Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Федорова Ю.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В.
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Товарищества собственников жилья "Алей" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года по делу
по иску С.О. к товариществу собственников жилья "Алей" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
установила:
С.О. обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ "Алей", с учетом уточнений, о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов жилого <адрес> в <адрес> на расстоянии от дома не менее 20 метров и не более 100 метров, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых кустарных насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта; обеспечить ежедневную уборку придомовой территории указанного жилого дома; организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого дома; взыскании с ТСЖ "Алей" полученных <данные изъяты>. за ДД.ММ.ГГ года по не предоставленной услуге - вывоз ТБО.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес> в <адрес>. ТСЖ "Алей" является компанией, обслуживающей данный жилой дом. Сбор и вывоз ТБО, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. ТСЖ "Алей" услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО не предоставляет ввиду отсутствия контейнерных площадок. Но при этом, ответчик ежемесячно начисляет плату за вывоз ТБО в размере <данные изъяты> с человека. Истец как житель дома вынужден выносить бытовые отходы на контейнерную площадку, обслуживаемую ООО "УК Наш Дом", а денежные средства собранные по статье вывоз ТБО используются ТСЖ "Алей" на свои нужды.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года исковые требования С.О. удовлетворены частично.
- На ТСЖ "Алей" возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта;
- обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки и придомовой территории жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края;
- организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ТСЖ "Алей" в доход Муниципального образования "Город Рубцовск" взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик ТСЖ "Алей" подал апелляционную жалобу, в которой просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что суд должен был руководствоваться п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Удовлетворяя исковые требования, суд обязал ответчика периодически производить уборку контейнерной площадки и придомовой территории жилого дома, что противоречит принципу исполнимости судебного решения, при этом действующее законодательство не предусматривает возможности принятия судом решения о возложении обязанности на ответчика совершать какие-либо действия периодически.
Кроме того истец не доказал, что ответчик будет нарушать его права в будущем, в связи с чем, решение суда о возложении обязанности выполнять действия по уборке контейнерной площадки и придомовой территории с определенной периодичностью будет противоречить п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, который презюмирует добросовестность участников правоотношений.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации" срок, установленный для исполнения судебного акта должен быть конечным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца С.О. - С.Е. просит решение оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца С.О. - С.Е. доводы возражений поддержал в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.О. является собственником <адрес>.
Организацией, осуществляющей управление данным многоквартирным жилым домом является ТСЖ "Алей".
Контейнерной площадки по <адрес>, *** в <адрес> не имеется; земельный участок для обслуживания контейнерной площадки по указанному адресу не выделялся; информации об организации, которая является ответственной за содержание контейнерной площадки по данному адресу и обеспечивает уборку территории, в Администрации города Рубцовска не имеется.
Поскольку контейнерная площадка с мусоросборниками для сбора мусора и твердых бытовых отходов от названного многоквартирного жилого дома отсутствует, жильцы данного дома для выброса своего мусора пользуются контейнерной площадкой, находящейся у жилого <адрес> в <адрес>, расстояние от которой до <адрес> составляет около 200 метров.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении на ТСЖ обязанности по оборудованию контейнерной площадки, а довод о применении положений Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" в настоящем деле находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 утверждены Правила благоустройства города Рубцовска (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пунктам 2.1, 2.8, 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать: а) установку на обслуживаемой территории оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда сборников для твердых отходов и отдельно под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; б) установку мусоросборников всех типов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров. На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов; в) ежедневный вывоз бытовых отходов и иного мусора, в том числе крупногабаритного, из мусоросборников и мусорных контейнеров; г) своевременный вывоз жидких бытовых отходов и очистку выгребов от грязи (не допускать их переполнения); д) своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; е) свободный подъезд и проезд к контейнерным площадкам и местам временного хранения мусора.
Из анализа приведенных норм судебная коллегия считает, что именно на ТСЖ "Алей" лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес>.
Рассматривая заявленные требования, суд также пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению ежедневной уборки придомовой территории жилого дома и вывоза мусора и твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. 2.1, пп. "д" п. 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
Согласно п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Поэтому решение суда в указанной части является обоснованным, но подлежит уточнению.
Ссылка апеллянта на п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 является несостоятельной, поскольку указанный пункт содержит разъяснение о разумных сроках судопроизводства.
В части установления порядка исполнения возложенной на ответчика обязанности (периодичности) решение суда не противоречит требованиям части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда отвечает требованиям пункта 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Суд не усматривает оснований к переоценке имеющихся в деле доказательств по доводам апелляционной жалобы. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика ТСЖ "Алей" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Уточнить абз. 3 и 4 резолютивной части решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года, изложив их в следующей редакции:
Обязать ТСЖ "Алей" обеспечить ежедневные уборку контейнерной площадки и вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края и своевременную уборку придомовой территории жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5294/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N 33-5294/2014
Судья: Федорова Ю.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В.
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Товарищества собственников жилья "Алей" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года по делу
по иску С.О. к товариществу собственников жилья "Алей" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
установила:
С.О. обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ "Алей", с учетом уточнений, о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов жилого <адрес> в <адрес> на расстоянии от дома не менее 20 метров и не более 100 метров, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых кустарных насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта; обеспечить ежедневную уборку придомовой территории указанного жилого дома; организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого дома; взыскании с ТСЖ "Алей" полученных <данные изъяты>. за ДД.ММ.ГГ года по не предоставленной услуге - вывоз ТБО.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес> в <адрес>. ТСЖ "Алей" является компанией, обслуживающей данный жилой дом. Сбор и вывоз ТБО, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. ТСЖ "Алей" услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО не предоставляет ввиду отсутствия контейнерных площадок. Но при этом, ответчик ежемесячно начисляет плату за вывоз ТБО в размере <данные изъяты> с человека. Истец как житель дома вынужден выносить бытовые отходы на контейнерную площадку, обслуживаемую ООО "УК Наш Дом", а денежные средства собранные по статье вывоз ТБО используются ТСЖ "Алей" на свои нужды.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года исковые требования С.О. удовлетворены частично.
- На ТСЖ "Алей" возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта;
- обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки и придомовой территории жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края;
- организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ТСЖ "Алей" в доход Муниципального образования "Город Рубцовск" взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик ТСЖ "Алей" подал апелляционную жалобу, в которой просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что суд должен был руководствоваться п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Удовлетворяя исковые требования, суд обязал ответчика периодически производить уборку контейнерной площадки и придомовой территории жилого дома, что противоречит принципу исполнимости судебного решения, при этом действующее законодательство не предусматривает возможности принятия судом решения о возложении обязанности на ответчика совершать какие-либо действия периодически.
Кроме того истец не доказал, что ответчик будет нарушать его права в будущем, в связи с чем, решение суда о возложении обязанности выполнять действия по уборке контейнерной площадки и придомовой территории с определенной периодичностью будет противоречить п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, который презюмирует добросовестность участников правоотношений.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации" срок, установленный для исполнения судебного акта должен быть конечным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца С.О. - С.Е. просит решение оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца С.О. - С.Е. доводы возражений поддержал в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.О. является собственником <адрес>.
Организацией, осуществляющей управление данным многоквартирным жилым домом является ТСЖ "Алей".
Контейнерной площадки по <адрес>, *** в <адрес> не имеется; земельный участок для обслуживания контейнерной площадки по указанному адресу не выделялся; информации об организации, которая является ответственной за содержание контейнерной площадки по данному адресу и обеспечивает уборку территории, в Администрации города Рубцовска не имеется.
Поскольку контейнерная площадка с мусоросборниками для сбора мусора и твердых бытовых отходов от названного многоквартирного жилого дома отсутствует, жильцы данного дома для выброса своего мусора пользуются контейнерной площадкой, находящейся у жилого <адрес> в <адрес>, расстояние от которой до <адрес> составляет около 200 метров.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении на ТСЖ обязанности по оборудованию контейнерной площадки, а довод о применении положений Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" в настоящем деле находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 утверждены Правила благоустройства города Рубцовска (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пунктам 2.1, 2.8, 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать: а) установку на обслуживаемой территории оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда сборников для твердых отходов и отдельно под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; б) установку мусоросборников всех типов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров. На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов; в) ежедневный вывоз бытовых отходов и иного мусора, в том числе крупногабаритного, из мусоросборников и мусорных контейнеров; г) своевременный вывоз жидких бытовых отходов и очистку выгребов от грязи (не допускать их переполнения); д) своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; е) свободный подъезд и проезд к контейнерным площадкам и местам временного хранения мусора.
Из анализа приведенных норм судебная коллегия считает, что именно на ТСЖ "Алей" лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес>.
Рассматривая заявленные требования, суд также пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению ежедневной уборки придомовой территории жилого дома и вывоза мусора и твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. 2.1, пп. "д" п. 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
Согласно п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Поэтому решение суда в указанной части является обоснованным, но подлежит уточнению.
Ссылка апеллянта на п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 является несостоятельной, поскольку указанный пункт содержит разъяснение о разумных сроках судопроизводства.
В части установления порядка исполнения возложенной на ответчика обязанности (периодичности) решение суда не противоречит требованиям части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда отвечает требованиям пункта 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Суд не усматривает оснований к переоценке имеющихся в деле доказательств по доводам апелляционной жалобы. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика ТСЖ "Алей" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Уточнить абз. 3 и 4 резолютивной части решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 марта 2014 года, изложив их в следующей редакции:
Обязать ТСЖ "Алей" обеспечить ежедневные уборку контейнерной площадки и вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края и своевременную уборку придомовой территории жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)