Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2015 N Ф10-2241/2015 ПО ДЕЛУ N А48-4192/2014

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В соответствии с оспариваемым предписанием общество обязано демонтировать кладовые помещения на лестничных площадках между этажами в подъездах многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. N Ф10-2241/2015

Дело N А48-4192/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Орелжилэксплуатация" (ОГРН 1025700767751, ИНН 5751025625, Московская ул., д. 155а, г. Орел): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (ОГРН 1045753007431, ИНН 5753035851, Сурена Шаумяна ул., д. 33, г. Орел, 302028): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Орелжилэксплуатация" на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2014 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4192/2014,

установил:

открытое акционерное общество "Орелжилэксплуатация" (далее по тексту - заявитель, ОАО "Орелжилэксплуатация", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее также - Управление) о признании незаконным предписания от 24.07.2014.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2014 от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Управление доводы жалобы отклонило, просило судебные акты оставить в силе.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением в Управление обращения по вопросу незаконно возведенных кладовых помещений на лестничных площадках между этажами в подъездах многоквартирного жилого дома N 51 по ул. Раздольная в г. Орле Управлением 24.07.2014 проведена проверка, в ходе которой установлено, что в первом подъезде названного выше дома между техническим этажом и 10, между 10 и 9, между 8 и 7, между 5 и 6, между 4 и 3 этажами; во втором подъезде - между техническим этажом и 10, между 8 и 7, между 4 и 3 этажами; в третьем подъезде - между техническим этажом и 10, между 10 и 9, между 8 и 7, между 6 и 5, между 4 и 3 этажами располагаются (находятся) на лестничных площадках кладовые помещения.
По результатам проверки составлен акт от 24.07.2014 и в этот же день выдано предписание, которым Обществу предписано демонтировать указанные выше кладовые помещения, расположенные на лестничных площадках, поскольку в силу подпункта "к" пункта 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения.
Суды, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Закон N 69-ФЗ), статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктами 10, 11, 16, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, следовательно, приняв на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, обязано соблюдать указанные требования.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 вышеназванного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Правительство Российской Федерации постановлением от 25.04.2012 N 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Данные Правила запрещают устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт "к" пункта 23 Правил).
Пунктом 6.32* СНиП 21-01-97* также установлено, что в объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу пунктов 16 и 42 Правил N 491 управляющая организация обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно подпункту "е" пункта 11 настоящих Правил, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Из материалов дела не усматривается, что кладовые помещения на лестничных площадках между этажами установлены данным Обществом либо принадлежат последнему. Напротив, из материалов дела, следует, что непроектные кладовые помещения на лестничных площадках между этажами в упомянутом выше доме установлены собственниками и нанимателями жилых помещений дома. Следовательно, обязанность по устранению выявленных нарушений должны нести лица, непосредственно их совершившие.
При этом судам надлежало учесть, что управляющая организация без согласия собственников помещений или судебного решения не вправе демонтировать эти помещения.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции полагает, что ОАО "Орелжилэксплуатация" не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, допущенное иными лицами, на которых возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности и, несмотря на наличие договора управления многоквартирным домом, не является лицом, в адрес которого могло быть выдано предписание об устранении выявленного нарушения - демонтировать указанные выше кладовые помещения, расположенные на лестничных площадках дома N 51 по ул. Раздольная в г. Орле.
Таким образом, учитывая положения статьи 38 Закона N 69-ФЗ, принимая во внимание, что Общество в данном случае не является субъектом ответственности за выявленное нарушение требований пожарной безопасности, суд первой инстанции и апелляционный суд в отсутствие законных оснований признали правомерность вынесенного Управлением предписания от 24.07.2014.
При указанных обстоятельствах предписание Управления от 24.07.2014 о демонтаже названных выше кладовых помещений, расположенных на лестничных площадках дома N 51 по ул. Раздольная в г. Орле, следует признать незаконным и отменить.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства дела, но нарушены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого предписания Управления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А48-4192/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание от 24.07.2014 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное открытому акционерному обществу "Орелжилэксплуатация" Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Н.Н.НИКОЛАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)