Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 07АП-1862/2015 ПО ДЕЛУ N А67-5576/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А67-5576/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: без участия
от третьих лиц: ООО "Горсети": Курбетьева М.П. по доверенности от 23.11.2014 г. (на один год)
от Миночкиной Т.Ю., Бойкова А.Ю.: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горсети"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 02 февраля 2015 года по делу N А67-5576/2013 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области

третьи лица - Миночкина Т.Ю., Бойков А.Ю., общество с ограниченной ответственностью "Горсети"
о признании недействительным предписания от 21.08.2013 N 1876

установил:

Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "ТЭСК") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее -Департамент) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 21.08.2013 N 1876.
Определением суда от 15.10.2013, 22.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Миночкина Т.Ю., Бойков А.Ю., ООО "Горсети".
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.02.2015 в удовлетворении требований ОАО "Томская энергосбытовая компания" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Горсети" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие фактическим обстоятельствам дела и противоречащим законодательству вывода суда о неправомерности установления ОДПУ в жилом доме по адресу: г. Томск, пер Мариинский, д. 41; неправильное толкование норм материального права, просит решение суда изменить в части признания неправомерным применения показаний установленного общедомового прибора учета (ОДПУ) при расчете платы на электрическую энергию, потребленную на ОДН, и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Томская энергосбытовая компания" в представленном отзыве, доводы апелляционной жалобы ООО "Горсети" поддержало, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда изменить.
Заинтересованное лицо, иные третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица, третьих лиц (Миночкиной Т.Ю., Бойкова А.Ю) при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, частью 5 статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя на нее, заслушав представителя ООО "Горсети", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Судом установлено, что ОАО "Томскэнергосбыт" является субъектом, предоставляющим коммунальные услуги, в том числе собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Департаментом на основании обращения граждан проведена проверка ОАО "Томскэнергосбыт" по вопросу начисления платы за обеспечение населения коммунальной услугой - электроснабжением, в ходе которой установлено, выставление потребителям счета за коммунальную услугу по энергоснабжению на общедомовые нужды в отсутствие источников такого потребления.
По результатам проверки вынесено Предписание N 1876 от 21.08.2013 г. об устранении выявленных нарушений - исключении из счетов-квитанций собственников квартир в спорном жилом доме начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Суд первой инстанция, признавая Предписание N 1876 соответствующим закону, исходил из неправомерного начисления ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир жилого дома N 41, расположенного по пер. Мариинский в г. Томске, платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, поскольку в местах общего пользования данного дома отсутствовали источники потребления электрической энергии.
Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из названных норм права, как правильно указал суд первой инстанции, при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.
Установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, д. 41 оборудован как коллективным, так и индивидуальными приборами учета.
Таким образом, объем потребленной электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета по формулам, указанным в Правилах N 354, и по общему правилу, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют), распределяется между всеми собственниками пропорционально размеру общей площади принадлежащего им жилого (нежилого) помещения.
В то же время, для определения размера платы за потребленную электроэнергию, в том числе, на ОДН, должна быть обеспечена правильность и достоверность данных, используемых при расчете, в противном случае расчет платы будет необъективным и повлечет за собой нарушение прав потребителей.
Согласно частям 5, 10 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" - до 01 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электроэнергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5). До 01 июля 2010 года сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (часть 10), и только с 01.07.2012 года по 01.07.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны сами осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.07.2012 г. не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами (часть 12).
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ (от 23.06.2006 г. N 307, от 06.05.2011 г. N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, действовавшие как до 01.07.2012 г., так и после 01.07.2012 г. предусматривают обязательное участие в процедуре ввода общедомового прибора учета электроэнергии в эксплуатацию потребителя электроэнергии, ТСЖ или УК, уполномоченного на это до 01.07.2012 г. решением общего собрания об установке и вводе в эксплуатацию этого прибора, а после 01.07.2012 г. - без решения общего собрания.
Однако, доказательств наличия таких договоров, заключенных с участием потребителей, в частности, с жильцами дома, в материалах дела отсутствуют, как и доказательства, подтверждающие, что ОДПУ электрической энергии в жилом доме по адресу: г. Томск, пер.Мариинский, д. 41 был установлен на основании договора, заключение которого до наступления срока, установленного частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, являлось обязательным.
В этой связи, доводы ООО "Горсети" (аналогичные приведены заявителем в отзыве на апелляционную жалобу) о том, что прибор учета был установлен в 2007 г., а в 2011 г. производилась его замена, поэтому нормы Закона "Об энергосбережении", Постановление Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., устанавливающие порядок установки и приемки прибора учета, в данном случае не применимы, отклоняются судом апелляционной инстанции за необоснованностью.
По смыслу части 2 статьи 1, пункта 2 статьи 4, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основании данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.
Согласно акту проверки от 21.08.2013 г. N 1876/1 электроснабжение жилого дома по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, 41, осуществляется от опоры N 2-3 ВЛ-0,4 кВ ТП 611-31. На стене данного дома установлен общедомовой прибор учета электрической энергии (ОДПУ) - ДДМ РИМ 114.01 N 798084. Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены внутри жилых помещений спорного жилого дома. Места общего пользования в указанном жилом доме отсутствуют. Квартиры NN 1,2,3,4,5,6,7 оборудованы отдельными входами. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения отсутствует. Осветительный прибор над входом в квартиру N 1 подключен под индивидуальный прибор; равно как и надворные постройки (сарай), принадлежащие собственникам квартир N 4, N 5.
Общедомовой прибор учета N 798084 установлен в многоквартирном доме по пер Мариинский, 41 в городе Томске на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2011 г. и актом приемки электроучета от 08.04.2011 N 16-04-08-02.
Вместе с тем, акт приемки электроучета, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон собственниками квартир спорного жилого дома не подписаны, тогда как договоры энергоснабжения заключены непосредственно с собственниками.
Доказательств принятия общедомового прибора учета в качестве расчетного и осуществления собственниками квартир расчетов с его показаниями заявителем и третьим лицом (ООО "Горсети") не представлено.
Соответственно оснований для выставления счетов на оплату общедомовых нужд у ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось.
Доводы ООО "Горсети" об отсутствии доказательств того, что общедомовой прибор учета не соответствует техническим требованиям, неисправен, либо неверно определяет объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, признание неправомерным и недостоверным расчета платы за потребленную электроэнергию исходя из установленного сетевой организацией прибора учета приведет к бесплатному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды собственниками помещений, не имеют правового значения, поскольку при отсутствии мест общего пользования, а также при отсутствии приборов, потребляющих электрическую энергию подключенных под общедомовой прибор учета, фактического потребления электрической энергии не происходит, кроме того, заявитель (ОАО "ТЭСК") в обоснование своего требования ссылался именно на наличие такого прибора учета и на начисление платы за общедомовые нужды исходя из его показаний, в том числе, ООО "Горсети" как сетевой организацией в целях осуществления коммерческого учета электрической энергии (дополнительные пояснения от 12.01.2015 г., л.д. 20-22, т. 2).
При этом, ООО "Горсети", указывая на основания изменения решения суда в части признания неправомерным применения показаний установленного ОДПУ при расчете платы за электрическую энергию, не оспаривает того факта, что ООО "Горсети" не производит начислений и не взимает плату с потребителей по договору энергоснабжения.
Отношения между ООО "Горсети" как сетевой организации и ОАО "ТЭСК" как гарантирующего поставщика электрической энергии, выходят за рамки предмета требований по настоящему делу; оспариваемое предписание применительно к сетевой организации ООО "Горсети" не содержит никаких фактов нарушения действующих Правил предоставления коммунальных услуг и не возлагает совершение каких-либо действий (либо воздержания от совершения таковых).
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции изменению в части признания неправомерным применения показаний установленного общедомового прибора учета при расчете платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН, - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 02 февраля 2015 года по делу N А67-5576/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)