Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по делу N А05-14205/2014 (судья Распопин М.В.),
мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5; далее - Мэрия) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" (ОГРН 1052901200880; место нахождения: 163027, г. Архангельск, пер. Широкий, д. 3; далее - Общество), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице мэрии о взыскании 65 076 руб. 71 коп. долга по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества домов N 16, 18 по улице Адмирала Кузнецова в городе Архангельске за период с ноября 2011 года по декабрь 2012 года.
Решением суда от 01.04.2015 иск удовлетворен в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 65 076 руб. 71 коп. долга.
Ответчик с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит судебный акт отменить и принять новое решение. Доводы жалобы сводятся к тому, что к правоотношениям, возникшим до вступления в силу изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть до 26.12.2012, применяется редакция Кодекса, действующая в спорный период, согласно которой наниматели жилых помещений не вносят плату за капитальный ремонт имущества многоквартирного дома: он проводится за счет собственника жилищного фонда, который обязан производить капитальный ремонт, но обязанность по ежемесячным взносам на данные нужды не установлена. Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об оплате расходов на капитальный ремонт, его проведения не представлено. Не предусмотрена обязанность муниципального образования по внесению ежемесячной платы за капитальный ремонт и договорами управления в спорных домах. Протоколы решений общего собрания собственников жилых домов о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме не представлены. Требование о взыскании задолженности по капитальному ремонту в предъявленном истцом размере в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, принятого в установленном порядке, является незаконным, поскольку фактически работы выполнены при отсутствии правовых оснований на их выполнение. Кворум для принятия решения собственниками помещений о проведении капитального ремонта не соблюден, что влечет его недействительность и не является обязательным для муниципального образования. Решениями общего собрания собственников помещений спорных домов не определены виды, объемы, стоимость работ по капитальному ремонту и сроки возмещения расходов, следовательно возмещение расходов на капитальный ремонт возможно только через регионального оператора. Истец не представил доказательств соблюдения необходимых нормативных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании решений общего собрания собственников многоквартирных жилых домов N 16, 18 расположенных по вышеуказанному адресу, является управляющей компанией, с которой 02.11.2006 и 05.11.2006 заключены договоры управления многоквартирными домами.
В пунктах 7.1 договоров, заключенных истцом и муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис", действующим от имени собственника муниципального жилищного фонда, предусмотрено, что цена договора определяется как сумма платы собственников и пользователей жилых помещений за услуги по управлению и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в доме и за коммунальные услуги, рассчитанных на основании тарифов, указанных в приложениях 5 к договорам.
В приложении 5 к договорам указано, что плата за жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за капитальный ремонт в размере 2,9 руб. за 1 кв. м общей площади, установленном решением Архангельского городского Совета депутатов от 31.05.2006 N 189, и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим (пункты 7.4 договоров управления).
Из пунктов 7.11 договоров следует, что капитальные ремонтные работы в доме осуществляются за счет собственников и выполняются в объеме и в сроки, которые определяются собственниками помещений в доме по предложению управляющей компании. Управляющая компания обязана вести обособленный учет средств, полученных от собственников на капитальный ремонт дома, и выполнять работы по капитальному ремонту в пределах средств, полученных от собственников средств.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16 по вышеупомянутому адресу с 01.03.2012 установлена плата за капитальный ремонт в размере 5 руб. за 1 кв. м.
Согласно письму Департамента муниципального имущества мэрии г. Архангельска от 23.10.2014 N 118-14/7823 в спорных домах часть жилых помещений находилась в муниципальной собственности: в доме N 16 за период с 01.09.2011 по 29.02.2012 общей площадью 984,2 кв. м; в период с 01.03.2012 по 30.09.2012 - 919,8 кв. м; в период с 01.10.2012 по 30.11.2012 - 856,4 кв. м; в период с 01.12.2012 - 745,9 кв. м; в доме N 18 в период с 01.09.2011 по 30.06.2012 - 308,1 кв. м; в период с 01.07.2012 по 31.10.2012 - 262,3 кв. м; в период с 01.11.2012 - 107,2 кв. м.
Истец, ссылаясь на то, что в период с ноября 2011 года по декабрь 2012 года ответчик не вносил плату за капитальный ремонт общего имущества дома, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная инстанция не может не согласиться с принятым судебным актом.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 154 названного Кодекса установлено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входят: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
За счет взносов на капитальный ремонт, вносимых собственниками, управляющая компания формирует определенный денежный фонд, за счет которого будет проводиться капитальный ремонт общего имущества дома.
Капитальный ремонт - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Денежные средства, уплаченные собственниками в счет оплаты выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту, являются предварительной оплатой будущего обязательства по проведению капитального ремонта.
Средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании; управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.
Вместе с тем управляющая компания определяет размер расходов пропорционально размеру собственности и не выделяет их по отношению к одному из собственников помещений, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
Данные выводы согласуются с правовыми позициями, выработанными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Поскольку обязанность по оплате содержания и ремонта общего имущества и капитального ремонта вышеуказанными правовыми нормами возложена на собственника помещений (ответчика), то апелляционный суд считает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ответчика в пользу истца предъявленной задолженности за заявленный в иске период у суда первой инстанции не имелось, так как в противном случае на стороне ответчика возникнет неосновательное обогащение за счет истца.
Документов, опровергающих приведенные выводы, к которым правильно пришел суд первой инстанции, ответчиком не представлено.
При этом доводы Мэрии не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, так как собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия (отсутствия) договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как решения собраний собственников помещений в многоквартирном доме, которыми определены тарифы на капитальный ремонт, в установленном порядке оспорены не были, недействительными не признаны.
Указанный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлениях от 20.08.2015 по делу N А05-14081/2014, по делу N А05-14079/2014.
Всем доводам ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по делу N А05-14205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2015 ПО ДЕЛУ N А05-14205/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу N А05-14205/2014
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по делу N А05-14205/2014 (судья Распопин М.В.),
установил:
мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5; далее - Мэрия) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" (ОГРН 1052901200880; место нахождения: 163027, г. Архангельск, пер. Широкий, д. 3; далее - Общество), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице мэрии о взыскании 65 076 руб. 71 коп. долга по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества домов N 16, 18 по улице Адмирала Кузнецова в городе Архангельске за период с ноября 2011 года по декабрь 2012 года.
Решением суда от 01.04.2015 иск удовлетворен в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 65 076 руб. 71 коп. долга.
Ответчик с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит судебный акт отменить и принять новое решение. Доводы жалобы сводятся к тому, что к правоотношениям, возникшим до вступления в силу изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть до 26.12.2012, применяется редакция Кодекса, действующая в спорный период, согласно которой наниматели жилых помещений не вносят плату за капитальный ремонт имущества многоквартирного дома: он проводится за счет собственника жилищного фонда, который обязан производить капитальный ремонт, но обязанность по ежемесячным взносам на данные нужды не установлена. Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об оплате расходов на капитальный ремонт, его проведения не представлено. Не предусмотрена обязанность муниципального образования по внесению ежемесячной платы за капитальный ремонт и договорами управления в спорных домах. Протоколы решений общего собрания собственников жилых домов о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме не представлены. Требование о взыскании задолженности по капитальному ремонту в предъявленном истцом размере в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, принятого в установленном порядке, является незаконным, поскольку фактически работы выполнены при отсутствии правовых оснований на их выполнение. Кворум для принятия решения собственниками помещений о проведении капитального ремонта не соблюден, что влечет его недействительность и не является обязательным для муниципального образования. Решениями общего собрания собственников помещений спорных домов не определены виды, объемы, стоимость работ по капитальному ремонту и сроки возмещения расходов, следовательно возмещение расходов на капитальный ремонт возможно только через регионального оператора. Истец не представил доказательств соблюдения необходимых нормативных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании решений общего собрания собственников многоквартирных жилых домов N 16, 18 расположенных по вышеуказанному адресу, является управляющей компанией, с которой 02.11.2006 и 05.11.2006 заключены договоры управления многоквартирными домами.
В пунктах 7.1 договоров, заключенных истцом и муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис", действующим от имени собственника муниципального жилищного фонда, предусмотрено, что цена договора определяется как сумма платы собственников и пользователей жилых помещений за услуги по управлению и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в доме и за коммунальные услуги, рассчитанных на основании тарифов, указанных в приложениях 5 к договорам.
В приложении 5 к договорам указано, что плата за жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за капитальный ремонт в размере 2,9 руб. за 1 кв. м общей площади, установленном решением Архангельского городского Совета депутатов от 31.05.2006 N 189, и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим (пункты 7.4 договоров управления).
Из пунктов 7.11 договоров следует, что капитальные ремонтные работы в доме осуществляются за счет собственников и выполняются в объеме и в сроки, которые определяются собственниками помещений в доме по предложению управляющей компании. Управляющая компания обязана вести обособленный учет средств, полученных от собственников на капитальный ремонт дома, и выполнять работы по капитальному ремонту в пределах средств, полученных от собственников средств.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16 по вышеупомянутому адресу с 01.03.2012 установлена плата за капитальный ремонт в размере 5 руб. за 1 кв. м.
Согласно письму Департамента муниципального имущества мэрии г. Архангельска от 23.10.2014 N 118-14/7823 в спорных домах часть жилых помещений находилась в муниципальной собственности: в доме N 16 за период с 01.09.2011 по 29.02.2012 общей площадью 984,2 кв. м; в период с 01.03.2012 по 30.09.2012 - 919,8 кв. м; в период с 01.10.2012 по 30.11.2012 - 856,4 кв. м; в период с 01.12.2012 - 745,9 кв. м; в доме N 18 в период с 01.09.2011 по 30.06.2012 - 308,1 кв. м; в период с 01.07.2012 по 31.10.2012 - 262,3 кв. м; в период с 01.11.2012 - 107,2 кв. м.
Истец, ссылаясь на то, что в период с ноября 2011 года по декабрь 2012 года ответчик не вносил плату за капитальный ремонт общего имущества дома, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная инстанция не может не согласиться с принятым судебным актом.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 154 названного Кодекса установлено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входят: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
За счет взносов на капитальный ремонт, вносимых собственниками, управляющая компания формирует определенный денежный фонд, за счет которого будет проводиться капитальный ремонт общего имущества дома.
Капитальный ремонт - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Денежные средства, уплаченные собственниками в счет оплаты выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту, являются предварительной оплатой будущего обязательства по проведению капитального ремонта.
Средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании; управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.
Вместе с тем управляющая компания определяет размер расходов пропорционально размеру собственности и не выделяет их по отношению к одному из собственников помещений, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
Данные выводы согласуются с правовыми позициями, выработанными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Поскольку обязанность по оплате содержания и ремонта общего имущества и капитального ремонта вышеуказанными правовыми нормами возложена на собственника помещений (ответчика), то апелляционный суд считает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ответчика в пользу истца предъявленной задолженности за заявленный в иске период у суда первой инстанции не имелось, так как в противном случае на стороне ответчика возникнет неосновательное обогащение за счет истца.
Документов, опровергающих приведенные выводы, к которым правильно пришел суд первой инстанции, ответчиком не представлено.
При этом доводы Мэрии не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, так как собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия (отсутствия) договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как решения собраний собственников помещений в многоквартирном доме, которыми определены тарифы на капитальный ремонт, в установленном порядке оспорены не были, недействительными не признаны.
Указанный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлениях от 20.08.2015 по делу N А05-14081/2014, по делу N А05-14079/2014.
Всем доводам ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.04.2015 по делу N А05-14205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
О.Г.ПИСАРЕВА
О.Г.ПИСАРЕВА
Судьи
О.Н.ВИНОГРАДОВ
Л.Ф.ШУМИЛОВА
О.Н.ВИНОГРАДОВ
Л.Ф.ШУМИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)