Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1068/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N 33-1068


Судья: Мисюра Е.В.

6 мая 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Ирышковой Т.В., Бабаняна С.С.
при секретаре Ж.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Б. на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 28 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б. к МУП г. Кузнецка "Водоканал" о признании взимания НДС за водоснабжение и водоотведение незаконным отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:

Б. обратился в суд с иском к МУП г. Кузнецка "Водоканал" о признании взимания НДС за водоснабжение и водоотведение незаконным.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в его квартире, расположенной по адресу: <адрес>, был установлен прибор учета холодного водоснабжения. За услуги по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета МУП "Водоканал" обязало его уплатить <данные изъяты> руб., в том числе НДС (18%) - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Он неоднократно просил администрацию МУП г. Кузнецка "Водоканал" о заключении договора водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым он был бы обязан оплачивать услуги без уплаты НДС.
Однако письмом N от ДД.ММ.ГГГГ МУП г. Кузнецка "Водоканал" отказало в предоставлении услуг без взимания с него налога на добавленную стоимость.
Считает, что не относится к категории лиц, обязанных уплачивать НДС.
Просил признать незаконным отказ МУП г. Кузнецка "Горводоканал" об исключении НДС из тарифа за холодное водоснабжение и водоотведение, впоследствии дополнив иск требованиями об обязании ответчика (МУП г. Кузнецка "Водоканал") заключить с ним отдельный договор на водоснабжение и водоотведение, при этом установить тариф без учета НДС.
Кузнецкий районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Б. не согласился с решением суда об отказе ему в иске, поскольку согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации он не относится к категории лиц, обязанных уплачивать НДС.
В заседании суда апелляционной инстанции Б. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и удовлетворить его иск.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МУП г. Кузнецка "Горводоканал" по доверенности К. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ТСЖ "Мегаполис" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодное водоснабжение и водоотведение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 27.08.2012), "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 16 Правил гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством на территории Пензенской области является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (п. 1.1 Постановления Правительства Пензенской области от 04.08.2010 N 440-пП "Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области").
В соответствии с п. 3.11 указанного Постановления Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области утверждает в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельных участков и надворных построек.
Управлением по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области (приказы N 48 от 24.06.2011, N 68 от 28.06.2012, N 40 от 19.07.2013) утверждены тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение, поставляемые МУП г. Кузнецка "Водоканал" потребителям с учетом НДС.
Материалами дела установлено, что Б. является собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в доме, управление которым осуществляет ТСЖ "Мегаполис", являющееся поставщиком услуг, в том числе, по холодному водоснабжению и водоотведению согласно договора N на отпуск питьевой воды и приема сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП г. Кузнецка "Водоканал" и ТСЖ "Мегаполис".
По условиям договора МУП г. Кузнецка "Водоканал" обязано производить расчеты с абонентом по действующим тарифам в порядке, установленном договором, а абонент - оплачивать услуги, предоставляемые МУП г. Кузнецка "Водоканал" в порядке и в сроки, установленные договором.
Абонент платит авансовые платежи до 25 числа месяца, предшествующего расчетному, за питьевую воду и канализацию в сумме согласно лимита по утвержденным тарифам на расчетный счет МУП г. Кузнецка "Водоканал" путем выписки платежного поручения, в котором указывается номер и дата заключения договора на водоснабжение и водоотведение. Расчетный период по настоящему договору принимается равным одному календарному месяцу. Окончательный расчет - 5 числа месяца следующего за отчетным месяцем.
Начисление платежей жителям дома производится на основании данных, предоставляемых управляющим ТСЖ в соответствии с агентским договором N 117/ЦКП-11 от 20.01.2011, заключенным между МУП г. Кузнецка "Центр коммунальных платежей" и ТСЖ "Мегаполис", где МУП "ЦКП", выступая в качестве агента, согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ, совершает действия по поручению и за счет принципала (ТСЖ "Мегаполис"), в том числе:
- - осуществляет начисление платежей с января 2011 года (в том числе пеней за несвоевременное внесение платежей) потребителям, проживающим на территории г. Кузнецка в жилом доме, находящемся по адресу: <адрес> за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 2.1.2);
- - осуществляет расчет платежей на основе тарифов, представленных принципалом (ТСЖ "Мегаполис"), с учетом некачественной поставки услуги, и задолженности потребителей.
На имя истца Б. по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет N, по которому усматривается задолженность по оплате холодной питьевой воды (<данные изъяты> руб.), услуги "водоотведение" (<данные изъяты> руб.), образование которой явилось следствием несогласия истца с начислением ему платежей с НДС.
При постановлении решения об отказе в удовлетворении исковых требований Б., суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что начисление платы за ХВС, водоотведение (канализацию) производится истцу на основании установленных нормативов, а после установки индивидуальных приборов учета в квартире истца - на основании показаний этих приборов, и по тарифам, установленным уполномоченным органом.
По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является правильным, поскольку он основан на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует приведенным выше нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о признании незаконным взимания платы за водоснабжение и водоотведение с учетом НДС судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Как правильно указал суд в решении, поскольку МУП г. Кузнецка "Водоканал" применяет общую систему налогообложения, согласно действующему законодательству по налогам и сборам (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) при расчетах между МУП г. Кузнецка "Водоканал" и населением подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Поскольку действующее налоговое законодательство предусматривает при приобретении коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации уплату управляющей организацией суммы НДС, в случае, если регулируемая цена установлена без НДС, то стоимость ресурса для управляющей организации увеличивается на 18% от цены товара (услуги), установленной органом местного самоуправления без учета НДС.
Реализация управляющей организацией населению коммунального ресурса по той же цене, по которой управляющая организация приобрела этот ресурс, то есть по цене, включающей НДС, соответствует действующему налоговому законодательству и не противоречит нормам Жилищного кодекса РФ.
Проверка тарифов, по которым производится начисление истцу платы за ХВС, водоотведение, показала, что управляющая организация реализовывала коммунальные ресурсы истцу по цене, учитывающей сумму НДС, при этом дополнительно (повторно) цена услуги на размер НДС не увеличивается, что является правомерным.
В целом доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с выводами суда первой инстанции в части установления фактических обстоятельств дела и толкования положений действующего законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)