Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1728

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-1728


Судья Клемешева Н.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П
судей Ковалева С.А., Павлуцкой С.В.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Т., У., Х.М., С., Н., К.С., О., З.Л., Г., М.Г.М., Д.Т., Б., М.А., К.А. и Х.Т. к администрации Кавалеровского муниципального района, администрации Кавалеровского городского поселения о возложении обязанности по перечислению денежных сумм на специальный банковский счет
по апелляционной жалобе представителя администрации Кавалеровского муниципального района - З.С.,
на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 21 ноября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены: на администрацию Кавалеровского муниципального района возложена обязанность перечислить на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, денежные средства в размере долей софинансирования истцов в сумме 8154,29 руб. - доля К.Т., 15619,10 - У., 5206,37 руб. - Х.М., 15804,73 руб. - С., 12914,27 руб. - Н., 6284,77 руб. - К.С., 5913,51 руб. - О., 4057,25 руб. - З.Л., 5913,51 руб. - Г., 12092,21 руб. - М.Г.М., 12092,21 руб. - Д.Т., 4543,42 руб. - Б., 4508,06 руб. - М.А., 15353,92 руб. - К.А. и 5206,37 руб. - Х.Т. на специальный счет фонда капитального ремонта данного многоквартирного жилого <адрес>, открытый 13.06.2013 г. в ОАО "Россельхозбанк".
С администрации Кавалеровского муниципального района взысканы расходы на оплату государственной пошлины в пользу К.Т., У., Х.М., С., Н., К.С., О., З.Л., Г., М.Г.М., Д.Т., Б., М.А., К.А. и Х.Т. по 200 руб. в пользу каждого.
С администрации Кавалеровского муниципального района в пользу Х.Т. взысканы расходы по оплате строительно-технической экспертизы в размере 10000 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации Кавалеровского городского поселения отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., выслушав объяснения главы администрации Кавалеровского городского поселения К.М., представителя Х.Т. - Д.О., судебная коллегия

установила:

К.Т., У., Х.М., С., Н., К.С., О., З.Л., Г., М.Г.М., Д.Т., Б., М.А., К.А. и Х.Т. первоначально обратились в Кавалеровский районный суд с исками к администрации Кавалеровского муниципального района о возложении обязанности по проведению капитального ремонта кровли жилого дома по <адрес> в пгт. Кавалерово, которые объединены судом в одно производство.
В обоснование исковых требований истцы указали, что проживают в приватизированных ими жилых помещениях названного многоквартирного дома, 1974 года постройки, кровля которого находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, и сослались на ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
В ходе рассмотрения дела истцы изменили предмет исковых требований и, сославшись на наличие решения общего собрания собственников помещений указанного выше многоквартирного дома об участии в программе по проведению капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", просили обязать администрацию Кавалеровского муниципального района перечислить на специальный банковский счет денежные средства в размере приходящейся на каждого из истцов доли софинансирования капитального ремонта кровли указанного многоквартирного дома: 8154,29 руб. - за К.Т., 15619,10 за У., 5206,37 руб. за Х.М., 15804,73 руб. за С., 12914,27 руб. за Н., 6284,77 руб. за К.С., 5913,51 руб. за О., 4057,25 руб. за З.Л., 5913,51 руб. за Г., 12092,21 руб. за М.Г.М., 12092,21 руб. за Д.Т., 4543,42 руб. за Б., 4508,06 руб. за М.А., 15353,92 руб. за К.А. и 5206,37 руб. за Х.Т.
К участию в деле в качестве соответчика судом привлечена администрация Кавалеровского городского поселения.
Представитель администрации Кавалеровского муниципального района исковые требования О., К.А., Д.Т., М.Г.М., З.Л., К.С., Н., С., Х.М., У., К.Т. и Х.Т. признал. Надлежащим ответчиком по искам Г., Б. и М.А. считал администрацию Кавалеровского городского поселения.
Представитель администрации Кавалеровского городского поселения иск не признал, по всем искам считал надлежащим ответчиком администрацию Кавалеровского муниципального района.
Судом постановлено указанное решение, на которое представителем администрации Кавалеровского муниципального района подана апелляционная с требованием об отмене решения суда и принятии нового в части удовлетворения исковых требований Г., Б. и М.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности выйти за пределы содержащихся в апелляционной жалобе требований и проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
По данному делу такая необходимость усматривается
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
При предъявлении иска истец должен указать в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов (п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из приведенных норм законодательства о гражданском судопроизводстве следует, что наличие нарушения своего права или его оспаривания по общему правилу должен доказать именно истец.
Истцы, предъявляя по настоящему делу требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности по перечислению на специальный счет денежных сумм в размере соответствующем доле истцов в софинансировании капитального ремонта жилого дома, по <адрес> в пгт. Кавалерово сослались на включение данного дома в программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Кавалеровского городского поселения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований к администрации Кавалеровского муниципального района, исходил из того, что жилые помещения в названном выше доме были приобретены истцами в собственность в порядке приватизации; капитальный ремонт жилого дома с момента постройки не проводился; кровля дома находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте; собственниками помещений данного дома приняты решения о проведении капитального ремонта дома, об участии в адресной программе по проведению капитального ремонта дома в соответствии с Федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; между администрацией Кавалеровского городского поселения и управляющей организацией ООО "Сантехсервис" заключено соглашение от 05.06.2013 г. о предоставлении субсидии за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местного бюджетов многоквартирному дому <адрес> в пгт. Кавалерово.
Возложение на администрацию обязанности по перечислению за истцов долей софинансирования капитального ремонта дома суд обосновал ссылкой на ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Судебная коллегия полагает, что приведенные в решении суда обстоятельства не дают оснований для удовлетворения исковых требований, из них не следует, что права истцов администрацией были нарушены и требуют судебной защиты.
Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие утвержденной высшим исполнительным органом исполнительной власти субъекта РФ региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соответствующей требованиям Жилищного кодекса РФ, которая должна содержать перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы (ст. ст. 14, 15).
Расходование средств Фонда осуществляется при наличии решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пятнадцать процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
В Приморском крае Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 398-па утверждена государственная программа Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2017 годы", включающая в себя подпрограмму "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" на 2013 - 2015 годы".
Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на финансовую поддержку управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов предусматривает долевое финансирование капитального ремонта за счет средств собственников помещений в размере не менее 20 процентов от стоимости капитального ремонта (далее - муниципальная программа) (Приложение N 34 к государственной программе).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований при условии принятия муниципальной программы, предусматривающей расходные обязательства на финансовую поддержку юридических лиц при проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт), за счет собственных средств бюджета муниципального образования в размере не менее 50 процентов от стоимости капитального ремонта, не обеспеченной средствами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 Приложения N 34 к государственной программе).
Приложением N 40 к государственной программе в перечень многоквартирных домов участвующих в указанной выше подпрограмме включен жилой многоквартирный дом по <адрес> в пгт. Кавалерово.
05.06.2013 г. между администрацией Кавалеровского городского поселения и ООО "Сантехсервис" (управляющая организация) заключено соглашение в соответствии с которым администрация Кавалеровского городского поселения приняла обязательства по предоставлению управляющей организации субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> в пгт. Кавалерово за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств краевого бюджета на реализацию в 2013 г. подпрограммы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" на 2013 - 2015 годы" государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2017 годы, средств местного бюджета на реализацию в 2013 году муниципальной программы Кавалеровского городского поселения по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 г. в размере: за счет средств Фонда - 2000921,86 руб., за счет средств краевого бюджета - в сумме 938811,07 руб., за счет средств местного бюджета - в сумме 939811,07 руб., а управляющая организация обязуется принять указанную субсидию и обеспечить исполнение мероприятий по программе установленных для управляющей организации (т. 2 л.д. 115-117).
Пунктом 2.3.3 соглашения на управляющую организацию возложена обязанность соблюсти установленный программой уровень софинансирования капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес> в пгт. Кавалерово за счет средств собственников помещений многоквартирного дома в размере не менее 20% от стоимости капитального ремонта, а именно 972386 руб.
Пунктом 2.3.2 на управляющую организацию возложена обязанность в установленном законом порядке обеспечить открытие счетов для перечисления средств полученной из краевого и местного бюджета субсидий для реализации программы.
13.06.2013 г. между управляющей организацией и ОАО "Россельхозбанк" заключен договор специального банковского счета, открываемого предприятию ЖКХ для учета операций совершаемых управляющей организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ (л.д. 118-121).
Таким образом, обязанность по перечислению указанных в исковых заявлениях денежных сумм на специальный банковский счет возникла у истцов в связи с правоотношениями по предоставлению Кавалеровскому городскому поселению финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местного бюджетов на проведение капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного жилого дома, основанными на нормах приведенного выше законодательства, предполагающего добровольное участие собственников в реализации мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда в форме софинансирования в размере 20% соответствующих расходов.
Из заявлений об изменении исковых требований следует, что собственниками помещений жилого многоквартирного дома по <адрес> в пгт. Кавалерово было принято решение о вступлении в программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Кавалеровского городского поселения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Данное решение является для истцов обязательным в силу пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, законных оснований для возложения принятых собственниками помещений указанного многоквартирного дома в установленном порядке обязательств по софинансированию в проведении капитального ремонта дома на орган местного самоуправления не имеется, финансовые обязательств истцов по перечислению денежных средств на специальный счет возникли в силу специального законодательства.
Статья 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ", на которую сослался суд, то она к данному спору не применима, так как регулирует иные правоотношения, связанные с приватизацией жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фонда.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Д.О. подтвердила, что требуемые истцами к зачислению на специальный счет денежные суммы уже были перечислены ими на этот счет добровольно, капитальный ремонт дома в рамках указанной выше программы завершен.
В такой ситуации предъявление истцами настоящих исков в целях защиты своих нарушенных или оспоренных прав сомнительно и, поэтому не может повлечь их судебную защиту.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 21 ноября 2013 года отменить в части удовлетворения исковых требований к администрации Кавалеровского муниципального района, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исков К.Т., У., Х.М., С., Н., К.С., О., З.Л., Г., М.Г.М., Д.Т., Б., М.А., К.А. и Х.Т. к администрации Кавалеровского муниципального района, отказать полностью.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)