Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2015 N 06АП-911/2015 ПО ДЕЛУ N А73-11217/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. N 06АП-911/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания": представитель не явился;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания"
на решение от 03.02.2015
по делу N А73-11217/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно - ремонтная компания" (ОГРН 1082721005718, ИНН 2721159841, место нахождения: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Школьная, 11)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, офис 600)
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО "УК "ДВСРК"; управляющая компания; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - ГКУ Правительства Хабаровского края; Управление; административный орган) от 06.08.2014 г. N 402ж/14-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.02.2015 в удовлетворении заявленного требования ООО "УК "ДВСРК" отказано. Судом установлен, подтвержденный материалами дела, факт совершенного обществом нарушения в виде ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества дома (в квартирах NN 193, 165, 133 МКД N 15 по ул. Аэродромной в городе Хабаровске обнаружены неисправности кровельного покрытия), отсутствие в местах общего пользования 11 подъезда дома металлических ограждений лестничных маршей, поручня, местами - плафонов на осветительных приборах.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Ссылаясь на часть 4.1 статьи 28.2, часть 1 статьи 25.15, часть 1 статьи 1.6, статью 26.2 КоАП РФ, пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заявитель жалобы утверждает о том, что ему не была предоставлена возможность воспользоваться своими процессуальными правами (в протоколе N Ж-141 от 20.06.2014 указан законный представитель юридического лица, в то время как он отсутствовал при составлении такого протокола; о составлении административного протокола в отношении юридического лица, представитель последнего Ермолаев А.В. был уведомлен 10.07.2014 в 17 часов 00 минут посредством телефонного звонка должностного лица государственного органа Моисейкиной Т.Г., следовательно, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно; протокол, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу, поэтому он не может подтверждать наличия события вменяемого обществу административного правонарушения и служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края проведена проверка по обращениям, поступившим в управление по работе с обращениями граждан Правительства Хабаровского края, в аппарат уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае и краевую прокуратуру от граждан, проживающих в квартирах NN 193, 165, 133 в доме N 15 по ул. Аэродромной в городе Хабаровске, по факту неисправности кровельного покрытия дома, в ходе которой выявлено нарушение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, а именно:
- при осмотре жилого помещения квартиры N 165 установлено, что в прихожей, зале, спальне и детской комнатах на стенах и потолках наблюдаются следы в виде разводов желто-коричневого цвета и черные плесневелые пятна, в помещении ванной комнаты следы черных пятен на потолке от протечек с кровли; в местах общего пользования над входной дверью и в местах прохождения ствола мусоропровода на стенах и потолке следы от протечек с кровли в виде разводов темно-коричневого цвета. На неисправность кровельного покрытия в управляющую компанию поступали обращения: N 370 от 31.07.2012; N 1194 от 20.10.2010; N 3672 от 11.11.2012; N 3036 от 12.10.2012; N 1016 от 26.03.2013; N 1068 от 16.04.2013.
В местах общего пользования 11 подъезда отсутствуют металлические ограждения лестничных маршей, отсутствует поручень, местами отсутствуют плафоны на осветительных приборах.
- - при осмотре квартиры N 193 установлено, что в зале на потолке наблюдаются следы от протечек с кровли в виде разводов коричневого цвета, в прихожей на стене и потолке обнаружены следы от протечек с кровли в разводов желто-коричневого цвета. Обращения на протечки с кровли поступали: 04.04.2012 N 102; от 23.03.2012 N 78; от 01.04.2013 N 1030. Следы от протечек обнаружены в местах общего пользования над этажным электрощитком в местах прохождения внутреннего водостока;
- - при осмотре квартиры N 133 установлено, что в прихожей на потолке в 2-х местах наблюдались следы от протечек с кровли в виде разводов желтого цвета. В прихожей на стене над дверным проемом наблюдались следы черноты на обоях и следы от протечек над дверью ванной комнаты, а также в детской обнаружены следы черноты на обоях (стена). Обращение поступило в управляющую компанию 29.04.2014 N 1227.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений и территорий находящихся в управлении юридического лица от 09.06.2014.
При составлении протокола осмотра присутствовал представитель ООО "УК "ДВСРК", два понятых, проводилась фотосъемка.
Общество о времени и месте составления протокола осмотра извещено 06.06.2014, что подтверждается входящим штампом ООО "УК "ДВСРК" за входящим N 1579.
По выявленным нарушениям 20.06.2014 консультантом Хабаровского отдела управления государственного жилищного надзора Моисейконой Т.Г., составлен протокол об административном правонарушении N Ж-141, котором обществу сообщалось, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 11.07.2014 в 12 часов 00 минут.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола уведомлением от 10.06.2014, полученным последним 16.06.2014 (вх. N 1631).
Определением от 11.07.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении в связи с неявкой представителя ООО "УК "ДВСРК" отложено на 01.08.2014 на 16 часов 15 минут
Определением от 01.08.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 06.08.2014 на 15 часов 45 минут по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 715.
Определение получено обществом 31.07.2014 под входящий N 2092.
06.08.2014 зам. начальника главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в отношении ООО "УК "ДВСРК" вынесено постановление N 402ж/14-Ю о назначении административного наказания по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО "УК "ДВСРК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
За указанные нарушения предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования к содержанию и ремонту жилых домов определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие управляющей компании, которое выразилось в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 11 Правил содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, Правила), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, согласно пунктам 1.1, 4.6.1.1 которых, требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда; организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Как видно из материалов дела, ООО "УК "ДВСРК" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание жилого многоквартирного дома N 15 по ул. Аэродромная в г. Хабаровске, что подтверждается договором управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений вышеуказанного дома.
Согласно пунктам 3.1.1., 3.1.2. договора управления многоквартирным домом от 31.12.2009 г. N А 15, управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом (далее - МКД) в соответствии с условиями настоящего договора; организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД во исполнение ежегодных Решений собраний Собственников помещений, утвердивших перечень необходимых услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на текущий год, и в объемах собираемых денежных средств.
Таким образом, общество приняло на себя обязанности по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме услуг по управлению домом, по организации выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, следовательно, именно управляющая организация является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается нарушение обществом требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, при исполнении своих обязанностей как управляющей компанией, что зафиксировано в протоколе смотра помещений и территорий, находящихся в управлении юридического лица от 09.06.2014, протоколе об административном правонарушении от 20.06.2014 N Ж-141, постановлении по делу об административном правонарушении N 402ж/14-Ю от 06.08.2014.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном жилом доме и его текущий ремонт, в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства являются основанием для привлечения ООО "УК "ДВСРК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах, Шестой арбитражный апелляционный суд считает вынесенное решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 февраля 2015 года по делу N А73-11217/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)