Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гончаровой Т.В. по дов. от 09.01.2014,
от заинтересованного лица: Тремасовой И.М. по дов. от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" на решение Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 по делу N А67-1452/2014 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" (ИНН 7017327906, ОГРН 1137017006983), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал", г. Томск, общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК", г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания N 114 от 12.12.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис Томской домостроительной компании" (далее - ООО "Дом-Сервис ТДСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания N 114 от 12.12.2013.
Определением Арбитражного суда Томской области от 29.04.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал"), общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК" (далее - ООО "Сетевая компания ТДСК").
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования общества о признании недействительным предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - по условиям договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013 имущество собственников не передавалось обслуживающей организации, в связи с чем, собственники, имеющие доступ к системе горячего водоснабжения, обязаны самостоятельно нести ответственность за надлежащее состояние общего имущества;
- - заявитель не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги по водоснабжению, в качестве такой организации может выступать ООО "Томскводоканал", поскольку именно с ним собственниками дома был заключен договор на водоснабжение и водоотведение;
- - отбор проб воды из системы горячего водоснабжения производился административным органом с нарушением установленных требований;
- - акт разграничения ответственности от 04.06.2013 противоречит имеющимся в деле документам и не может быть положен в основу решения.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы и поступивших в суд апелляционной инстанции дополнениях к апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Управления поддержал доводы, изложенные в представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением в Управление Роспотребнадзора потребителей коммунальных услуг, проживающих по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, дом 7, о ненадлежащем качестве горячей воды в соответствии с распоряжением N 224 от 18.11.2013 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства ООО "Дом-Сервис ТДСК".
В рамках производства по делу об административном правонарушении проведены лабораторные исследования проб горячей питьевой воды, составлено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" N 1158 от 27.11.2013, из которого следует, что качество проб горячей воды после бойлера в жилом доме по ул. Нефтяная, 7, в г. Томске не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю.
В соответствии данным экспертным заключением отобранная проба горячей воды 21.11.2013 из распределительной сети в квартире жилого дома по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, также не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю (Протоколы лабораторных исследований от 26.11.2013).
Управлением также установлено, что производственный контроль качества горячей воды после водонагревателя (бойлера) не проводится, не предоставлены протоколы исследований горячей воды по производственному контролю, что является нарушением пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
12.12.2013 по результатам проверки ООО "Дом-сервис ТДСК" было выдано предписание N 114 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, согласно которому обществу предложено в срок до 31.03.2014 довести качество горячей воды после бойлера в разводящей сети внутри жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, 7, по органолептическим и санитарно-химическим показателям в соответствии со статьями 11, 19 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктами 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.41074-01, пунктом 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09, а также проводить производственный контроль качества горячей воды в соответствии с требованиями пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Постановлением от 13.03.2014 N 3/45 ООО "Дом-Сервис ТДСК" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с предписанием от 12.12.2013 N 114, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, арбитражный суд исходил из того, что требования Управления Роспотребнадзора, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на действующем законодательстве и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с названными Правилами и договором.
Согласно пункту 9 Правил N 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);
- 3.4.2. содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);
- 3.4.3. содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
Допустимая концентрация железа в источнике водоснабжения не должна превышать 0,3 мг/л (1 мг/л). Нормативы по мутности - 2,6 (3,5) ЕФМ (по формазину) или 1,5 (2) мг/л (по каолину).
3.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1.
СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы) установлено:
- - качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде (пункт 3.1.9.);
- - производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции проводится организациями, эксплуатирующими системы теплоснабжения и горячего водоснабжения (пункт 3.4.8);
- - кратность отбора проб определяется в соответствии с представленными в таблице 2 показателями (пункт 4.4).
Как усматривается из материалов дела (экспертное заключение N 1158 от 27.11.2013, протоколы лабораторных исследований от 26.11.2013), в ходе проведенной проверки было установлено что отобранные пробы горячей воды в жилом доме по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Так, показатели горячей воды, отобранные 21.11.2013 в 11:25 час. после бойлера в жилом доме по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункту 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю, а именно: - по показателю "мутность": результат исследования - 1,68 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/дм.куб.); по санитарно-химическому показателю: - по показателю "железо": результат исследования - 0,44 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм.куб.).
Отобранная проба горячей воды 21.11.2013 в 11:40 час. из распределительной сети в квартире жилого дома по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствуют требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункту 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю, а именно, по показателю "мутность": результат исследования - 2,36 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/дм.куб.); по санитарно-химическому показателю по показателю "железо": результат исследования - 0,65 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм.куб.).
Кроме этого, установлено, что заявителем не осуществляется производственный контроль качества горячей воды после водонагревателя (бойлера), не предоставлены протоколы исследований горячей воды по производственному контролю, что является нарушением пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта несоответствия горячей воды, подаваемой ООО "Дом-Сервис ТДСК" жителям многоквартирного дома N 7 по ул. Нефтяная в г. Томске, санитарно-эпидемиологическим требованиям к горячей воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Оспаривая предписание Управления Роспотребнадзора N 114 от 12.12.2013, заявитель указывает, что он не является организацией, на которую возложена обязанность по обеспечению качества подаваемой в многоквартирный дом питьевой горячей воды для нужд населения и проведения производственного контроля.
Отклоняя данный довод апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств.
Как было указано выше, в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Так, согласно пункту 2.1 договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013, заключенного между ООО "Дом-Сервис ТДСК" и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, 7, ООО "Дом-Сервис ТДСК" обязан по заданию собственника помещений в многоквартирном доме за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанные в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 3.1.2 договора ООО "Дом-Сервис ТДСК" обязано выполнять самостоятельно или с привлечением других лиц услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно перечню, указанному в приложении N 2.
В соответствии с пунктами 19, 22 - 23 Приложения N 1 к договору на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013 ООО "Дом-Сервис ТДСК" выполняя предусмотренные договором обязанности, осуществляет промывку и опрессовку систем центрального отопления, гвс и теплового узла, проводит технические осмотры, осуществляет техническое обслуживание.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что ООО "Дом-Сервис ТДСК" является единственной организацией, выполняющей работы по содержанию и ремонту системы водопровода многоквартирного дома, имеющей непосредственный доступ к данной системе и оборудованию, предназначенному для горячего водоснабжения.
Довод заявителя о том, что он не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги по водоснабжению, в качестве такой организации может выступать ООО "Томскводоканал", поскольку именно с ним собственниками дома был заключен договор на водоснабжение и водоотведение, не принимается во внимание.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 указанной статьи).
В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО "Дом-Сервис ТДСК" в рассматриваемом случае является организацией, привлекаемой собственниками жилого дома для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, оно несет ответственность за качество таких услуг в границах своей эксплуатационной ответственности.
Судом апелляционной инстанции также отмечается, что в рамках работы по обращениям потребителей уполномоченными лицами Управления Роспотребнадзора были одновременно проведены проверки с отбором проб воды, используемой для горячего водоснабжения в отношении ООО "Томскводоканал", ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК".
При этом отбор проб осуществлялся в границах эксплуатационной ответственности каждой организации, указанные границы определены актами о разграничении ответственности между ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК" от 30.05.2013, ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК" (в копии, представленной в суд дата не указана), представленными обществом на проверку.
Как следует из экспертных заключений ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" N N 1160, 1161 от 27.11.2013 пробы воды, отобранные в границах эксплуатационной ответственности ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК" соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что исключает вину указанных лиц в совершении выявленного в ходе проверки правонарушения, а соответственно обязанность по его устранению.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя о том, что отбор проб воды из системы горячего водоснабжения производился административным органом с нарушением установленных требований.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения о проведении проверки N 224 от 18.11.2013 к проведению проверки в отношении ООО "Дом-Сервис ТДСК" был привлечен аккредитованный экспертный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области".
21.11.2013 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора вынесено определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом о взятии проб от 21.11.2013 в присутствии представителя ООО "Дом-Сервис ТДСК" по доверенности от 20.11.2013, двух понятых были отобраны две пробы горячей воды для лабораторных исследований.
При этом со стороны присутствующих лиц не поступало каких-либо замечаний либо возражений относительно процедуры проведения указанных мероприятий.
Вышеуказанные процессуальные документы в полном объеме соответствуют требованиям, регламентированным статьями 26.4, 27.10 КоАП РФ.
Порядок отбора проб питьевой воды регламентирован ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб, которым регламентированы общие требования к отбору, транспортировке и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, а также ГОСТ 51593-2000 Вода питьевая. Отбор проб.
В протоколах лабораторных исследований N N 10626, 10627 от 26.11.2013 имеются ссылки на указанные методики ГОСТ Р 51592-2000 и ГОСТ 51593-2000, которые применялись при отборе проб.
Доказательств того, что отбор вышеуказанных проб производился с нарушением установленных требований апеллянтом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено.
Довод апеллянта о том, что акты разграничения ответственности между ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК", ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК", не могут быть приняты во внимание, поскольку подписаны ранее заключенного обществом с собственниками дома договора, подлежит отклонению.
Как указано ранее, из положений статьи 161 ЖК РФ, пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что в случае обслуживания внутридомовых инженерных систем лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, указанные лица несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На момент проверки договор между собственниками помещений в доме N 7 по ул. Нефтяной в г. Томске и ООО "Дом-Сервис ТДСК" был заключен, следовательно, общество за выявленные нарушения несет ответственность перед собственниками.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 по делу N А67-1452/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N А67-1452/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А67-1452/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гончаровой Т.В. по дов. от 09.01.2014,
от заинтересованного лица: Тремасовой И.М. по дов. от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" на решение Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 по делу N А67-1452/2014 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" (ИНН 7017327906, ОГРН 1137017006983), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал", г. Томск, общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК", г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания N 114 от 12.12.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис Томской домостроительной компании" (далее - ООО "Дом-Сервис ТДСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания N 114 от 12.12.2013.
Определением Арбитражного суда Томской области от 29.04.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал"), общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК" (далее - ООО "Сетевая компания ТДСК").
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования общества о признании недействительным предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - по условиям договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013 имущество собственников не передавалось обслуживающей организации, в связи с чем, собственники, имеющие доступ к системе горячего водоснабжения, обязаны самостоятельно нести ответственность за надлежащее состояние общего имущества;
- - заявитель не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги по водоснабжению, в качестве такой организации может выступать ООО "Томскводоканал", поскольку именно с ним собственниками дома был заключен договор на водоснабжение и водоотведение;
- - отбор проб воды из системы горячего водоснабжения производился административным органом с нарушением установленных требований;
- - акт разграничения ответственности от 04.06.2013 противоречит имеющимся в деле документам и не может быть положен в основу решения.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы и поступивших в суд апелляционной инстанции дополнениях к апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Управления поддержал доводы, изложенные в представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением в Управление Роспотребнадзора потребителей коммунальных услуг, проживающих по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, дом 7, о ненадлежащем качестве горячей воды в соответствии с распоряжением N 224 от 18.11.2013 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства ООО "Дом-Сервис ТДСК".
В рамках производства по делу об административном правонарушении проведены лабораторные исследования проб горячей питьевой воды, составлено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" N 1158 от 27.11.2013, из которого следует, что качество проб горячей воды после бойлера в жилом доме по ул. Нефтяная, 7, в г. Томске не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю.
В соответствии данным экспертным заключением отобранная проба горячей воды 21.11.2013 из распределительной сети в квартире жилого дома по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, также не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю (Протоколы лабораторных исследований от 26.11.2013).
Управлением также установлено, что производственный контроль качества горячей воды после водонагревателя (бойлера) не проводится, не предоставлены протоколы исследований горячей воды по производственному контролю, что является нарушением пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
12.12.2013 по результатам проверки ООО "Дом-сервис ТДСК" было выдано предписание N 114 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, согласно которому обществу предложено в срок до 31.03.2014 довести качество горячей воды после бойлера в разводящей сети внутри жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, 7, по органолептическим и санитарно-химическим показателям в соответствии со статьями 11, 19 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктами 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.41074-01, пунктом 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09, а также проводить производственный контроль качества горячей воды в соответствии с требованиями пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Постановлением от 13.03.2014 N 3/45 ООО "Дом-Сервис ТДСК" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с предписанием от 12.12.2013 N 114, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, арбитражный суд исходил из того, что требования Управления Роспотребнадзора, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на действующем законодательстве и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с названными Правилами и договором.
Согласно пункту 9 Правил N 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- 3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);
- 3.4.2. содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);
- 3.4.3. содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
Допустимая концентрация железа в источнике водоснабжения не должна превышать 0,3 мг/л (1 мг/л). Нормативы по мутности - 2,6 (3,5) ЕФМ (по формазину) или 1,5 (2) мг/л (по каолину).
3.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1.
СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы) установлено:
- - качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде (пункт 3.1.9.);
- - производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции проводится организациями, эксплуатирующими системы теплоснабжения и горячего водоснабжения (пункт 3.4.8);
- - кратность отбора проб определяется в соответствии с представленными в таблице 2 показателями (пункт 4.4).
Как усматривается из материалов дела (экспертное заключение N 1158 от 27.11.2013, протоколы лабораторных исследований от 26.11.2013), в ходе проведенной проверки было установлено что отобранные пробы горячей воды в жилом доме по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Так, показатели горячей воды, отобранные 21.11.2013 в 11:25 час. после бойлера в жилом доме по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункту 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю, а именно: - по показателю "мутность": результат исследования - 1,68 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/дм.куб.); по санитарно-химическому показателю: - по показателю "железо": результат исследования - 0,44 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм.куб.).
Отобранная проба горячей воды 21.11.2013 в 11:40 час. из распределительной сети в квартире жилого дома по ул. Нефтяная, д. 7 в г. Томске, не соответствуют требованиям пунктов 3.4, 3.5 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пункту 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по органолептическому показателю, а именно, по показателю "мутность": результат исследования - 2,36 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/дм.куб.); по санитарно-химическому показателю по показателю "железо": результат исследования - 0,65 мг/дм.куб. (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм.куб.).
Кроме этого, установлено, что заявителем не осуществляется производственный контроль качества горячей воды после водонагревателя (бойлера), не предоставлены протоколы исследований горячей воды по производственному контролю, что является нарушением пункта 4.4 раздела 4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта несоответствия горячей воды, подаваемой ООО "Дом-Сервис ТДСК" жителям многоквартирного дома N 7 по ул. Нефтяная в г. Томске, санитарно-эпидемиологическим требованиям к горячей воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Оспаривая предписание Управления Роспотребнадзора N 114 от 12.12.2013, заявитель указывает, что он не является организацией, на которую возложена обязанность по обеспечению качества подаваемой в многоквартирный дом питьевой горячей воды для нужд населения и проведения производственного контроля.
Отклоняя данный довод апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств.
Как было указано выше, в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Так, согласно пункту 2.1 договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013, заключенного между ООО "Дом-Сервис ТДСК" и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Нефтяная, 7, ООО "Дом-Сервис ТДСК" обязан по заданию собственника помещений в многоквартирном доме за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанные в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 3.1.2 договора ООО "Дом-Сервис ТДСК" обязано выполнять самостоятельно или с привлечением других лиц услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно перечню, указанному в приложении N 2.
В соответствии с пунктами 19, 22 - 23 Приложения N 1 к договору на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 07.07.2013 ООО "Дом-Сервис ТДСК" выполняя предусмотренные договором обязанности, осуществляет промывку и опрессовку систем центрального отопления, гвс и теплового узла, проводит технические осмотры, осуществляет техническое обслуживание.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что ООО "Дом-Сервис ТДСК" является единственной организацией, выполняющей работы по содержанию и ремонту системы водопровода многоквартирного дома, имеющей непосредственный доступ к данной системе и оборудованию, предназначенному для горячего водоснабжения.
Довод заявителя о том, что он не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги по водоснабжению, в качестве такой организации может выступать ООО "Томскводоканал", поскольку именно с ним собственниками дома был заключен договор на водоснабжение и водоотведение, не принимается во внимание.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 указанной статьи).
В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО "Дом-Сервис ТДСК" в рассматриваемом случае является организацией, привлекаемой собственниками жилого дома для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, оно несет ответственность за качество таких услуг в границах своей эксплуатационной ответственности.
Судом апелляционной инстанции также отмечается, что в рамках работы по обращениям потребителей уполномоченными лицами Управления Роспотребнадзора были одновременно проведены проверки с отбором проб воды, используемой для горячего водоснабжения в отношении ООО "Томскводоканал", ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК".
При этом отбор проб осуществлялся в границах эксплуатационной ответственности каждой организации, указанные границы определены актами о разграничении ответственности между ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК" от 30.05.2013, ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК" (в копии, представленной в суд дата не указана), представленными обществом на проверку.
Как следует из экспертных заключений ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" N N 1160, 1161 от 27.11.2013 пробы воды, отобранные в границах эксплуатационной ответственности ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК" соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что исключает вину указанных лиц в совершении выявленного в ходе проверки правонарушения, а соответственно обязанность по его устранению.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя о том, что отбор проб воды из системы горячего водоснабжения производился административным органом с нарушением установленных требований.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения о проведении проверки N 224 от 18.11.2013 к проведению проверки в отношении ООО "Дом-Сервис ТДСК" был привлечен аккредитованный экспертный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области".
21.11.2013 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора вынесено определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом о взятии проб от 21.11.2013 в присутствии представителя ООО "Дом-Сервис ТДСК" по доверенности от 20.11.2013, двух понятых были отобраны две пробы горячей воды для лабораторных исследований.
При этом со стороны присутствующих лиц не поступало каких-либо замечаний либо возражений относительно процедуры проведения указанных мероприятий.
Вышеуказанные процессуальные документы в полном объеме соответствуют требованиям, регламентированным статьями 26.4, 27.10 КоАП РФ.
Порядок отбора проб питьевой воды регламентирован ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб, которым регламентированы общие требования к отбору, транспортировке и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, а также ГОСТ 51593-2000 Вода питьевая. Отбор проб.
В протоколах лабораторных исследований N N 10626, 10627 от 26.11.2013 имеются ссылки на указанные методики ГОСТ Р 51592-2000 и ГОСТ 51593-2000, которые применялись при отборе проб.
Доказательств того, что отбор вышеуказанных проб производился с нарушением установленных требований апеллянтом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено.
Довод апеллянта о том, что акты разграничения ответственности между ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТДСК", ООО "Сетевая компания ТДСК" и ООО "Дом-Сервис ТДСК", не могут быть приняты во внимание, поскольку подписаны ранее заключенного обществом с собственниками дома договора, подлежит отклонению.
Как указано ранее, из положений статьи 161 ЖК РФ, пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что в случае обслуживания внутридомовых инженерных систем лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, указанные лица несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На момент проверки договор между собственниками помещений в доме N 7 по ул. Нефтяной в г. Томске и ООО "Дом-Сервис ТДСК" был заключен, следовательно, общество за выявленные нарушения несет ответственность перед собственниками.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 26.06.2014 по делу N А67-1452/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)