Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация производила начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Павлов Э.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Н.В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 05 марта 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах Н.И., Н.В.И., Т., В.В.Н., Н.Е., М., Р.Н., к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Тверь, филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Западная Двина о признании незаконными действий по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, удовлетворить.
Признать действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению: Н.И. и Н.В.И. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года; Т. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за ноябрь 2014 года; В.В.Н., за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 октября 2014 года; Н.Е. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 октября 2014 года; М. за потребленную электрическую энергию на обще домовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года; Р.Н. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, незаконными".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в интересах Н.И. и Н.В.И., в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Тверь, филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Западная Двина, о признании незаконными действий ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года Н.И. (февраль 2014 г.) и Н.В.И. (март - ноябрь 2014 г.). Указал, что в прокуратуру Западнодвинского района с заявлением о проверки законности начисления платы за электроэнергию филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" в период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, потребленную на общедомовые нужды, обратилась Н.В.И. В ходе проверки было установлено, что согласно квитанциям по оплате за электроэнергию филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" с 01 февраля 2014 года по 30 ноября 2014 года включительно производил начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды: Н.И. и Н.В.И., проживающим по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N. Однако, действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). В силу подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, на исполнителя возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Неисполнение филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" приведенных положений путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке электроэнергии на общедомовые нужды и оплате данной услуги непосредственно филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" является нарушением установленных Правительством РФ Правил. Управляющие организации в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, обязаны заключить с энергоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах). Неисполнение данной обязанности не освобождает управляющую организацию от обязанности уплатить стоимость фактически потребленной на общедомовые нужды электроэнергии в силу ст. 544 ГК РФ, а также требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 253. Просил признать незаконными действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению Н.И. и Н.В.И. оплаты за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды
Кроме этого, прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, по тем же основаниям обратился с аналогичными исковыми требованиями в интересах: Т., проживающей по адресу: <адрес> лицевой счет абонента N; В.В.Н., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; Н.Е., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; М., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; Р.Н., проживающего по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N, которым также ответчиком начислялась плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Указанные иски прокурора в интересах граждан (гражданские дела N 2-71/2015, 2-74/2015, 2-75/2015, 2-76/2015, 2-77/2015) были приняты к производству суда и определением суда от 05 марта 2015 года объединены в одно производство.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Н.Т. и Н.Д., Н.С., Р.Л.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ермоленко Т.И. исковые требования поддержала, пояснив, что прокурор обратился в суд с указанными исками в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку указанные граждане, в связи с возрастом и по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Истцы Н.И., Н.В.И., Р.Н., В.В.И., Н.Е., М., Т. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра" в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания" в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Тверьоблэлектро" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Н.Т., Н.Д., Н.С.., Р.Л. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что решение суда не является законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены и доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, без надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств, а изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В силу п. 8 Правил N 354 ответчик вправе требовать и получать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг. Исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку платеж предусмотрен нормативным актом. Анализ п. 32, 40 Правил позволяет сделать вывод о том, что установленный в 7.1 ст. 155 ЖК РФ запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.
Прокурором Западнодвинского района принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых полагает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Третьим лицом ООО "Тверьоблэлектро" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Истцы Н.И., Н.В.И., Р.Н., В.В.И., Н.Е., М., Т., представитель ответчика ОАО "МРСК Центра", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Тверьоблэлектро", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Н.Т., Н.Д., Н.С.., Р.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав объяснения прокурора Ивановой Н.В., поддержавшей возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего.
Судом первой инстанции установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирных домах в г. Западная Двина Тверской области; зарегистрированы и проживают в указанных квартирах, пользуясь предоставленными услугами.
Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых расположены квартиры истцов, выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией ООО "Управляющая компания".
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома, в связи с чем признал действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению истцам платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нарушающими права последних как потребителей.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирного дома, в отношении которого ООО "Управляющая компания" не заключен договор о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о правомерности оспариваемых истцами действий вышеуказанного ответчика.
Данные действия противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющей организацией.
Филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению квитанций за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию.
Пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, на который ссылается ответчик, порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяет.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконными действий ответчика по предъявлению в адрес истцов платы за электроэнергию на общедомовые нужды, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают указанные выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к позиции ответчика, изложенной в возражениях на иск в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия согласиться не может.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.П.ЗОЛИН
Судьи
М.В.ГУДКОВА
Т.В.ПАРФЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1790
Требование: О признании незаконными действий по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация производила начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N 33-1790
судья Павлов Э.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Н.В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 05 марта 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах Н.И., Н.В.И., Т., В.В.Н., Н.Е., М., Р.Н., к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Тверь, филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Западная Двина о признании незаконными действий по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, удовлетворить.
Признать действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению: Н.И. и Н.В.И. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года; Т. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за ноябрь 2014 года; В.В.Н., за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 октября 2014 года; Н.Е. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 октября 2014 года; М. за потребленную электрическую энергию на обще домовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года; Р.Н. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, незаконными".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в интересах Н.И. и Н.В.И., в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Тверь, филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" г. Западная Двина, о признании незаконными действий ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года Н.И. (февраль 2014 г.) и Н.В.И. (март - ноябрь 2014 г.). Указал, что в прокуратуру Западнодвинского района с заявлением о проверки законности начисления платы за электроэнергию филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" в период с 01 февраля по 30 ноября 2014 года, потребленную на общедомовые нужды, обратилась Н.В.И. В ходе проверки было установлено, что согласно квитанциям по оплате за электроэнергию филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" с 01 февраля 2014 года по 30 ноября 2014 года включительно производил начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды: Н.И. и Н.В.И., проживающим по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N. Однако, действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). В силу подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, на исполнителя возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Неисполнение филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" приведенных положений путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке электроэнергии на общедомовые нужды и оплате данной услуги непосредственно филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" является нарушением установленных Правительством РФ Правил. Управляющие организации в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, обязаны заключить с энергоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах). Неисполнение данной обязанности не освобождает управляющую организацию от обязанности уплатить стоимость фактически потребленной на общедомовые нужды электроэнергии в силу ст. 544 ГК РФ, а также требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 253. Просил признать незаконными действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению Н.И. и Н.В.И. оплаты за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды
Кроме этого, прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, по тем же основаниям обратился с аналогичными исковыми требованиями в интересах: Т., проживающей по адресу: <адрес> лицевой счет абонента N; В.В.Н., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; Н.Е., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; М., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N; Р.Н., проживающего по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N, которым также ответчиком начислялась плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Указанные иски прокурора в интересах граждан (гражданские дела N 2-71/2015, 2-74/2015, 2-75/2015, 2-76/2015, 2-77/2015) были приняты к производству суда и определением суда от 05 марта 2015 года объединены в одно производство.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Н.Т. и Н.Д., Н.С., Р.Л.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ермоленко Т.И. исковые требования поддержала, пояснив, что прокурор обратился в суд с указанными исками в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку указанные граждане, в связи с возрастом и по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Истцы Н.И., Н.В.И., Р.Н., В.В.И., Н.Е., М., Т. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра" в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания" в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Тверьоблэлектро" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Н.Т., Н.Д., Н.С.., Р.Л. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что решение суда не является законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены и доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, без надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств, а изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В силу п. 8 Правил N 354 ответчик вправе требовать и получать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг. Исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку платеж предусмотрен нормативным актом. Анализ п. 32, 40 Правил позволяет сделать вывод о том, что установленный в 7.1 ст. 155 ЖК РФ запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.
Прокурором Западнодвинского района принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых полагает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Третьим лицом ООО "Тверьоблэлектро" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Истцы Н.И., Н.В.И., Р.Н., В.В.И., Н.Е., М., Т., представитель ответчика ОАО "МРСК Центра", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Тверьоблэлектро", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Н.Т., Н.Д., Н.С.., Р.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав объяснения прокурора Ивановой Н.В., поддержавшей возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего.
Судом первой инстанции установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирных домах в г. Западная Двина Тверской области; зарегистрированы и проживают в указанных квартирах, пользуясь предоставленными услугами.
Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых расположены квартиры истцов, выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией ООО "Управляющая компания".
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома, в связи с чем признал действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению истцам платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нарушающими права последних как потребителей.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирного дома, в отношении которого ООО "Управляющая компания" не заключен договор о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о правомерности оспариваемых истцами действий вышеуказанного ответчика.
Данные действия противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющей организацией.
Филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению квитанций за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию.
Пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, на который ссылается ответчик, порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяет.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконными действий ответчика по предъявлению в адрес истцов платы за электроэнергию на общедомовые нужды, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают указанные выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к позиции ответчика, изложенной в возражениях на иск в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия согласиться не может.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.П.ЗОЛИН
Судьи
М.В.ГУДКОВА
Т.В.ПАРФЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)