельской области от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной комиссии Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.П.РАССОШЕНКО

Судьи
Н.В.РОМАНОВА
Т.Н.РУДЬ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)